Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Основной вопрос всякой философии имеет две стороны.
Введение
1. Материализм
2. Идеализм
3. Исторические формы материализма
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Материализм
2. Идеализм
3. Исторические формы материализма
Заключение
Список
литературы
Введение
Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Основной вопрос всякой философии имеет две стороны.
Первая его сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие, первичным, а дух сознание, мышление - вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух, относятся к лагерю идеализма.
Вторая сторона основного вопроса
философии - вопрос о том, познаваем
ли мир, могут ли представления и понятия
людей быть объективной истиной, или мир
непознаваем и объективной истины во взглядах
людей быть не может. Материализм признаёт
принципиальную познаваемость мира и
рассматривает познание как отражение
внешней действительности. Идеалисты
в тех случаях, когда они признают познаваемость
мира, отрицают, что в сознании людей отражается
объективная реальность. Значительная
часть идеалистов являются агностиками,
т.е. отрицают познаваемость мира.
1.
Материализм
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.
Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Состояние материальных объектов обуславливается только действием физических сил (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия и т.п.). В отличие от термина «действительность», термин «материальное» носит онтологический оттенок.
Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, которая существует в (сильной) зависимости от субъекта («нематериальное»).Основной (часто единственной) причиной идеального является субъект. К идеальному относят мысли, эмоции, смысл текста и т.п.
Следует отметить, что идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, то есть с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния. Неверно утверждать, что только материальное является причиной идеального.
Слово "материализм" начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи, а позднее в более общем, философском смысле для противопоставления материализма идеализму.
Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, "философы разделились на два больших лагеря", сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. "Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма". Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин.
Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).
Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» .
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Еще
одной в принципе продолжающей и в какой-то
мере расширяющей материалистическое
представление концепцией можно назвать
принцип «Семантического экстернализма»,
в котором содержание высказывания объясняется
как «внешне обусловленное».
2.
Идеализм
Идеализм (от франц. idealisme, от греч. idea. - идея, образ, понятие) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Хотя сам идеализм возник более 2,5 тыс. лет назад, но как термин, распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и мышления. Классическая формулировка этого вопроса принадлежит Гегелю: по его определению, при разрешении противоположности между бытием и мышлением философия "распадается на две основные формы разрешения этой противоположности - реалистическую и идеалистическую".
Следует различать две главные формы идеализма - объективный и субъективный: для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
Историческими истоками идеализма являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, т.е. одушевление всего окружающего мира, и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию челеовеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, - таков ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к идеализму. "Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъектевизм и субъективная слепота - вот гносеологические корни идеализма". Эти гносеологические корни идеализма закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического при котором "...сознание в состоянии эмансипироваться от мира...".
В самых
различных видах на разных этапах истории
идеализм по своему выражал эволюцию форм
общественного сознания в соответствии
с характером сменяющихся социальных
формаций и новым уровнем развития науки.
Основные формы идеализма, получившие
дальнейшее развитие в истории философии,
возникли в древней Греции. Своего наивысшего
расцвета философский идеализм достиг
в немецкой классической философии (кон.
18 в. - 1-я пол. 19 в.), обосновавшей и развившей
новую историческую форму рационализма
- идеалистическую диалектику. С переходом
капитализма в империалестическую стадию
доминирующей чертой идеалистической
философии становится поворот к иррационализму
в его различных версиях. В современную
эпоху господствующими идеалистическими
течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм,
феноменология, неотомизм.
3.
Исторические формы
материализма
Рассматривая историю развития материализма, выделяют три его основные исторические формы:
1) наивный (стихийный);
2) метафизический;
3) диалектический;
а также
некоторые промежуточные
В своей первой исторической форме материализм возник в древней философии. Эту его форму называют "наивным" или "стихийным" материализмом, так как теоретическое обоснование материалистического взгляда на мир в ней еще не развито. Наивный материализм опирался, главным образом, на стихийно сложившиеся житейские наблюдения и обыденный опыт людей.
Древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех разнообразных вещей окружающего нас мира из общего и единого первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это первоначало представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей, то есть материи. Древние наивные материалисты по-разному представляли себе природу материи, отождествляя ее с известными им конкретными веществами.
Первые
древнегреческие материалисты в качестве
первоосновы всего сущего, то есть первоматерии,
называли:
– Фалес (ок.625-ок.547
до н.э.) – воду; все произошло из воды и
в конце концов превратится в воду, так
как вода, влага – источник жизни;
– Анаксимен (585-525
до н.э.) – воздух; все вещи представляют
собой порождение воздуха, образующиеся
путем его сгущения или разрежения;