Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

Таким образом, из всего  выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

При репродуктивном характере  протекания деятельности, когда нередко  старшие дошкольники запоминают большой объем информации, знаний, не происходит кардинальных изменений, перестройки в сознании школьника, в его отношении сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных).

Иной характер формирование системных знаний у детей дошкольного  возраста о растениях (животных) носит  при выполнении моделирования. В  этом случае задействуются такие  процессы как: догадка, озарение, додумывание, использование прошлого опыта. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самого дошкольника.

Улучшение показателей  в экспериментальной группе дает нам основание считать гипотезу: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы  и закономерные связи, существующие в ней; на этой основе у детей эффективнее  формируются системные знания о  растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста - подтвердившейся.

Библиографический список

1. «Мы» - Программа экологического  образования детей / Н. Н. Кондратьева  и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

2. Абдуллаев, З. Экологическое  отношение и экологическое сознание /З. Абдуллаев. // Филосовские науки. - 1991. - N2.

3. Активизация познавательной  деятельности младших школьников: вопросы психолого-педагогического  сопровождения: Учеб. Пособие / сост. Т. Е., Наливайко, Т. В Самодурова - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2006. - 106 с.

4. Аллен, Р. Наука о  жизни / Р. Аллен.- М.: Молодая гвардия, 2001. - 390 с.

5. Ангеловски, Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.

6. Асеев, В.Г. Возрастная  психология: Учеб. пособие / Владимир Григорьевич Асеев. - Иркутск: ИГПИ, 1999. - 190 с.

7. Афанасьева, Е. Экология  не знает границ / Е. Афанасьева //Юный натуралист. - 1990. - № 1. - С. 30-32.

8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

9. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

10. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

11. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. - 2003. - № 9

12. Бобылева Л. Бывают  ли "полезные" и "вредные"  животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.

13. Бобылева Л., Дупленко  О. О программе экологического  воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

14. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.

15. Букатова И.Л. и др. Эвоинформатика: Теория и практика эволюционного моделирования / М.: Наука 1991 г. 206с.

16. Васильева А. И.  Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

17. Веников В.А. Теория  подобия и моделирования / М.: Высшая  школа 2006 г. 480с.

18. Вербицкий А.А. Игровое  моделирование: Методология и  практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.

19. Гагарин, А.В. Воспитание  природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. /А. В. Гагарин. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.

20. Глазачев, С.Н., Козлова,  О.Н. Экологическая культура: Пробное  учебное пособие. - М., 1997. - С. 153

21. Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология. / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов - на- Дону: Издательство «Феникс», 1996. - С. 38-126.

22. Загренова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Л. Загренова, В. Николина. - М.: Высшая школа, 2004. - 157с.

23. Запартович, Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н Криворучко, Л.М. Соловьева - М.: Педагогика, 2003. - 232с

24. Захлебный, А.Н. На экологической тропе /А. Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1999. - 183 с.

25. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

26. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

27. Зерщикова Т., Ярошевич  Т. Экологическое развитие в  процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. - 178 с.

28. Зуев В.А. Программное  моделирование систем / Новочеркасск: НПИ 1992 г. 109с.

29. Иванова А. И. Методика  организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском  саду: Пособие для работников  дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

30. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

31. Ильина, А.Н. Теоретические  проблемы воспитания у дошкольников  экологической культуры как части  их мировоззрения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2008.- 17 с.

32. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.

33. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников /Г.Н. Каропа - М.: Педагогика, 1999. - 325 с.

34. Коломина Н. В. Воспитание  основ экологической культуры  в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

35. Левина Р. Метеоцентр  в детском саду, или экология  и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.

36. Лукашевич В. К.  Модели и метод моделирования  в человеческой деятельности / Минск  “Наука и техника” 1983 г. 120с.

37. Марковская М. М.  Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского  сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

38. Мир природы и ребенок:  Методика экологического воспитания  дошкольников / Л. А. Каменева, Н.  Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

39. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.- Чебоксары, 2002. - 190 с.

40. Николаева С. Н.  Теория и методика экологического  образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

41. Николаева С. Н.  Юный эколог: программа и условия  ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с. 119.

42. Новик И.Б. О философских  вопросах моделирования. М., Знание,2004.

43. Новые педагогические  и информационные технологии  в системе образования: Учебное  пособие для студентов педагогических  вузов и системы повышения  квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 272 с. - ISВN 987-5-7695-4788-1

44. Основы теории подобия  и моделирования (терминология) / М.: Наука 2003 г. 25с.

45. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. - М, 2004. - 387 с.

46. Поддъяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности /А.Н. Поддъяков //Школьные технологии. - 2006. - № 3.- С. 59-63.

47. Рыжова Н. "Наш дом  - природа". Программа экологического  воспитания дошкольников // Дошкольное  воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

48. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 2003., С. 95.

49. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.

51. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе / И.Т. Суравегина. - М.: Академия, 1986. - С. 31-49.

52. Формирование экологической  культуры дошкольников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 271 с.

53. Целищева И., Большакова  М. Дикие животные: интегрированные  занятия по ознакомлению с  природой и развитию элементарных  математических представлений // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 11. - с. 53-64.

54. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Наука, 2006

55. Эксперимент. Модель. Теория. М.-- Берлин, Наука, 2002.

56. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М, 2004. - 438 с.

57. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.


Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста