Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:29, курс лекций
Доктрина устойчивого развития одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.
Доктрина устойчивого развития и экологический учет.
Причины возникновения и актуальность развития учета.
Понятие «экологический учет» и основные направления его трактовки.
Экологическая информация и её измерители.
Правовое пространство функционирования системы учета природоохранных мероприятий.
Тема 2. Концептуальные основы экологического учета.
Доктрина устойчивого развития одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году. Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития.
Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Для устойчивого развития необходимы:
Устойчивое развитие включает два ключевых понятия:
Считается, что бухгалтерское
дело может содействовать
Концепция устойчивого развития реализуется в большинстве высокоразвитых странах мира, в том числе и в России.
Экологический учет как управленческий и информационный инструмент в современном виде сложился не сразу, и его формирование продолжается до сих пор.
Причинами его возникновения следует считать:
Кроме перечисленного внедрение систем экологического учета также обусловлено:
Современное состояние
учета природоохранных мер
Оно состоит в том, что первый подход признаёт проблемы природоохранного значения значимыми и предлагает их решать в индивидуальном порядке (разрозненно). Другой подход признаёт их системными. Поэтому квалифицированные эксперты придерживаются фундаментального подхода. С «темно-зелёной» позиции экономическая деятельность вносит основной «вклад» в экологический кризис, с которым сейчас сталкивается общество.
Актуальность внедрения систем экологического учета в хозяйственную деятельность российских предприятий-загрязнителей имеет экономический, экологический и социальные аспекты.
Рис. Актуальность экологического учета в России
Экологический учет имеет также названия: учет природоохранных мер, учет совокупного влияния, учет природопользования, а также ”зелёный учет”.
Исходя из анализа практики и литературных источников, применительно к российской действительности выделяется несколько подходов к пониманию сущности экологического учета.
Общее определение экологического учета может быть сформулировано как интегрированная система сбора и идентификации, регистрации и обобщения, данных экологического характера с целью определения экологической эффективности и состоятельности деятельности хозяйствующего субъекта, а также представления пользователям для обоснования и принятия решений.
Приведённое понятие содержит следующие принципиальные моменты:
Экологический учет может рассматриваться как новый информационный метод регулирования рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особенно значимый для предприятий, оказывающих значительное как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
Практика ведения экоориентированных систем бухгалтерского учета определила такие компоненты системы как:
Эти элементы имеют различную мотивацию и поэтому развиваются разными темпами.
4. Экологическая информация и её измерители.
Бухгалтерский экологический
учет должен быть системой, обеспечивающей
получение и поставку специфичной
информации, необходимой для
Управление невозможно без информации
или совокупности сведений о состоянии
управляемой системы, управляющих
действиях и внешней среде. В
таком общем понимании
В становлении и развитии систем
учета природоохранных мер
На сегодняшний день в российском законодательстве определение экологической информации отсутствует. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» даёт только общее понятие информации – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведённым общим понятием, но его конкретизация необходима, в том числе для целей бухгалтерского учета.
За рубежом толкование данного термина различно.
В Директиве Евросоюза 90/313 о свободном доступе к экологической информации, она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает её.
Более широкое содержание информации о состоянии окружающей среды присутствует в Модельном законе об охране окружающей среды, подготовленном под эгидой Совета Европы в 1994 году. В соответствии со ст. 21 закона она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состояние воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.
Отсутствие единого подхода к определению позволяет признать экологической информацией огромный массив разнообразных данных экологического характера. С точки зрения информационных потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений такая информация может содержать данные:
Пользователи экологически значимой информации весьма разнообразны: граждане, общественные формирования, хозяйствующие субъекты, государственные структуры.
В условиях отсутствия нормативного решения вопроса о составе сведений экологического характера, практика хозяйствования предприятий ряда ведущих отраслей мировой экономики (включая химическую и нефтехимическую промышленность, автомобилестроение, фармацевтическую, металлургическую и лесную промышленность), а также информационные предпочтения пользователей постепенно определили тот согласованный объем информации, который должен найти отражение в экологическом учете. Именно лучший практический опыт конкретизировал основные требуемые компоненты учетной экологической информации.
Ныне эта информация, как правило, охватывает следующие основные позиции:
Информация о работе Концептуальные основы экологического учета