Концептуальные основы экологического учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:29, курс лекций

Краткое описание

Доктрина устойчивого развития одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.

Оглавление

Доктрина устойчивого развития и экологический учет.
Причины возникновения и актуальность развития учета.
Понятие «экологический учет» и основные направления его трактовки.
Экологическая информация и её измерители.
Правовое пространство функционирования системы учета природоохранных мероприятий.

Файлы: 1 файл

Экоучет.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

 

Тема 2. Концептуальные основы экологического учета.

  1. Доктрина устойчивого развития и экологический учет.
  2. Причины возникновения и актуальность развития учета.
  3. Понятие «экологический учет» и основные направления его трактовки.
  4. Экологическая информация и её измерители.
  5. Правовое пространство функционирования системы учета природоохранных мероприятий.
  6. Доктрина устойчивого развития и экологический учет.

Доктрина устойчивого  развития одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году. Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития.

Исходя из того, что  основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Для устойчивого развития необходимы:

  • справедливость ко всем поколениям (это нужно для будущего);
  • справедливость к нашему поколению (это нужно нам).

Устойчивое развитие включает два ключевых понятия:

    • понятие потребностей (н-р, необходимых для существования беднейших слоёв населения) отсюда возникло понятие экосправедливость;
    • понятие ограничений, обусловленных состоянием технологий и организацией современного общества, которые накладываются на способность ОС удовлетворять нынешние и будущие потребности, отсюда возникает экоэффективность. (Экоэффективность – это измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролем организации её экологических аспектов, основанных на её экологической политике. Экологический аспект – элемент деятельности организации, её продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой).

Считается, что бухгалтерское  дело может содействовать устойчивому  развитию, если будет формировать  обобщенную информацию:

  • об экологической неустойчивости;
  • о социальных и экологических последствиях хозяйственной деятельности.

Концепция устойчивого  развития реализуется в большинстве  высокоразвитых странах мира, в том  числе и в России.

  1. Причины возникновения и актуальность развития учета.

Экологический учет как управленческий и информационный инструмент в современном виде сложился не сразу, и его формирование продолжается до сих пор.

Причинами его возникновения  следует считать:

  • значительный рост затрат на природоохранную деятельность в большинстве стран, включая в первую очередь развитые,
  • ужесточение природоохранного законодательства,
  • формирование новых предпочтений потребителей, пользователей экономической информации, общественности.

Кроме перечисленного внедрение  систем экологического учета также  обусловлено:

  • необходимостью отражения на счетах бухгалтерского учета величин расходов и обязательств, призванных продемонстрировать отношение субъекта хозяйствования к окружающей среде и охарактеризовать влияние природоохранной деятельности на финансовое положение предприятия;
  • информационной потребностью для принятия инвестиционных решений;
  • необходимостью выявления природоохранных затрат с целью управления и оценки результативности природоохранной деятельности;
  • обязательностью следования концепции устойчивого развития и соблюдения принципа экоэффективности, измеряемой исключительно учетом природопользования;
  • новыми информационными потребностями пользователей (контролирующие органы, банки, инвесторы, общественность и конкуренция) в отношении осуществления и результативности природоохранных мероприятий.

Современное состояние  учета природоохранных мер позволяет  говорить о разных «оттенках зеленого».  По мнению профессора Центра социального  и экологического учета при Университете Данди (Шотландия) Р. Грея, имеет место  принципиальное различие между:

    • «светло-зелёным» (традиционным) подходом,  и
    • «темно-зелёным» (фундаментальным).

Оно состоит в том, что первый подход признаёт проблемы природоохранного значения значимыми  и предлагает их решать в индивидуальном порядке (разрозненно). Другой подход признаёт их системными. Поэтому квалифицированные эксперты придерживаются фундаментального подхода. С «темно-зелёной» позиции экономическая деятельность вносит основной «вклад» в экологический кризис, с которым сейчас сталкивается общество.

Актуальность  внедрения систем экологического учета в хозяйственную деятельность российских предприятий-загрязнителей имеет экономический, экологический и социальные аспекты.

Рис.  Актуальность экологического учета в России

  1. Понятие «экологический учет» и основные направления его трактовки.

Экологический учет имеет  также названия: учет природоохранных  мер, учет совокупного влияния, учет природопользования, а также ”зелёный учет”.

Исходя из анализа практики и литературных источников, применительно к российской действительности выделяется несколько подходов к пониманию сущности экологического учета.

Общее определение  экологического учета может быть сформулировано как  интегрированная система сбора и идентификации, регистрации и обобщения, данных экологического характера с целью определения экологической эффективности и состоятельности деятельности хозяйствующего субъекта, а также представления пользователям для обоснования и принятия решений.

Приведённое понятие содержит следующие принципиальные моменты:

  • во-первых, рассматривает данный учет, как вид природоохранной деятельности, следовательно, способствующий решению экологических проблем;
  • во-вторых, подчеркивает принадлежность к более общей системе (как бухгалтерского учета, так и экологического управления), создавая предпосылки формирования концепции экологического учета и его развития;
  • в-третьих, определяет предмет экологического учета, устанавливая в его качестве природоохранную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
  • в-четвёртых, определяет специфику измерения объектов  экобухгалтерского наблюдения, которая выражается в использовании финансовых и нефинансовых показателей деятельности организации в экологической сфере;
  • в-пятых, выделяет целевую установку экологически ориентированной информационной системы, а именно определение, оценка и анализ экологической эффективности и состоятельности деятельности хозяйствующего субъекта.

Экологический учет может рассматриваться как  новый информационный метод регулирования рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особенно значимый для предприятий, оказывающих значительное как положительное, так  и отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

Практика  ведения экоориентированных систем бухгалтерского учета определила такие компоненты системы как:

  1. Экологический управленческий учет.
  2. Экологический финансовый учет.
  3. Экологическая бухгалтерская отчетность.

Эти элементы имеют различную мотивацию и поэтому развиваются разными темпами.

4. Экологическая информация и её измерители.

Бухгалтерский экологический  учет должен быть системой, обеспечивающей получение и поставку специфичной  информации, необходимой для функционирования современных систем управления, в  частности экологического менеджмента, на предприятиях. 

Управление невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии  управляемой системы, управляющих  действиях и внешней среде. В  таком общем понимании экономическая  информация выступает как основа подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Следовательно, все стадии и этапы процесса управления хозяйственной и природоохранной деятельностью должны базироваться в том числе на использовании экологически значимой информации. Без такой информации невозможно определить цели управления в экологической сфере, принять оптимальное решение и проконтролировать его исполнение.

В становлении и развитии систем учета природоохранных мер особое значение приобретает понимание  сущности экологической информации.

На сегодняшний день в российском законодательстве определение экологической информации отсутствует. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» даёт только общее понятие информации – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведённым общим понятием, но его конкретизация необходима, в том числе для целей бухгалтерского учета.

За рубежом толкование данного термина различно.

В Директиве Евросоюза 90/313 о свободном доступе к экологической информации, она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает её.

Более широкое содержание информации о состоянии окружающей среды  присутствует в Модельном законе об охране окружающей среды, подготовленном под эгидой Совета Европы в 1994 году.  В соответствии со ст. 21 закона она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состояние воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Отсутствие единого подхода к определению позволяет признать экологической информацией огромный массив разнообразных данных экологического характера. С точки зрения информационных потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений такая информация может содержать данные:

    • о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, недр, природных ландшафтов и комплексов;
    • об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
    • о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
    • о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;
    • о мерах по охране окружающей среды;
    • о деятельности юридических лиц, предпринимателей, государственных органов в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и пр.

Пользователи экологически значимой информации весьма разнообразны: граждане, общественные формирования, хозяйствующие субъекты, государственные  структуры.

В условиях отсутствия нормативного решения вопроса о  составе сведений экологического характера, практика хозяйствования предприятий  ряда ведущих отраслей мировой экономики (включая химическую и нефтехимическую промышленность, автомобилестроение, фармацевтическую, металлургическую и лесную промышленность), а также информационные предпочтения пользователей постепенно определили тот  согласованный объем информации, который должен найти отражение в экологическом учете. Именно лучший практический опыт конкретизировал основные требуемые компоненты учетной экологической информации.

Ныне эта  информация, как правило, охватывает следующие основные позиции:

  1. целевые показатели, стандарты и результирующие мероприятия по основным направлениям природоохранной деятельности;
  2. важнейшие экологические аспекты деятельности предприятия, включая уровни выбросов (сбросов, размещения отходов и т. п.);
  3. финансовые показатели и данные об имуществе предприятия (текущие расходы, капиталовложения, расходы на НИОКР, расходы на послеаварийные мероприятия, приобретение объектов природопользования и др.);
  4. ответственность по экологическим авариям, включая судебные разбирательства по возмещению соответствующего ущерба;
  5. текстовая информация, содержащаяся в приложениях (примечаниях) к финансовым отчетам.

Информация о работе Концептуальные основы экологического учета