Концептуальные основы экологического учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:29, курс лекций

Краткое описание

Доктрина устойчивого развития одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.

Оглавление

Доктрина устойчивого развития и экологический учет.
Причины возникновения и актуальность развития учета.
Понятие «экологический учет» и основные направления его трактовки.
Экологическая информация и её измерители.
Правовое пространство функционирования системы учета природоохранных мероприятий.

Файлы: 1 файл

Экоучет.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Информация  по 1-й и 2-й из перечисленных позиций  формировалась и ранее по экологическому сегменту деятельности организации. В России в этой части имеется обязательная статистическая отчетность предприятия. Информация по позициям 3-5 находит отражение в финансовом и управленческом учете.

Широкий спектр экологической информации предопределяет использование разнообразных учетных  показателей и единиц их измерения. Как в целом для бухгалтерского, так и экологического учета важным является стоимостное, денежное измерение. На счетах учета нельзя учесть то, что невозможно оценить в рублях или иной валюте. Для пояснительной части финансового отчета особое значение приобретают экологические показатели нефинансового характера, включаемые в виде текстовых пояснений и комментариев. Тем не менее специфичность характеристик природных объектов обуславливает широкое применение и натуральных показателей, исчисляемых в единицах площади, объема, веса и т.д. Последние данные, как правило, более объективно  оценивают эффективность и результативность природоохранных мероприятий хозяйствующего субъекта.

Точность  в отношении исчисляемых показателей  в учете природопользования может  быть разной. Наряду с точными данными, допустимы приблизительные оценки, ориентировочные показатели.

Специалистами большинства стран подчеркивается важность соблюдения применительно  к экологическому учету следующих общих принципов формирования и представления экологически значимой информации: сопоставимость, единообразие, достоверность, значимость, нейтральность и полнота данных.

 В этой  связи и на сегодня сохраняется актуальность:

  • повышения качества экологической информации, перехода от представления описательных материалов и частичных данных к систематизированной, цифровой, сопоставимой (по отраслям, странам и т. п.) и достоверной (подтверждаемой) информации;
  • обеспечения необходимой практической связи между собственно экологической отчетностью (информацией) и финансовой отчетностью (информацией) компаний, представляющей первоочередной интерес при переходе к интегрированному экологическому менеджменту;
  • проведение (при наличии такой возможности) четкой границы между природоохранными и прочими расходами, включая расходы на обеспечение общей безопасности производства, отсутствие которой затрудняет обоснование этих расходов и установление их действительной эффективности.

В последние годы не только повышается «вес» экологического учета в общей системе учета и отчетности предприятий, но и существенно расширяется круг пользователей экологически ориентированной информацией, генерируемой учетной системой.

5. Правовое пространство функционирования системы учета природоохранных мероприятий.

На сегодня прямого  нормативного регулирования учета  природопользования нет.

В бухгалтерском законодательстве лишь в 2 документах 2 уровня нормативного регулирования присутствует упоминание, имеющее отношение к учету.

1)В соответствии с  ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность  организации", утвержденным приказом  Минфина России от 06.07.99 N 43н (п.39), организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии информации о природоохранных мероприятиях в составе дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должны быть приведены следующие  сведения:

    • перечень основных проводимых и планируемых организацией мер в области охраны окружающей среды;
    • оценка влияния мероприятий в области охраны окружающей среды на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году;
    • характеристика финансовых последствий мероприятий в области охраны окружающей среды для будущих периодов;
    • данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы;
    • данные о текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

2) в соответствии с  ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»  обязательства в отношении охраны окружающей среды могут возникнуть в числе оценочных или условных обязательств компании .

Оценочное обязательство – обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Оно может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров либо в результате действий организации.

Условные обязательства (условные активы) возникают вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации, когда существование обязательства (актива) обусловлено наступлением (ненаступлением) неопределенных событий, не контролируемых организацией. К условным обязательствам относится также существующее на отчетную дату оценочное обязательство, не признанное в бухгалтерском учете вследствие невыполнения предусмотренных ПБУ 8/2010 условий.

 Условные обязательства  и условные активы в бухгалтерском  учете не признаются. Информация о них раскрывается в бухгалтерской отчетности, если есть вероятность уменьшения (поступления) экономических выгод (п. 25, 27 ПБУ 8/2010).

 Оценочные обязательства  (в отличие от условных обязательств  и активов) в бухучете признаются. Для этого необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

 – у организации  имеется обязанность, явившаяся  следствием прошлых событий ее  хозяйственной жизни, исполнения  которой нельзя избежать;

 – уменьшение экономических  выгод организации, необходимое  для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

 – величина оценочного  обязательства может быть обоснованно  оценена.

 Таким образом,  оценочное обязательство характеризуется  тем, что организация не может  от него уклониться. При сомнении  в неизбежности уменьшения экономических выгод организация признает оценочное обязательство, если придет к заключению (можно привлечь экспертов), что обязанность скорее существует, чем нет.

  Оценочные обязательства  отражаются на счете учета  резервов предстоящих расходов. При признании величина такого обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива (в зависимости от характера обязательства).

Среди нормативных документов, косвенно влияющих на вопросы учета природопользования следует назвать:

    • О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440.
    • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
    • ГОСТ Р ИСО 14000-98. Системы управления окружающей средой.  – М.: ИПК Издательство стандартов, 1998. – 15с.

 


Информация о работе Концептуальные основы экологического учета