Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.
Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В структуру реферата входит: введение, 3 главы, заключение и список используемой литературы.
Введение…………………………………………………………….…………...2
1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5
2. Сущность экологической культуры………………………............9
3. Нравственные основы формирования экологической культуры……………………….…………………………………......13
3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16
3.2 Воспитание экологической культуры у студентов……………23
Заключение…………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………. ……...42
Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период "разобщенного знания". Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных "фрагментов" жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о геобиосоциальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.
Экологическая
культура – это не только современная
стадия развития культуры, культура складывающаяся
под влиянием экологического кризиса.
Культура на всех стадиях ее развития
выполняла – более или менее
успешно – функцию
Сложность,
многообразие, богатство природы, в
недрах которой возникло, оформилось
общество, явилось причиной того, что
процесс становления этого
Процесс воспроизводства жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость вида, его устойчивое положение в экосистеме. Каждое поколение, с одной стороны, связывает прошлое и будущее развитие экосистемы, выступает как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение – это относительно самостоятельная группа по своему неповторимо участвующая в воспроизводстве жизни, создающая особую культуру. "Преемственность – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предлагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитателем, педагогический оптимизм – опор на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.
Природная
детерминация подразделяется на непосредственную
и опосредованную. В самом общем
плане к системе взаимодействия
"природа-общество" применимо
понятие "природные условия" как
отражение необходимого основания
для существования и развития
общества. Однако, когда мы начинаем
рассматривать влияние природы
на конкретные стороны общественной
жизни, где проявляется ее (природы)
активный и даже в чем то определяющий
характер, имеет смысл и основание
использовать термин "природные
факторы". Современная экологическая
ситуация является тому подтверждением.
Природные условия и факторы
являются необходимой составной
частью причинных факторов действующих
в обществе и его структурах, как
основных, так и не основных. Через
эту систему, причинно следственных
связей выявляется механизм "вхождения"
природных детерминант в
Общество
всегда, так или иначе, реагировало
на изменения природных условий
и факторов: оно не только поменяло
местоположение, но и вырабатывало
новые формы экологической
Зависимость судеб человека от природных условий и факторов на протяжении всей истории воспринималась им как проявление каких-то высших сил. Его реакция на изменения характеристик окружающей среды нашли стихийный характер.
Изучение
диалектической взаимосвязи общества
и природы и влияние последней
на социально-экономическое и
Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились.
Процессы деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной средой.
Взгляды на отношения человека и природы содержат и все религиозные учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться с тем, что все вещи, сотворенные Богом, имеют сродство с духом и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии Азии (индуизм и буддизм) имели целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и остальной частью природы. Человек открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу.
Быстрое развитие
производства сопровождалось все чаще
нарушением экологического равновесия
в природной среде, начинает выражаться
в понимании природы как
Но вместе
с деградацией природной среды
постепенно росло и сознание необходимости
согласовывать экономическое
В современных
условиях природная детерминация становится
по существу детерминацией экологической,
ибо речь идет о последствиях природно-социального
взаимодействия. Зависимость человека
от природных факторов многократно
возросло, ибо экспоненциально растущее
воздействие на природу меняет саму
природу, а значит, и условия жизни
людей. Это дает основание говорить
об экологизация какой-то сферы общественной
жизни как системе
Экологическая
культура - сравнительно новая проблема,
которая остро встала в связи
с тем, что человечество вплотную
подошло к глобальному
Сущность
культурологического подхода к
исследованию экологических проблем
на современном этапе может быть
осмыслена при условии
Опираясь
на определение культуры, как совокупности
материальных и духовных ценностей,
а также способов человеческой деятельности
обеспечивающих прогресс человечества,
ученые функцию экологической культуры
видят в обеспечении
Система ценностей современной культуры включает в себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев).
Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.
Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы " природа-человек".
Таким образом,
поскольку человек – часть
природы его жизнь неразрывно
связана с окружающей средой. Посредством
народной педагогики воспитывается
здоровое отношение ко всему, что
окружает человека от рождения до смерти.
3. Нравственные
основы формирования
экологической культуры
личности
Как уже отмечалось выше, развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и полностью уничтожить природные условия, без которых жизнь человека невозможна. В истории человеческой цивилизации наступил период, когда общество вынуждено осознать и четко соизмерять свою активность с возможностями природы[14].
В
нашей стране экологическая безопасность
граждан России постоянно снижается.
Это наиболее заметно проявляется
в ухудшении качества среды обитания
человека, ведущей к снижению продолжительности
жизни, увеличению заболеваемости, смертности
и ухудшению генофонда