Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Исследовательская работа помогает развить  познавательный интерес ребенка, его  мышление, умение обобщать.

«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и  состояние - задания эстетичного, умственного  и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и  состояние которого вполне зависит  от того, поливают его или нет, водой  комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота - это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.

При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что  внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях. Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным [3].

Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно  общаются с ними, ведь мир наших  меньших братьев чрезвычайно  привлекателен. В отличие от растений, животным присущее поведение. С одной  стороны, они похожи на людей: могут  ходить, бегать, лазить, плавать; едят и  пьют; глаза и уши позволяют  им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать  на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное). Замечая частичное  внешнее сходство между человеком  и животными, ребенок с раннего  возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны  относительно как к внешнему виду, так и к поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет  у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Некоторые  животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно  человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение  дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием  и руководством взрослого, так как  оно может быть опасным и для  животного и для ребёнка. Умелая организация работы с детьми по уходу  за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей  заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. [10] Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя  и детей по построению (выбору и  конструированию моделей). Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование  основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность  создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности. Воспитатель:

· Предлагает детям описать новые  объекты природы с помощью  готовой модели, ранее усвоенной  ими.

· Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков  различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

· Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

· Обучение детей моделированию  существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование  признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы).

· Руководит созданием моделей  элементарных понятий, таких как  «рыбы», «птицы», «звери», «домашние  животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений.

Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)

2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)

Для определения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в феврале 2010 г. нами был проведен констатирующий этап исследования.

В исследовании приняло участие 2 группы детей 6-7 года жизни: экспериментальная (подготовительная группа, 10 чел., воспитатели  Розвезева Н.С., Чижикова Н.В.), контрольная (подготовительная группа, 10чел., воспитатели Стаценко И.А., Климова С.П.). База исследования: МДОУ д/с «Сережка» п. Березовый.

Цель констатирующего этапа  исследования: уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных).

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня  сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных);

2) подобрать диагностический материал  и оборудование;

3) провести диагностику уровня  сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в экспериментальной и контрольной группах.

Методы

Критерии

Для исследования мы использовали диагностическую  методику Л.В. Моисеевой.

Задание 1. Определение  характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных  особенностей представителей мира животных.

Оборудование.

Три большие карты: первая разделена  на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте  изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых  и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку  еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился  с заданием, педагог предлагает ему  выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три  изображения насекомых и затем  ответить на следующие вопросы в  соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица,  насекомое)?

- Что ты можешь рассказать  о нем?

- Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок без особого труда  распределяет представителей животного  мира по видам; аргументирует  свой выбор.

* Соотносит представителей фауны  со средой обитания.

* Знает характерные признаки.

* Без особого труда, связно  и последовательно отвечает на  поставленные вопросы.

* Проявляет интерес и эмоционально  выражает свое отношение к  животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок иногда допускает незначительные  ошибки при распределении представителей  животного мира по видам.

* Не всегда аргументирует свой  выбор.

* В основном соотносит представителей  фауны со средой обитания.

* Знает характерные признаки, но  иногда допускает неточности  в ответах.

* На поставленные вопросы отвечает  последовательно, но иногда ответы  бывают слишком краткими.

* Проявляет интерес и эмоционально  выражает свое отношение к  животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок часто допускает ошибки  при распределении представителей  животного мира по видам.

* Не всегда аргументирует свой  выбор.

* Не всегда соотносит представителей  фауны со средой обитания.

* Затрудняется назвать характерные  признаки.

* На поставленные вопросы отвечать  затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

* Не проявляет интереса и  не выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение  характерных особенностей растительного  мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных  особенностей растительного мира.

Оборудование.

Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для  жизни, роста и развития комнатных  растений?

- Как правильно ухаживать за  комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно  делать (на примере одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные  растения?

- Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок самостоятельно называет  разные виды растений: деревья,  кустарники и цветы.

* Без труда выделяет группы  предлагаемых растений.

* Без помощи взрослого называет  условия, необходимые для жизни,  роста и развития комнатных  растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать  за ними.

* Проявляет интерес и эмоционально  выражает свое отношение к  комнатным растениям. Средний  уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок иногда допускает незначительные  ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

* В основном правильно выделяет  группы предлагаемых растений, иногда  затрудняется аргументировать свой  выбор.

* Без помощи взрослого называет  условия, необходимые для жизни,  роста и развития комнатных  растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать  за ними.

* Практические умения и навыки  ухода за комнатными растениями  сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и эмоционально  выражает свое отношение к  комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок затрудняется называть  виды растений: деревья, кустарники  и цветы.

* Не всегда может выделить  группы предлагаемых растений, не  может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как  правильно ухаживать за комнатными  растениями.

* Практические умения и навыки  ухода за комнатными растениями  не сформированы.

* В процессе практической деятельности  постоянно обращается за помощью  к взрослому.

Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной  групп представлены в таблицах 1-2 и диаграммах.

Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 
 

о мире  
животных

о растительном мире

     
 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

     

Таня В.

8

С

7

Н

7,5

С

 

Женя К.

10

С

8

С

9

С

 

Света К.

6

Н

5

Н

5,5

Н

 

Оля Г.

12

С

13

В

12,5

С

 

Алеша Д.

8

С

7

Н

7,5

С

 

Марат М.

9

С

8

С

8,5

С

 

Саша Л.

10

С

8

С

9

С

 

Маша С.

13

В

12

С

12,5

В

 

Галя Ф.

6

Н

7

Н

6,5

Н

 

Артур З.

13

В

11

С

12

В

 

В среднем по гр.

9,5

С

8,6

С

9,05

С

 
               

Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста