Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава I Теоретические основы использования  моделей и моделирования в  формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста

1.1 Понятия «модель», «моделирование»,  использование метода моделирования  при систематизации знаний

1.2 Особенности умственного  развития старших дошкольников  как условие для применения  метода моделирования

1.3 Значение использования  моделей и моделирования в  формировании системных знаний  о растениях (животных)

Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного  возраста о растениях (животных)

2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)

2.2 Использование моделей и моделирования  при ознакомлении детей старшего  дошкольного возраста с растениями (животными)

2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)

Заключение

Библиографический список

Введение

На этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической  психо-педагогики (В. Ясвин, С. Дерябо) [21], является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.[21]

Необходимость обновления содержания экологического воспитания посредством  смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснована в педагогической науке (Н.Ф. Виноградова, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В.И. Панов, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, И.В. Цветкова, В.А. Ясвин и др.) [18, 21, 24, 50]. Педагогическая организация процесса экологического воспитания детей еще не обеспечивает должной его эффективности.

Моделирование - это метод, использование  которого способно активизировать процесс  учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными  компонентами учебной деятельности. Моделирование дает простор для  творчества и фантазии детей, обеспечивая  их речевое развитие.

Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В. Проскура и др.) [18] установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь  многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно  более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения  в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения  и воспроизводства этих связей и  отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить  и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том  числе умения смоделировать действительность.  
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности [17].

Противоречие между потребностью современной теории и практики экологического воспитания детей дошкольного возраста в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности и  невостребованностью потенциала моделирования в решении данных вопросов определило проблему настоящего исследования и обусловило выбор темы курсовой работы: «Использование моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)».

Объект исследования: процесс формирования системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: метод моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.

Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме исследования.

2. Определить значение использования  моделей и моделирования в  формировании системных знаний  о растениях (животных) у детей  старшего дошкольного возраста

3. Рассмотреть условия эффективного  применения метода моделей и  моделирования в формировании  системных знаний о растениях  (животных) у детей старшего дошкольного  возраста.

4. Апробировать применение моделей  и моделирования в формировании  системных знаний о растениях  (животных) у детей старшего дошкольного  возраста.

Методы исследования:

теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, экологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;

эмпирические - педагогическое наблюдение учебного процесса, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования и его научная новизна заключается в том, что была проанализирована педагогическая и методическая литература по теме исследования; определена возможность повышения эффективности формирования системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что применение метода моделей и моделирования способствует расширению системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов в системе формирования знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ д/с «Сережка» п. Березовый.

Глава I. Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста

1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование  метода моделирования при систематизации  знаний

Моделирование - представляет собой  продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего  мыслительную переработку исходного  чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается  как процесс применения наглядных  моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко [17, 36]. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.) [44]. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском  саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием  ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования [44].

Многие авторы разрабатывают вопросы  применения наглядного моделирования  для опосредованного решения  познавательных задач, формирования представлений  о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.) [18].

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод  моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент  с построением логических конструкций  и научных абстракций.

Моделирование -- исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

В педагогической науке метод моделирования  обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др [17]. Воспользуемся наиболее полным, на наш взгляд, определением моделирования, данное Г.В. Суходольским, трактующего его "как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами". Основным понятием метода моделирования является модель.

По существу, моделирование как  форма отражения действительности зарождается в античную эпоху  одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские  архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода моделирования.

И. Ньютон пользуется этим методом  уже вполне осознанно, а в 19 веке трудно назвать область науки  или её приложений, где моделирование  не имело бы существенного значения.

Исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении  работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков -- именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» метода моделирования. [5]

Моделирование ныне приобрело общенаучный  характер и применяется в исследованиях  живой и неживой природы, в  науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком  применении метода моделирования в  исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали  глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков  его места в теории познания. Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных  стран этому вопросу в многочисленных работах. В таком случае, определение  моделирования может быть сформулировано так [15].

«Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [17] (три перечисленных признака, по сути, являются определяющими признаками модели).

При дальнейшем рассмотрении моделей  и процесса моделирования будем  исходить из того, что общим свойством  всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению  к каким объектам познания это  их общее свойство реализуется, возникает  большое разнообразие моделей, а  вместе с ним и проблема классификации  моделей.

Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста