Природные основы обществнной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Основной вопрос всякой философии имеет две стороны.

Оглавление

Введение
1. Материализм
2. Идеализм
3. Исторические формы материализма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

– Гераклит (520-460 до н.э.) – огонь; все происходит из огня и в конечном счете превращается в огонь. "Этот космос, – писал он, – один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

   Гераклит подчеркивал мысль о непрерывном движении, изменении мира, о его противоречивости и взаимопревращении противоположностей как причине возникновения и смерти всех вещей, то есть идею диалектики. Словом "диалектика" греческие философы первоначально называли искусство вести спор, диалог, в котором на основе противоборства мнений достигается истина. Со временем это слово приобрело более широкий смысл: его стали применять не только к спору, а вообще ко всем процессам, в которых происходит столкновение противоположностей и на основе этого рождается новое. Сейчас диалектика понимается как метод мышления, как система общих методологических принципов, требующая изучать все явления в их противоречивости, изменчивости, развитии и взаимосвязи.

  Представители раннего материализма положили начало субстанциальному пониманию материи: она трактовалась ими как исходная простейшая субстанция (вещество, материя, первооснова), из которой строится весь мир, все существующее. Считалось, что эта субстанция вечна, несотворима и неразрушима. Однако их попытки рассматривать в качестве всеобщей субстанции некоторые из чувственно воспринимаемых веществ были еще весьма наивны и мало что объясняли.

   Первую концепцию материи, обладающую большой объяснительной силой, предложили древние атомисты: Левкипп, Демокрит (460-370 до н.э.), Эпикур и др. Субстанцией, из которой состоят все тела, они считали атомом (греч. atomos – "неделимый") – мельчайшими частицами, "трясущимися" (Демокрит) в бесконечном количестве в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь, сцепляясь друг с другом, эти частицы образуют видимые нами вещи. Свойства вещей в конечном счете зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов.

  Несмотря на еще очень скудный багаж научных сведений о мире, древние материалисты рассматривали мир в его единстве и целостности. Многие их идеи – о бесконечности, о множестве миров, об атомах, о первоматерии, о диалектике – сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии философии и науки.

  Между наивным материализмом и метафизическим материализмом лежит длительная историческая полоса господства идеализма. Лишь отдельные философские теории – средневековый номинализм, концепции Д. Бруно (1548-1600 г.) и Г. Галилея (1564-1642) – имели материалистическую направленность и идейно подготавливали переход к новому этапу в развитии материализма.

    Метафизический материализм сложился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность – метафизика – противоположность диалектике, то есть отсутствие всеобщей связи, изменения и развития в мире. Родоначальником этого направления считается английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он критиковал средневековых схоластов за бесплодность их умозрительных рассуждений и ставил своей задачей освободить человеческое сознание от предрассудков, препятствующих познанию истины. В процессе познания, считал Бэкон, необходимо разлагать объект на отдельные стороны, качества, а каждое такое качество разлагать на еще более простые. И так делать до тех пор, пока не будут определены самые простейшие. Затем следует найти законы, определяющие сущность этих простейших элементов, и посмотреть, как они соединяются в той или иной вещи. Такой метод объяснения всех сложных вещей в мире на основе принципов механики – механицизм – господствовал в науке XVII-XVIII вв. Все в мире – природа, общество, человек – представлялось в виде огромных сложных механизмов, состоящих из набора "деталей", которые движутся в соответствии с законами механики по заданным траекториям.

    Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бекона, придав ему четкий механистический характер. На механику и математику опирался в своих воззрениях и француз Р.Декарт (1596-1650). Человека он тоже считал машиной, только очень сложной.

  Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632-1677) считал природу вечной субстанцией, творящей саму себя и проявляющейся через множество своих модусов (свойств, состояний), например движение, и атрибутов (коренных свойств), например мышление.

   Важный вклад в развитие материалистической философии в XVIII в. внес русский мыслитель М.В. Ломоносов (1711-1765). Он считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы (корпускулы), а из последних состоят все "чувственные тела".

 Кроме уточнения природы материи и ее свойств огромная заслуга метафизического материализма – в распространении научных, материалистических идей, пробивавших себе дорогу в острой борьбе с идеализмом и религией. Особая заслуга в этой борьбе представителей французского материализма Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789).

   В XIX в. неспособность метафизического метода справиться с проблемами науки и общественной жизнью заставляет материалистов пересмотреть его. Предпринимаются попытки внести в материализм элементы диалектики, например философские идеи А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и др., которые можно рассматривать как переходные формы к третьему этапу развития материализма.

    Диалектический материализм – третья форма материалистического направления философии, характеризующаяся комплексом исходных принципов:

1) материалистический  взгляд на мир; 

2) диалектическое  рассмотрение всех явлений во  всеобщей взамосвязи и развитии;

3) диалектико-материалистическое  объяснение общественных явлений  и процессов; 

4) признание  основополагающей роли активной  практики в познании.

 Исторически первой формой диалектического материализма явилась марксистская философия – учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся в середине XIX в. Марксизм возник как политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.

  В возникновении диалектического материализма наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. В этот период были сделаны открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:

а) клеточное  строение живых организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического мира и существование общих законов его развития;

б) закон сохранения и превращения энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о взаимосвязи  и взаимопереходах различных  форм движении материи;

в) эволюционная теория Ч. Дарвина показывала, что  существующие виды животных и растительных организмов – результат длительной эволюции.

 Диалектический материализм, имея социальные и естественнонаучные предпосылки, продолжал и многие прогрессивные идеи, выдвинутые предшествующими мыслителями, связанные прежде всего с немецкой классической философией XVIII-XIX вв., особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха. Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь мир – природный, исторический и духовный – в виде беспрерывного процесса движения, изменения и развития.

   В отличие от других философских систем, диалектический материализм считает, что его философские положения не являются абсолютной истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики, то есть диалектический материализм имеет творческий характер. Развитие философии в ХХ в. показывает, что современный материализм представляет собой продолжение и развитие основных идей и принципов диалектического материализма, а не отрицание их. Они не исчерпали своих возможностей и продолжают играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии.

    Отличие  метафизического материализма от диалектического в том, что метафизический материализм отрицает всеобщую связь, изменение и развитие в мире; диалектический же материализм, напротив, рассматривает все явления во всеобщей взаимосвязи и развитии.

  
 
 
 
 

Заключение 

     В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре.

   Рассматривая историю развития материализма, выделяют три его основные исторические формы: наивный (стихийный); метафизический; диалектический;

а также  некоторые промежуточные переходные формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: 1971.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001.

3. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

4. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

5. Философский энциклопедический словарь . – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм).

Информация о работе Природные основы обществнной жизни