Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

Таблица 5 Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

     
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Катя Ш.

10

С

10

С

10

С

 

Эльвира М.

10

С

10

С

10

С

 

Вова К.

7

Н

6

Н

6,5

Н

 

Петя М.

11

С

10

С

10,5

С

 

Олег С.

11

С

9

С

10

С

 

Миша А.

13

В

10

С

11,5

В

 

Катя У.

7

Н

9

С

8

С

 

Галя И.

9

С

9

С

9

С

 

Марина П.

13

В

14

В

13,5

В

 

Вадим Б.

14

В

11

С

12,5

В

 

В среднем по гр.

10,5

С

9,8

С

10,9

С

 
               

Как видно из табл. 4 мы получили следующие результаты контрольного исследования в экспериментальной  группе:

· с высоким уровнем - 5 человек (Маша С., Артур З., Таня В., Оля Г., Саша Л.) (50%);

· со средним уровнем -5 человек (Женя К., Алеша Д., Марат М., Света К., Галя Ф.) (50%);

· с низким уровнем - 0 человек (0%)

На основе полученных данных была построена диаграмма, которая  позволила наглядно увидеть уровень  сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 4)

Рисунок 4. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (экспериментальная группа, контрольный этап)

Таблица 5 Результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный и констатирующий этапы в сравнении, экспериментальная группа)

 

Этап эксперимента

Уровни

 
 

Низкий

%

Кол - во детей

Средний

%

Кол - во детей

Высокий

%

Кол-во детей

 

Констатирующий

20

2

60

6

20

2

 

Контрольный

0

0

50

5

50

5

 
               

Для наглядности результаты исследования детей экспериментальной  группы сформированности системных знаний о растениях (животных) приведены в диаграмме (рис 5.)

(констатирующий  этап) (контрольный этап)

Рисунок 5. Сравнительный  анализ уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (экспериментальная группа)

Как видно из рис. 5, благодаря  проведенной работе с использованием метода моделирования у детей  дошкольного возраста в экспериментальной  группе изменился уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных):

· количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось  на 4 человека. Часть детей, показавших на констатирующем этапе исследования средний уровень и принявших активное участие в экспериментальной работе, показали на контрольном этапе высокий уровень (констатирующий этап - 2 человека (20 %), контрольный этап - 5 человек (50%);

· количество дошкольников со средним уровнем уменьшилось  на 1 человека (констатирующий этап - 6 человек (60 %), контрольный этап - 5 человек (50%));

· количество дошкольников с низким уровнем уменьшилось  на 2 человека (констатирующий этап - 2 человек (20 %), контрольный этап - 0 человек (0 %)).

Контрольный срез был проведен и в контрольной группе. Результаты мы отразили в таблице 5 и представили  на диаграммах.

Результаты исследования в контрольной группе:

· с высоким уровнем - 3 человека (Миша А., Марина П., Вадим  Б.) (30 %);

· со средним уровнем - 6 человек (Катя Ш., Эльвира М., Петя М., Олег С., Катя У., Галя И.) (60%);

· с низким уровнем - 1 человек (Вова К.) (10 %).

На основе полученных данных построим диаграмму, позволяющую наглядно увидеть уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста контрольной группы о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 6)

Рисунок 6. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа, контрольный этап)

Таблица 6 Результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный и констатирующий этапы в сравнении, контрольная группа)

 

Этап эксперимента

Уровни

 
 

Низкий

%

Кол - во детей

Средний

%

Кол - во детей

Высокий

%

Кол-во детей

 

Констатирующий

10

1

80

6

20

2

 

Контрольный

10

1

60

5

50

5

 
               

 

Для наглядности результаты исследования детей контрольной  группы сформированности системных знаний о растениях (животных) приведены в диаграмме (рис 7.)

(констатирующий  этап) (контрольный этап)

Рисунок 7. Сравнительный  анализ уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа)

Как видно из таблицы 6, изменение результатов в контрольной  группе незначительное, рис. 7 это наглядно нам показывает:

· количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось  на 2 человека (на констатирующем этапе  исследования был 1 человек). Процент  таких детей составил 30%, что всего  на 20 % больше, чем на констатирующем этапе исследования;

· количество дошкольников со средним уровнем также изменилось незначительно: констатирующий этап - 8 человек (80%), контрольный этап - 6 человек (60%);

· количество дошкольников с низким уровнем не изменилось (констатирующий этап - 1 человек (10 %), контрольный этап - 1 человек (10%)).

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что незначительные изменения в уровнях сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в контрольной группе наблюдается благодаря проведению работы воспитателями Стаценко И.А и Климова С.П. по ознакомлению с окружающим, которая предлагается программой детского сада «Детство».

С целью подтверждения  нашего предположения о том, что  моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы  и закономерные связи, существующие в ней; на этой основе у детей эффективнее  формируются системные знания о  растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста, результаты контрольного этапа исследования по обоим класса мы свели в таблицу 7 и отразили наглядно в рис.8.

Таблица 7 Сравнительные результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный этап)

 

Группа

Уровни

 
 

Низкий

%

Кол - во детей

Средний

%

Кол - во детей

Высокий

%

Кол-во детей

 

Экспериментальная

0

0

50

5

50

5

 

Контрольный

10

1

60

5

50

5

 
               

Наглядно видно из рис. 8, что прослеживается зависимость  качества сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) и применение метода моделирования в работе по этому направлению.

Сравнив эти показатели с данными констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что произошел  значительный рост по всем показателям  в экспериментальной группе.

В контрольной группе рост по этим же показателям незначителен, т.к. обучение продолжалось без применения метода моделирования.

Таким образом, из всего  выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

Рисунок 8. Сравнительный  анализ результатов исследования уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап)

При репродуктивном характере  протекания деятельности, когда нередко  старшие дошкольники запоминают большой объем информации, знаний, не происходит кардинальных изменений, перестройки в сознании школьника, в его отношении сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Иной характер формирование системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) носит при выполнении моделирования. В этом случае задействуются такие процессы как: догадка, озарение, додумывание, использование прошлого опыта. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самого дошкольника. Улучшение показателей в экспериментальной группе дает нам основание считать гипотезу: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней; на этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста - подтвердившейся.

Заключение

Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего  мыслительную переработку исходного  чувственного материала по очищению от случайных моментов. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в  педагогике. Метод моделирования  является интегративным, он позволяет  объединить эмпирическое и теоретическое  в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического  объекта эксперимент с построением  логических конструкций и научных  абстракций.

В педагогической науке  метод моделирования обоснован  в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

Чтобы развитие мышления ребенка  при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений.

Для определения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в феврале 2010 г. нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы детей 6-7 года жизни: экспериментальная (подготовительная группа, 10 чел., воспитатели Розвезева Н.С., Чижикова Н.В.), контрольная (подготовительная группа, 10чел., воспитатели Стаценко И.А., Климова С.П.). База исследования: МДОУ д/с «Сережка» п. Березовый.

Для исследования мы использовали диагностическую методику Л.В. Моисеевой.

Результаты констатирующего  этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по формированию системных знаний у  детей дошкольного возраста о  растениях (животных) с помощью моделей  и моделирования.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению  уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Сравнив эти показатели контрольного этапа исследованияс данными констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в экспериментальной группе. В контрольной группе рост по этим же показателям незначителен, т.к. обучение продолжалось без применения метода моделирования.

Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста