Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.
Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В структуру реферата входит: введение, 3 главы, заключение и список используемой литературы.
Введение…………………………………………………………….…………...2
1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5
2. Сущность экологической культуры………………………............9
3. Нравственные основы формирования экологической культуры……………………….…………………………………......13
3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16
3.2 Воспитание экологической культуры у студентов……………23
Заключение…………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………. ……...42
Содержание
Введение……………………………………………
1. Понятие экологической культуры…………………………….…..5
2. Сущность экологической культуры………………………............9
3.
Нравственные основы
3.1 Принципы экологического воспитания личности…………….16
3.2
Воспитание экологической
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы………………………………….
……...42
Введение
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Современная
напряженная экологическая
Объект исследования – изучение природных и социальных основ экологической культуры.
Предмет исследования - выявление нравственных основ формирования экологической культуры у личности.
Цель реферата – рассмотреть природные основы экологической культуры.
Общие задачи заключаются в том, чтобы:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
-рассмотреть взаимодействие между культурой иэкологией;
-изучить возможности формирования экологической культуры у современной молодёжи.
В
структуру реферата
входит: введение, 3 главы, заключение и
список используемой литературы.
1. Понятие экологической культуры
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
До появления
человека и его деятельного отношения
к природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость
и связанность, можно сказать, что
существовала экологическая гармония.
С появлением человека начинается процесс
нарушения гармонического равновесия.
Осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал
необходимости уважения закономерностей,
господствующих в биосфере и своей
деятельностью нарушал
С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические
проблемы, которые выражаются в нарушении
уравновешенности условий и влияний
в экологической среде
Загрязнение природной
среды производят количественные и
качественные загрязнители. Количественные
загрязнители – вещества, которые
человек не создает, они существуют
в природе, но человек освобождает
большое количество их, и это приводит
к нарушению экологического равновесия.
Сложившаяся в настоящее время система
образования включает недостаточный объем
экологических знаний, умений и навыков,
реализующих требования в направлении
роста и развития экологической культуры.
В условиях современной экологической
ситуации важна экологизация всей системы
образования и воспитания подрастающего
поколения. Одним из важнейших принципов
экологического образования считается
принцип непрерывности – взаимосвязанный
процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу
развития личности школьника как непрерывный
процесс. Проблема личностного развития
ученика, как единого, целостного процесса
может быть реализована, когда учитель
будет иметь ясную картину основных линий
развития экологической культуры. Перспективным
направлением экологического образования
и воспитания учащихся считают интеграцию
естественнонаучных знаний и нормативно-целостных
ориентаций школьников, наиболее полно
отвечающих их природным наклонностям
и потребностям. Экологическое образование
и воспитание возможно лишь при условии,
если содержание учебных предметов способствует
экологически целостным ориентациям.
2.
Сущность экологической
культуры
Две с половиной тысячи лет отделяют человечество от времени становления основных каналов развития современной культуры, определивших движение к покорению, отделению, отчуждению: общества от природы, людей друг от друга, обособляло внутри культуры сфер науки, искусства, нравственности, экономики, политики, духовности. Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.
Зреет потребность перемен. Человеку во всех формах своего поведения в природе и социуме предстоит перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога к экологическому, природосообразному мышлению и деятельности, проектировать новую траекторию развития. Убежденность в этом зреет среди ученых и политиков, находит отражение в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни: стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово "культура" происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов", что подтверждает доставшееся нам в наследство слово "культ". И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. Т.е. это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть, и др., у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, если не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна
Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая морфология организмов". В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды.
Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение.
Таким образом,
с конца шестидесятых годов человечество
столкнулось с проблемой "глобального
экологического кризиса". Развитие
промышленности, индустриализация, научно-техническая
революция, массовая вырубка лесов,
строительство заводов-
Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо однако учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате, культура человека определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.
В процессе
культурного изучения и отражения
жизни происходит переход от целостного
к "дробному" видению. И в период
наибольшей дробности, "мозаичности"
в культуре в ней возникает
новая тенденция – постепенно
совершается поворот от принципа
раздельного видения жизни к
принципу комплексного анализа, сосредоточенности
на связях. Об этом повороте наиболее ярко
свидетельствует возникновение
в культуре экологии или экологического
подхода к отражению
Суть обновления,
вносимого экологическим