Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список
Таблица 5 Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
о мире |
о растительном мире |
||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
Катя Ш. |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
|
Эльвира М. |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
|
Вова К. |
7 |
Н |
6 |
Н |
6,5 |
Н |
|
Петя М. |
11 |
С |
10 |
С |
10,5 |
С |
|
Олег С. |
11 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
|
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
11,5 |
В |
|
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
8 |
С |
|
Галя И. |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
|
Марина П. |
13 |
В |
14 |
В |
13,5 |
В |
|
Вадим Б. |
14 |
В |
11 |
С |
12,5 |
В |
|
В среднем по гр. |
10,5 |
С |
9,8 |
С |
10,9 |
С |
|
Как видно из табл. 4 мы получили следующие результаты контрольного исследования в экспериментальной группе:
· с высоким уровнем - 5 человек (Маша С., Артур З., Таня В., Оля Г., Саша Л.) (50%);
· со средним уровнем -5 человек (Женя К., Алеша Д., Марат М., Света К., Галя Ф.) (50%);
· с низким уровнем - 0 человек (0%)
На основе полученных данных была построена диаграмма, которая позволила наглядно увидеть уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 4)
Рисунок 4. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (экспериментальная группа, контрольный этап)
Таблица 5 Результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный и констатирующий этапы в сравнении, экспериментальная группа)
Этап эксперимента |
Уровни |
||||||
Низкий % |
Кол - во детей |
Средний % |
Кол - во детей |
Высокий % |
Кол-во детей |
||
Констатирующий |
20 |
2 |
60 |
6 |
20 |
2 |
|
Контрольный |
0 |
0 |
50 |
5 |
50 |
5 |
|
Для наглядности результаты исследования детей экспериментальной группы сформированности системных знаний о растениях (животных) приведены в диаграмме (рис 5.)
(констатирующий этап) (контрольный этап)
Рисунок 5. Сравнительный анализ уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (экспериментальная группа)
Как видно из рис. 5, благодаря
проведенной работе с использованием
метода моделирования у детей
дошкольного возраста в экспериментальной
группе изменился уровень
· количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 4 человека. Часть детей, показавших на констатирующем этапе исследования средний уровень и принявших активное участие в экспериментальной работе, показали на контрольном этапе высокий уровень (констатирующий этап - 2 человека (20 %), контрольный этап - 5 человек (50%);
· количество дошкольников со средним уровнем уменьшилось на 1 человека (констатирующий этап - 6 человек (60 %), контрольный этап - 5 человек (50%));
· количество дошкольников с низким уровнем уменьшилось на 2 человека (констатирующий этап - 2 человек (20 %), контрольный этап - 0 человек (0 %)).
Контрольный срез был проведен и в контрольной группе. Результаты мы отразили в таблице 5 и представили на диаграммах.
Результаты исследования в контрольной группе:
· с высоким уровнем - 3 человека (Миша А., Марина П., Вадим Б.) (30 %);
· со средним уровнем - 6 человек (Катя Ш., Эльвира М., Петя М., Олег С., Катя У., Галя И.) (60%);
· с низким уровнем - 1 человек (Вова К.) (10 %).
На основе полученных данных
построим диаграмму, позволяющую наглядно
увидеть уровень
Рисунок 6. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа, контрольный этап)
Таблица 6 Результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный и констатирующий этапы в сравнении, контрольная группа)
Этап эксперимента |
Уровни |
||||||
Низкий % |
Кол - во детей |
Средний % |
Кол - во детей |
Высокий % |
Кол-во детей |
||
Констатирующий |
10 |
1 |
80 |
6 |
20 |
2 |
|
Контрольный |
10 |
1 |
60 |
5 |
50 |
5 |
|
Для наглядности результаты исследования детей контрольной группы сформированности системных знаний о растениях (животных) приведены в диаграмме (рис 7.)
(констатирующий этап) (контрольный этап)
Рисунок 7. Сравнительный анализ уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа)
Как видно из таблицы 6,
изменение результатов в
· количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 2 человека (на констатирующем этапе исследования был 1 человек). Процент таких детей составил 30%, что всего на 20 % больше, чем на констатирующем этапе исследования;
· количество дошкольников
со средним уровнем также
· количество дошкольников с низким уровнем не изменилось (констатирующий этап - 1 человек (10 %), контрольный этап - 1 человек (10%)).
Следовательно, можно сделать
вывод о том, что незначительные
изменения в уровнях
С целью подтверждения
нашего предположения о том, что
моделирование позволяет
Таблица 7 Сравнительные результаты изучения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольный этап)
Группа |
Уровни |
||||||
Низкий % |
Кол - во детей |
Средний % |
Кол - во детей |
Высокий % |
Кол-во детей |
||
Экспериментальная |
0 |
0 |
50 |
5 |
50 |
5 |
|
Контрольный |
10 |
1 |
60 |
5 |
50 |
5 |
|
Наглядно видно из рис. 8, что прослеживается зависимость качества сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) и применение метода моделирования в работе по этому направлению.
Сравнив эти показатели
с данными констатирующего
В контрольной группе рост по этим же показателям незначителен, т.к. обучение продолжалось без применения метода моделирования.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Рисунок 8. Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап)
При репродуктивном характере
протекания деятельности, когда нередко
старшие дошкольники запоминают
большой объем информации, знаний,
не происходит кардинальных изменений,
перестройки в сознании школьника,
в его отношении
Заключение
Моделирование - представляет
собой продукт сложной
В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.
Старшим дошкольникам доступны предметно-
Необходимо учитывать,
что использование моделей
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений.
Для определения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в феврале 2010 г. нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы детей 6-7 года жизни: экспериментальная (подготовительная группа, 10 чел., воспитатели Розвезева Н.С., Чижикова Н.В.), контрольная (подготовительная группа, 10чел., воспитатели Стаценко И.А., Климова С.П.). База исследования: МДОУ д/с «Сережка» п. Березовый.
Для исследования мы использовали диагностическую методику Л.В. Моисеевой.
Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) с помощью моделей и моделирования.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Сравнив эти показатели контрольного этапа исследованияс данными констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в экспериментальной группе. В контрольной группе рост по этим же показателям незначителен, т.к. обучение продолжалось без применения метода моделирования.
Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста