Природные основы экологической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.

Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В структуру реферата входит: введение, 3 главы, заключение и список используемой литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…………...2

1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5

2. Сущность экологической культуры………………………............9

3. Нравственные основы формирования экологической культуры……………………….…………………………………......13

3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16

3.2 Воспитание экологической культуры у студентов……………23

Заключение…………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………. ……...42

Файлы: 1 файл

почти готовый реферат.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

  В образовательной сфере российской государственной политики экологическое  образование выступает сегодня  в качестве приоритетного направления  средней и высшей школы и системы  профессионального образования  в целом.

  Сохранение  природных условий, пригодных для  жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим  образцам жизнедеятельности в окружающей среде. Для этого необходимо самоопределение  воли индивида и социума, направленное на коренную перестройку экологического мировоззрения людей, переоценку ценностей в области духовно-нравственной деятельности.

  Образовательная система должна обеспечить постепенное  внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом целостность экологического образования должна быть осознана во всех параметрах процесса обучения –  субъекте познания, учебном материале, формах и методах подачи знаний и  организации образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением.

  Практическая  реализация предусматривает непрерывный  характер экологического образования, начиная с дошкольных лет и  завершая взрослыми годами, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование  разнообразных форм обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых. При этом следует учитывать, что нравственные идеи природосообразности  в воспитании и образовании не являются для педагогики чем-то новым, они проходят красной нитью через  все прогрессивные, гуманистические  педагогические учения; соответственно экологические проблемы рассматривались  как глубинные связи, зависимости, закономерности взаимодействия, как  единство человека и природы. 

    3.1 Принципы экологического воспитания личности

  Дадим определение понятию экологическое  воспитание.

  Экологическое воспитание – это процесс целенаправленного  воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных  основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей  экологического стиля мышления, гуманного  отношения к природе, активной жизненной  позиции в борьбе за утверждение  принципов разумной экологической  деятельности[16].

  Воспитанием людей в духе любви к природе  заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек  практически на протяжении всей своей  жизни оказывается включенным в  процесс непрерывного воспитания и  образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи –  все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических  проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство  АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули  общественное мнение, стали катализатором  развития экологического движения.

  Формирование  экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря  человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это  происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда  в ходе экологического образования  утверждаются мировоззренческие взгляды  и убеждения.

  Не  менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе  с целью удовлетворения потребности  в «естественной красоте». Источнику  формирования сострадания, сопереживания  и сочувствия ко всему живому. И, наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в  мире природы, практика природопользования.

  Основными принципами экологического образования  и воспитания являются[17]:

  ·  комплексность и междисциплинарный подход;

  ·  систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

  ·  сочетание обучения с выходом в сферу практики;

  ·  взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;

  ·  учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.

  Конечно, экологическое воспитание должно проводиться  с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:

  ·  семья;

  ·  дошкольные учреждения;

  ·  школа;

  ·  начальная и средняя профессиональная школа;

  ·  высшие учебные заведения;

  ·  средства массовой информации.

  Наибольший  интерес для нас, разумеется, представляют высшие учебные заведения. Остановимся  на них поподробнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Воспитание экологической  культуры у студентов

  Как уже отмечалось выше, особое значение имеет процесс формирования экологической  культуры в период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и  экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков –  задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и  мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как  важная современная тенденция в  образовательных системах. Она предусматривает  реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности  и проблемности[18].

  Именно  в стенах вуза студенты приобщаются  к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения  проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению  экологической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных  научно-исследовательских работ, имеющих  экологическую направленность, а  также проведение мероприятий по презентации экологических работ.

  Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры учащихся будет создание экологической  воспитывающей среды в университетском  городке. Именно педагогическая среда  оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней  экологической культуры. Экологизированная  педагогическая среда является условием и средством формирования экологичной  личности.

  Другим  условием формирования экологической  культуры студентов является повышение  экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать  процесс преподавания. Высокая экологическая  культура должна в недалеком будущем  стать важным квалификационным критерием  преподавателя вуза.

  Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов:

  ·  формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;

  ·  подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;

  ·  формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;

  ·  понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;

  ·  представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.

  Теперь  выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у  студентов:

  ·  приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;

  ·  расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;

  ·  осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;

  ·  оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;

  ·  включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;

  ·  внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;

  ·  создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

  Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо более активно развивать ориентацию вузовского образования на междисциплинарную  кооперацию знаний и на повышение  качества экологической подготовки выпускников.

  Выделим критерии экологической культуры студентов[19]:

  ·  наличие фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;

  ·  сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;

  ·  выполнение научных исследований по экологической проблематике;

  ·  понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа - человек - общество;

  ·  практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;

  ·  постоянная потребность в общении с природой.

  О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально  возможном для каждой личности одновременном  наличии всех или большинства  предложенных показателей.

  Таким образом, мы видим, что воспитание экологической  культуры у учащихся высших учебных  заведений является на сегодняшний  момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В настоящее время проводится множество  различных исследований о понимании  обществом понятия «экологическая культура».

    Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих  отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Информация о работе Природные основы экологической культуры