Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
о мире |
о растительном мире |
||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
Катя Ш. |
8 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
|
Эльвира М. |
9 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
|
Вова К. |
7 |
Н |
5 |
Н |
6 |
Н |
|
Петя М. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
|
Олег С. |
9 |
С |
8 |
С |
8,5 |
С |
|
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
11,5 |
С |
|
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
8 |
С |
|
Галя И. |
7 |
Н |
8 |
С |
7,5 |
С |
|
Марина П. |
12 |
С |
13 |
В |
12,5 |
В |
|
Вадим Б. |
13 |
В |
10 |
С |
11,5 |
С |
|
В среднем по гр. |
9,5 |
С |
9,0 |
С |
9,25 |
С |
|
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Как видно из табл. 1 мы получили следующие результаты исследования в экспериментальной группе: с высоким уровнем - 2 человека (Маша С., Артур З.) (20%); со средним уровнем -6 человек ( Таня В., Женя К., Оля Г., Алеша Д., Марат М., Саша Л.) (60%); с низким уровнем - 2 человека (Света К., Галя Ф. ) (20%) На основе полученных данных была построена диаграмма, которая позволила наглядно увидеть уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 1)
Рисунок 1. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (экспериментальная группа, констатирующий этап)
Результаты исследования в контрольной группе: с высоким уровнем - 1 человек (Марина П.) (10 %); со средним уровнем - 8 человек (Катя Ш., Эльвира М., Петя М., Олег С., Миша А., Катя У., Галя И., Вадим Б.) (80%); с низким уровнем - 1 человек ( Вова К.)(10 %).
На основе полученных данных
построим диаграмму, позволяющую наглядно
увидеть уровень
Рисунок 2. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа, констатирующий этап)
Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) экспериментальной и контрольной групп (констатирующий этап)
На рис. 3 наглядно видно, что результаты анкетирования в обоих группах не особенно различаются: основная группа детей подготовительных групп имеет средний уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных): контрольная группа - 8 человек - 80 %, экспериментальная группа - 6 человек - 60 %.
Сравнивая результаты диагностики
экспериментальной и
1. Дошкольники экспериментальной
и контрольной групп в целом
показали средний уровень
2. Уровень знания дошкольников
экспериментальной и
3. Уровень знания о
растительном мире и уровень
экологически правильного
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более «разбросаны», у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.
Таблица 3 Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Общий уровень по группе |
|||||
о мире |
о растительном мире |
||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
||
Высокий уровень |
20 |
20 |
10 |
10 |
20 |
10 |
|
Средний уровень |
60 |
50 |
50 |
80 |
60 |
80 |
|
Низкий уровень |
20 |
30 |
40 |
10 |
20 |
10 |
|
Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) с помощью моделей и моделирования.
2.2 Использование
моделей и моделирования при
ознакомлении детей старшего
дошкольного возраста с
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс
мероприятий, на занятиях в
ДОУ и в повседневной жизни,
по повышению уровня
2) апробировать разработанный мной комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - мы опирались на следующие источники:
- программы, направленные
на экологическое воспитание
дошкольников: «Наш дом - природа»
(Н. А. Рыжова, 1998), «Юный эколог»
(С. Н. Николаева, 1999), «Программа
экологического воспитания
- методические рекомендации: Н. Рыжова (6 2003-2004), В. Зебзеева (2005), Т. Зенина (2004), С. Н. Николаева (2002, 2006), Л. Павлова (2008) и др.
Занятия строились с
учетом наглядно-действенного и наглядно-образного
восприятия ребенком окружающего мира.
Нами были проведены циклы занятий,
направленных на формирование экологических
знаний (знания о мире животных; знания
о растительном мире) и экологически
правильного отношения к
Большое значение мы придавали
исследовательской деятельности детей
- проведению опытов, наблюдений. В процессе
обучения мы обращала внимание на то, чтобы
задействовать все органы чувств
ребенка, а не только слух и зрение.
Для этого детям
Большое значение придавалось
ведущей форме деятельности дошкольников
- игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные
игры экологического и природоведческого
содержания). Развить положительные
эмоции по отношению к природе
помогали игры-превращения, направленные
на возникновение у ребенка
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Постепенное усложнение заданий
на сравнение побуждало детей
к подробному и всестороннему
рассматриванию объектов сравнения. Нами
были использованы модели, в роли которых
выступали технические игрушки,
готовые или собранные детьми
из деталей конструктора, модели бытовых
предметов, игрушки животных и т.д.
Эти задания мы включали в наблюдения,
беседы, игры. Во время обобщающей беседы,
чтобы проверить знания детей, мы
предлагали детям несколько таких
заданий. Например, ребята рассматривали
бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их
по внешнему виду, по способу передвижения,
находили сходство и различие. Нами
предлагалось задание: отобрать картинки
с изображением насекомых, о которых
говорили на занятиях. На последующих
занятиях задание усложняется: нужно
отобрать картинки с изображением насекомых,
которые жужжат, стрекочут, прыгают,
бегают. Для конкретизации и
При ознакомлении детей с домашними и дикими животными давались задания на сравнение и классификацию животных по приносимой ими пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки-модели, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных на столе картинок с изображением животных дети отобрали те, на которых нарисованы животные, живущие около человека и в лесу, и расположить их соответственно месту проживания.
Особый интерес у детей
Естественно, в работе по моделированию нашли отражение знания детей о местах обитания живых организмов: о их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
Систематичность проводимых занятий,
постепенное углубление их содержания
положительно отражалось на разнообразной
деятельности детей. В своих рисунках,
рассказах они старались
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и диаграммах.
Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
о мире |
о растительном мире |
||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
Таня В. |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
|
Женя К. |
12 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
|
Света К. |
8 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
|
Оля Г. |
13 |
В |
14 |
В |
13,5 |
В |
|
Алеша Д. |
11 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
|
Марат М. |
12 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
|
Саша Л. |
13 |
В |
14 |
В |
13,5 |
В |
|
Маша С. |
14 |
В |
13 |
В |
13,5 |
В |
|
Галя Ф. |
8 |
С |
9 |
С |
8,5 |
С |
|
Артур З. |
14 |
В |
13 |
В |
13,5 |
В |
|
В среднем |
11,6 |
С |
10,5 |
С |
11,8 |
С |
|
Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста