Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 82.66 Кб (Скачать)
 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

     
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Катя Ш.

8

С

10

С

9

С

 

Эльвира М.

9

С

9

С

9

С

 

Вова К.

7

Н

5

Н

6

Н

 

Петя М.

10

С

8

С

9

С

 

Олег С.

9

С

8

С

8,5

С

 

Миша А.

13

В

10

С

11,5

С

 

Катя У.

7

Н

9

С

8

С

 

Галя И.

7

Н

8

С

7,5

С

 

Марина П.

12

С

13

В

12,5

В

 

Вадим Б.

13

В

10

С

11,5

С

 

В среднем по гр.

9,5

С

9,0

С

9,25

С

 
               

Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

Как видно из табл. 1 мы получили следующие результаты исследования в экспериментальной группе: с  высоким уровнем - 2 человека (Маша С., Артур З.) (20%); со средним уровнем -6 человек ( Таня В., Женя К., Оля Г., Алеша Д., Марат М., Саша Л.) (60%); с низким уровнем - 2 человека (Света К., Галя Ф. ) (20%) На основе полученных данных была построена диаграмма, которая позволила наглядно увидеть уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 1)

Рисунок 1. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (экспериментальная группа, констатирующий этап)

Результаты исследования в контрольной группе: с высоким  уровнем - 1 человек (Марина П.) (10 %); со средним  уровнем - 8 человек (Катя Ш., Эльвира  М., Петя М., Олег С., Миша А., Катя У., Галя И., Вадим Б.) (80%); с низким уровнем - 1 человек ( Вова К.)(10 %).

На основе полученных данных построим диаграмму, позволяющую наглядно увидеть уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста контрольной группы о растениях (животных) на данном этапе эксперимента (Рис. 2)

Рисунок 2. Уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) (контрольная группа, констатирующий этап)

Рисунок 3. Сравнительный  анализ результатов исследования уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) экспериментальной и контрольной групп (констатирующий этап)

На рис. 3 наглядно видно, что результаты анкетирования в  обоих группах не особенно различаются: основная группа детей подготовительных групп имеет средний уровень сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных): контрольная группа - 8 человек - 80 %, экспериментальная группа - 6 человек - 60 %.

Сравнивая результаты диагностики  экспериментальной и контрольной  групп (табл. 1-2), констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы - соответственно 9,05 и 9,25 баллов.

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных одинаков - 9,5 балла.

3. Уровень знания о  растительном мире и уровень  экологически правильного отношения  к миру природы у дошкольников  экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной  группы соответственно на 0,4 и  0,1 балла.

Кроме того, сравнивая распределение  оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной  группы более «разбросаны», у них  больше, чем у дошкольников контрольной  группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с  группой.

Таблица 3 Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

 

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Общий уровень по группе

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

   
 

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

 

Высокий уровень

20

20

10

10

20

10

 

Средний уровень

60

50

50

80

60

80

 

Низкий уровень

20

30

40

10

20

10

 
               

Результаты констатирующего  этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по формированию системных знаний у  детей дошкольного возраста о  растениях (животных) с помощью моделей  и моделирования.

2.2 Использование  моделей и моделирования при  ознакомлении детей старшего  дошкольного возраста с растениями (животными)

Целью формирующего педагогического  эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  мероприятий, на занятиях в  ДОУ и в повседневной жизни,  по повышению уровня экологической  воспитанности старших дошкольников  с помощью формирования на  занятиях системы знаний о  животных.

2) апробировать разработанный  мной комплекс на дошкольниках  экспериментальной группы.

При разработке комплекса  мероприятий - на занятиях в ДОУ и  в повседневной жизни дошкольников - мы опирались на следующие источники:

- программы, направленные  на экологическое воспитание  дошкольников: «Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова, 1998), «Юный эколог»  (С. Н. Николаева, 1999), «Программа  экологического воспитания старших  дошкольников» (Л. Бобылева, О.  Дупленко, 1998), «Семицветик» (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 2007);

- методические рекомендации: Н. Рыжова (6 2003-2004), В. Зебзеева (2005), Т. Зенина (2004), С. Н. Николаева (2002, 2006), Л. Павлова (2008) и др.

Занятия строились с  учетом наглядно-действенного и наглядно-образного  восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических  знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным  явлениям и объектам.

Большое значение мы придавали  исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращала внимание на то, чтобы  задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась  возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать  их на вкус, если это безопасно. Был  проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком. Большое внимание уделялось общению  детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить  эмоциональное отношение к природе  по книгам и рисункам. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников  на прогулки, экскурсии. Содержанием  проводимых с дошкольниками экскурсий  являлось обследование близлежащей  местности для формирования представлений  об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической  обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое значение придавалось  ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные  игры экологического и природоведческого  содержания). Развить положительные  эмоции по отношению к природе  помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным  видам движений и игровым упражнениям  проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок  должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в  движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Постепенное усложнение заданий  на сравнение побуждало детей  к подробному и всестороннему  рассматриванию объектов сравнения. Нами были использованы модели, в роли которых  выступали технические игрушки, готовые или собранные детьми из деталей конструктора, модели бытовых  предметов, игрушки животных и т.д. Эти задания мы включали в наблюдения, беседы, игры. Во время обобщающей беседы, чтобы проверить знания детей, мы предлагали детям несколько таких  заданий. Например, ребята рассматривали  бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Нами предлагалось задание: отобрать картинки с изображением насекомых, о которых  говорили на занятиях. На последующих  занятиях задание усложняется: нужно  отобрать картинки с изображением насекомых, которые жужжат, стрекочут, прыгают, бегают. Для конкретизации и систематизации знаний нами применялись предметные модели, например, изготовленные из бумаги или другого материала  изображения насекомых, которыми ребенок  оперировал вместо картинок, выполняя задания на анализирование строения тела насекомого, его условия проживания. Предметной моделью были также коллективно заполненная детьми фланелеграммы, изображающая луг, лес, поле и т.д.

При ознакомлении детей с домашними  и дикими животными давались задания  на сравнение и классификацию  животных по приносимой ими пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки-модели, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных  на столе картинок с изображением животных дети отобрали те, на которых  нарисованы животные, живущие около  человека и в лесу, и расположить  их соответственно месту проживания.

Особый интерес у детей подготовительной группы вызывал материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в работе по моделированию  нашли отражение знания детей  о местах обитания живых организмов: о их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

Систематичность проводимых занятий, постепенное углубление их содержания положительно отражалось на разнообразной  деятельности детей. В своих рисунках, рассказах они старались правильно  и полно передать характерные  признаки животного, способ его передвижения, среду обитания, реалистически объяснить  увиденное.

2.3 Динамика уровня  сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению  уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных). Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и диаграммах.

Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

     
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Таня В.

13

В

13

В

13

В

 

Женя К.

12

С

10

С

11

С

 

Света К.

8

С

8

С

8

С

 

Оля Г.

13

В

14

В

13,5

В

 

Алеша Д.

11

С

9

С

10

С

 

Марат М.

12

С

12

С

12

С

 

Саша Л.

13

В

14

В

13,5

В

 

Маша С.

14

В

13

В

13,5

В

 

Галя Ф.

8

С

9

С

8,5

С

 

Артур З.

14

В

13

В

13,5

В

 

В среднем

11,6

С

10,5

С

11,8

С

 
               

Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста