Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:46, реферат
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии, не говоря уже о науках, изучающих различные формы сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают от 150 до 250 определений культуры.
Введение 3
Часть I: Философское понятие культуры 5
2.1. Предназначение культуры 6
2.2. Многообразие форм существования культуры 9
2.3. Диалог культур 10
Часть II: Культура материальная и духовная 11
3.1. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры 12
4.Часть III: Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 18
5. Заключение 22
Институт
Экономики и
Реферат
по дисциплине:
“Культурология”
на тему: Культура и природа; Экологическая культура.
Выполнил: Студент 1 курса
гр. 11б э 11з
Специальности: “Финансы”
Брызгалов Д.И.
Москва 2011
2.1. Предназначение культуры 6
2.2. Многообразие форм существования культуры 9
2.3. Диалог культур 10
3.1. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры 12
4.Часть III: Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 18
5. Заключение 22
Введение
Хотя сейчас уже не стоит вопрос о ликвидации неграмотности, но многие проблемы и негативные явления в области хозяйственной деятельности, труда, быта, общения отражают недостатки в развитии культуры и воспитании.
Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Остро стоят проблемы «массовой культуры», духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают воздействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические корни. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до постановки вопроса о создании особой науки о культуре – культурологии.
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии, не говоря уже о науках, изучающих различные формы сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают от 150 до 250 определений культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начинается философия.
Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях?
Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной.
Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать «особую сферу культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу.
2.1. Предназначение культуры
Следующая функция культуры – познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионализированного познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т.д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения явлений природы, являющихся объектом природы.
Смыслоообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.
Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных. Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение.
Кроме этого, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека.
И,
наконец, рекреативная функция культуры,
которая проявляется в создании способов
и учреждений, где человек получает
возможность восстанавливать свои духовные
силы, обновлять и приводить в норму свой
духовный потенциал, проводить своеобразную
профилактику своего духовного состояния,
то, что обычно называется «очищением
души». Это можно делать в театре, а можно
и в храме или на карнавале. В открытой
культуре человек свободен в своем выборе
и поэтому ему доступны все формы и функции
культуры.
2.2. Многообразие форм существования культуры
Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует, прежде всего, о многообразии самого феномена Культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре религии, в другом – о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Говоря
о формах существования культуры,
следует отметить тот существенный
момент, что на современном этапе
общественного развития культура существует
в национальной форме. В этом обстоятельстве
отражается факт длительного исторического
существования народов в рамках территориальной,
государственной, экономической разграниченности,
в разных географических, социально-этнографических
условиях, на разных стадиях общественного
развития. В первую очередь это относится
к таким сферам духовной культуры, как
язык, литература, искусство, архитектура,
бытовые нравы и обычаи. Особенно ярко
это различие выражается на уровне народного
творчества: в народных песнях, танцах,
литературном фольклоре, в прикладном
искусстве. Национальные особенности
приобретают в них характер различий музыкального
ритма, формы, цвета, движения, костюма,
психологической характеристики образа.
2.3. Диалог культур
Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник – человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры можно использовать по-разному. К материальной культуре относят технический уровень производства, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей на уровне современных научно-технических достижений.
Информация о работе Культура и природа; Экологическая культура