Природные основы экологической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.

Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В структуру реферата входит: введение, 3 главы, заключение и список используемой литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…………...2

1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5

2. Сущность экологической культуры………………………............9

3. Нравственные основы формирования экологической культуры……………………….…………………………………......13

3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16

3.2 Воспитание экологической культуры у студентов……………23

Заключение…………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………. ……...42

Файлы: 1 файл

почти готовый реферат.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период "разобщенного знания". Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались  отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве  как отдельных "фрагментов" жизни (биологической и социальной), так  и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению  современной экологии. Фрагменты  экологического знания постепенно преобразуются  в систему знания о процессе воспроизводства  жизни, о геобиосоциальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических  фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости  всех форм и явлений жизни.

Экологическая культура – это не только современная  стадия развития культуры, культура складывающаяся под влиянием экологического кризиса. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее  успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком  смысле, экологическая культура как  культура взаимодействия общества и  природы существовала на всем протяжении истории человечества. Истоки экологической  культуры нужно искать в периоде  перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы  жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому  нелепы сетования на прогресс. Но необходима его "экологическая экспертиза". Результатом такой экспертизы развития культуры будет выявление тенденции  углубления противоречия между природой и обществом по мере ее развития. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к  наступлению на природу – уже  на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Основной вектор внимания в культуре явно смещается с проблемой взаимодействия общества и природы на внутренние проблемы социальной жизни. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Прежде у человечества были конфликты с природой, но разрушить основы существования жизни на планете в целом оно не могло, что называется "руки были коротки". Начиная же с середины ХХ века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создается новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей. Анализ прошлого помогает понять будущее. В культуре настоящего времени существуют два основных направления – на обособление общества от природы и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы. Первая из этих двух тенденций имеет историю своего развития длиной в несколько тысячелетий. В настоящее время она достигла, казалось бы, предельного проявления, но все еще продолжает разворачиваться, стремиться реализоваться в будущем. Стратегическое, т.е. неограниченное, вероятное для неопределенно многих поколений людей будущее возможно лишь при доминировании уже в самом ближайшем будущем другой тенденции – коадаптации общества и природы. Эта тенденция лишь рождается на наших глазах в культуре. Она выглядит как революционно новая. Однако, предыдущий анализ позволяет видеть, что ее история еще длиннее, что большую часть существования Homo sapiens люди интуитивно стремились к союзу с природой, к взаимодополнительному сосуществованию с ней.

Сложность, многообразие, богатство природы, в  недрах которой возникло, оформилось общество, явилось причиной того, что  процесс становления этого общества оказался длительным и насыщенным. Вдумчивое ответственное отношение  к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что  степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, не впадая в убогое бахвальство, а  стремясь почувствовать, воссоздать в  себе связь со своей землей и с  историей своего народа, своей культуры.

Процесс воспроизводства  жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта  непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма  преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности  и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость  вида, его устойчивое положение в  экосистеме. Каждое поколение, с одной  стороны, связывает прошлое и  будущее развитие экосистемы, выступает  как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение  – это относительно самостоятельная  группа по своему неповторимо участвующая  в воспроизводстве жизни, создающая  особую культуру. "Преемственность  – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в  развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с  прошлым через настоящее. Преемственность  поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и  духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предлагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитателем, педагогический оптимизм – опор на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Природная детерминация подразделяется на непосредственную и опосредованную. В самом общем  плане к системе взаимодействия "природа-общество" применимо  понятие "природные условия" как  отражение необходимого основания  для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы  на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание  использовать термин "природные  факторы". Современная экологическая  ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы  являются необходимой составной  частью причинных факторов действующих  в обществе и его структурах, как  основных, так и не основных. Через  эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.

Общество  всегда, так или иначе, реагировало  на изменения природных условий  и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые формы взаимоотношения  с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и  общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила взаимообусловленный характер, ибо общество подстраивало себя к окружающей природе под свои нужды.

Зависимость судеб человека от природных условий  и факторов на протяжении всей истории  воспринималась им как проявление каких-то высших сил. Его реакция на изменения  характеристик окружающей среды  нашли стихийный характер.

Изучение  диалектической взаимосвязи общества и природы и влияние последней  на социально-экономическое и культурное развитие, является давней традицией  в истории философской мысли.

Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той  земли, на которой они поселились.

Процессы  деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное  отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических  процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в  попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной  средой.

Взгляды на отношения человека и природы  содержат и все религиозные учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил  ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться  с тем, что все вещи, сотворенные  Богом, имеют сродство с духом  и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии  Азии (индуизм и буддизм) имели  целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и  остальной частью природы. Человек  открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу.

Быстрое развитие производства сопровождалось все чаще нарушением экологического равновесия в природной среде, начинает выражаться в понимании природы как некоего  поставщика, необходимого для удовлетворения потребностей человека и его желаний  без ограничений. Поэтому в период развития индустриализации и урбанизации  появилось больше тяжелых последствий  для существования человека: начинаются деформация и разорение природной  среды.

Но вместе с деградацией природной среды  постепенно росло и сознание необходимости  согласовывать экономическое развитие с экологическими возможностями  среды человека и предусматривать  соответствующие меры.

В современных  условиях природная детерминация становится по существу детерминацией экологической, ибо речь идет о последствиях природно-социального  взаимодействия. Зависимость человека от природных факторов многократно  возросло, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет саму природу, а значит, и условия жизни  людей. Это дает основание говорить об экологизация какой-то сферы общественной жизни как системе непосредственного (природные бедствия, катаклизмы) и  опосредованного влияния природных  факторов на различные ее стороны: экологическое  и экономическое сознание, культуру, деятельность.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи  с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине  хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось  на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность  культурологического подхода к  исследованию экологических проблем  на современном этапе может быть осмыслена при условии интерпретации  природы как ценности культуры.

Опираясь  на определение культуры, как совокупности материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию экологической культуры видят в обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям  жизнепригодности природной среды.

Система ценностей  современной культуры включает в  себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических  принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев).

Обществу  становится необходимым, по выражению  Н.Н.Моисеева своеобразный экологический  императив как совокупность условий  и запретов, выполнение которых обеспечит  выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.

Данный экологический  императив возникает во многом благодаря  такому социальному институту, как  образование. Именно в процессе образовательной  деятельности происходит познание объективных  закономерностей развития системы " природа-человек".

Таким образом, поскольку человек – часть  природы его жизнь неразрывно связана с окружающей средой. Посредством  народной педагогики воспитывается  здоровое отношение ко всему, что  окружает человека от рождения до смерти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Нравственные основы формирования экологической культуры личности 

  Как уже отмечалось выше, развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению  ими той критической грани  в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и  полностью уничтожить природные  условия, без которых жизнь человека невозможна. В истории человеческой цивилизации наступил период, когда  общество вынуждено осознать и четко  соизмерять свою активность с возможностями  природы[14].

  В нашей стране экологическая безопасность граждан России постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется  в ухудшении качества среды обитания человека, ведущей к снижению продолжительности  жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения; а также в образовании новых  обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте  социальной напряженности в результате неблагополучной экологической  обстановки. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается  социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим  мышлением, нужными для этого  индивидуальными качествами, установками  сознания, определенным мировоззрением, т.е. имеющим современную экологическую  культуру[15].

Информация о работе Природные основы экологической культуры