Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.
Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В структуру реферата входит: введение, 3 главы, заключение и список используемой литературы.
Введение…………………………………………………………….…………...2
1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5
2. Сущность экологической культуры………………………............9
3. Нравственные основы формирования экологической культуры……………………….…………………………………......13
3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16
3.2 Воспитание экологической культуры у студентов……………23
Заключение…………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………. ……...42
В
образовательной сфере
Сохранение природных условий, пригодных для жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде. Для этого необходимо самоопределение воли индивида и социума, направленное на коренную перестройку экологического мировоззрения людей, переоценку ценностей в области духовно-нравственной деятельности.
Образовательная
система должна обеспечить постепенное
внедрение в практику обучения нравственных
ценностей экологического сознания.
При этом целостность экологического
образования должна быть осознана во
всех параметрах процесса обучения –
субъекте познания, учебном материале,
формах и методах подачи знаний и
организации образовательной
Практическая
реализация предусматривает непрерывный
характер экологического образования,
начиная с дошкольных лет и
завершая взрослыми годами, экологизацию
образовательного процесса, реализацию
межпредметных связей и использование
разнообразных форм обучения с особым
акцентом на практическую деятельность
обучаемых. При этом следует учитывать,
что нравственные идеи природосообразности
в воспитании и образовании не
являются для педагогики чем-то новым,
они проходят красной нитью через
все прогрессивные, гуманистические
педагогические учения; соответственно
экологические проблемы рассматривались
как глубинные связи, зависимости,
закономерности взаимодействия, как
единство человека и природы.
3.1 Принципы экологического воспитания личности
Дадим
определение понятию
Экологическое
воспитание – это процесс
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.
Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения.
Не
менее важным каналом развития личности
оказывается обращение к
Основными принципами экологического образования и воспитания являются[17]:
· комплексность и междисциплинарный подход;
· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
· сочетание обучения с выходом в сферу практики;
· взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;
· учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:
· семья;
· дошкольные учреждения;
· школа;
· начальная и средняя профессиональная школа;
· высшие учебные заведения;
· средства массовой информации.
Наибольший
интерес для нас, разумеется, представляют
высшие учебные заведения. Остановимся
на них поподробнее.
Как
уже отмечалось выше, особое значение
имеет процесс формирования экологической
культуры в период обучения в высшей
школе. Для какой бы деятельности
ни готовился специалист, он должен
обладать экологической этикой и
экологической культурой. И если
передача знаний, умений, навыков –
задача специалистов, то формирование
отношения к природе, целей и
мотивов взаимодействия с ней, готовности
выбрать экологически целесообразные
стратегии деятельности – задача
всех педагогов. Поэтому экологизация
образования рассматривается
Именно
в стенах вуза студенты приобщаются
к научно-исследовательской
Несомненно,
дополнительным педагогическим условием
повышения экологической
Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза.
Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов:
· формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
· подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
· формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
· понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
· представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов:
· приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
· расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
· осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
· оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
· включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
· внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
· создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Итак,
для формирования экологически активной
личности будущего специалиста необходимо
более активно развивать
Выделим критерии экологической культуры студентов[19]:
· наличие фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;
· сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
· выполнение научных исследований по экологической проблематике;
· понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа - человек - общество;
· практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
· постоянная потребность в общении с природой.
О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных показателей.
Таким
образом, мы видим, что воспитание экологической
культуры у учащихся высших учебных
заведений является на сегодняшний
момент очень важным и значимым, так
как экологически воспитывая студентов,
мы экологически воспитываем все общество.
Заключение
В
настоящее время проводится множество
различных исследований о понимании
обществом понятия «
Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.