Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
При репродуктивном характере
протекания деятельности, когда нередко
старшие дошкольники запоминают
большой объем информации, знаний,
не происходит кардинальных изменений,
перестройки в сознании школьника,
в его отношении
Иной характер формирование системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) носит при выполнении моделирования. В этом случае задействуются такие процессы как: догадка, озарение, додумывание, использование прошлого опыта. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самого дошкольника.
Улучшение показателей
в экспериментальной группе дает
нам основание считать
Библиографический список
1. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
2. Абдуллаев, З. Экологическое
отношение и экологическое
3. Активизация познавательной
деятельности младших
4. Аллен, Р. Наука о жизни / Р. Аллен.- М.: Молодая гвардия, 2001. - 390 с.
5. Ангеловски, Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.
6. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / Владимир Григорьевич Асеев. - Иркутск: ИГПИ, 1999. - 190 с.
7. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева //Юный натуралист. - 1990. - № 1. - С. 30-32.
8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
9. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
10. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.
11. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. - 2003. - № 9
12. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.
13. Бобылева Л., Дупленко
О. О программе экологического
воспитания старших
14. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.
15. Букатова И.Л. и др. Эвоинформатика: Теория и практика эволюционного моделирования / М.: Наука 1991 г. 206с.
16. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.
17. Веников В.А. Теория подобия и моделирования / М.: Высшая школа 2006 г. 480с.
18. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
19. Гагарин, А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. /А. В. Гагарин. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.
20. Глазачев, С.Н., Козлова, О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие. - М., 1997. - С. 153
21. Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология. / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов - на- Дону: Издательство «Феникс», 1996. - С. 38-126.
22. Загренова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Л. Загренова, В. Николина. - М.: Высшая школа, 2004. - 157с.
23. Запартович, Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н Криворучко, Л.М. Соловьева - М.: Педагогика, 2003. - 232с
24. Захлебный, А.Н. На экологической тропе /А. Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1999. - 183 с.
25. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
26. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
27. Зерщикова Т., Ярошевич
Т. Экологическое развитие в
процессе ознакомления с
28. Зуев В.А. Программное моделирование систем / Новочеркасск: НПИ 1992 г. 109с.
29. Иванова А. И. Методика
организации экологических
30. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.
31. Ильина, А.Н. Теоретические
проблемы воспитания у
32. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.
33. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников /Г.Н. Каропа - М.: Педагогика, 1999. - 325 с.
34. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
35. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.
36. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск “Наука и техника” 1983 г. 120с.
37. Марковская М. М.
Уголок природы в детском саду
/ Пособие для воспитателя
38. Мир природы и ребенок:
Методика экологического
39. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.- Чебоксары, 2002. - 190 с.
40. Николаева С. Н.
Теория и методика
41. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с. 119.
42. Новик И.Б. О философских вопросах моделирования. М., Знание,2004.
43. Новые педагогические
и информационные технологии
в системе образования:
44. Основы теории подобия и моделирования (терминология) / М.: Наука 2003 г. 25с.
45. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. - М, 2004. - 387 с.
46. Поддъяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности /А.Н. Поддъяков //Школьные технологии. - 2006. - № 3.- С. 59-63.
47. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
48. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 2003., С. 95.
49. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.
50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.
51. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе / И.Т. Суравегина. - М.: Академия, 1986. - С. 31-49.
52. Формирование экологической
культуры дошкольников/авт.-
53. Целищева И., Большакова
М. Дикие животные: интегрированные
занятия по ознакомлению с
природой и развитию
54. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Наука, 2006
55. Эксперимент. Модель. Теория. М.-- Берлин, Наука, 2002.
56. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М, 2004. - 438 с.
57. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.
Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста