Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить использование метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Гипотеза исследования: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей эффективнее формируются системные знания о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть условия эффективного применения метода моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать применение моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I Теоретические основы использования моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
1.1 Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования при систематизации знаний
1.2 Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
1.3 Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных)
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.2 Использование моделей и моделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями (животными)
2.3 Динамика уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Заключение
Библиографический список
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.
«Зеленое царство» растений привлекает
внимание и вызывает заинтересованность
ребенка. Умение разглядывать растение,
видеть его своеобразие и красоту,
замечать разнообразные признаки и
состояние - задания эстетичного, умственного
и морального воспитания ребенка. Ребенок,
наблюдая за растениями, учится распознавать
другую (не человеческую) форму жизни,
видеть живое существо, жизнь и
состояние которого вполне зависит
от того, поливают его или нет, водой
комнатной температуры или
При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях. Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным [3].
Животные, так же как и растения,
приносят большую радость. Дети активно
общаются с ними, ведь мир наших
меньших братьев чрезвычайно
привлекателен. В отличие от растений,
животным присущее поведение. С одной
стороны, они похожи на людей: могут
ходить, бегать, лазить, плавать; едят и
пьют; глаза и уши позволяют
им видеть и слышать, то есть воспринимать
окружающий мир и реагировать
на него (прятаться, кричать, убегать, нападать
и тому подобное). Замечая частичное
внешнее сходство между человеком
и животными, ребенок с раннего
возраста понимает, что последние -
живые существа. С другой стороны,
животные неповторимы и своеобразны
относительно как к внешнему виду,
так и к поведению. Например, многие
из них имеют органы, которых нет
у людей - хвост, рога, копыта, плавники,
клюв и тому подобное. Некоторые
животные могут летать, жить в воде
или под землей, впадать в спячку,
то есть делать то, что не свойственно
человеку. Необыкновенность и динамичность
животных очень нравится детям. Но поведение
дошкольника относительно животных
всегда должно быть под вниманием
и руководством взрослого, так как
оно может быть опасным и для
животного и для ребёнка. Умелая
организация работы с детьми по уходу
за живыми существами позволяет педагогу
решить задачу воспитания у детей
заботливого отношения к
Обучение моделированию
· Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
· Организует сравнение двух объектов
между собой, учит выделению признаков
различия и сходства, одновременно
дает задание последовательно
· Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
· Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы).
· Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений.
Глава II Содержание работы формированию системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
2.1 Изучение уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных)
Для определения уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в феврале 2010 г. нами был проведен констатирующий этап исследования.
В исследовании приняло участие 2 группы детей 6-7 года жизни: экспериментальная (подготовительная группа, 10 чел., воспитатели Розвезева Н.С., Чижикова Н.В.), контрольная (подготовительная группа, 10чел., воспитатели Стаценко И.А., Климова С.П.). База исследования: МДОУ д/с «Сережка» п. Березовый.
Цель констатирующего этапа исследования: уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных).
Задачи констатирующего
1) определить критерии уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных);
2) подобрать диагностический
3) провести диагностику уровня сформированности системных знаний у детей дошкольного возраста о растениях (животных) в экспериментальной и контрольной группах.
Методы
Критерии
Для исследования мы использовали диагностическую методику Л.В. Моисеевой.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился
с заданием, педагог предлагает ему
выбрать два изображения
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
* Ребенок без особого труда
распределяет представителей
* Соотносит представителей
* Знает характерные признаки.
* Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
* Проявляет интерес и
Средний уровень (8 - 12 баллов)
* Ребенок иногда допускает
* Не всегда аргументирует свой выбор.
* В основном соотносит
* Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
* На поставленные вопросы
* Проявляет интерес и
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
* Ребенок часто допускает
* Не всегда аргументирует свой выбор.
* Не всегда соотносит
* Затрудняется назвать
* На поставленные вопросы
* Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование.
Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению.
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для
жизни, роста и развития
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
* Ребенок самостоятельно
* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
* Без помощи взрослого называет
условия, необходимые для
* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
* Проявляет интерес и
* Ребенок иногда допускает
* В основном правильно выделяет
группы предлагаемых растений, иногда
затрудняется аргументировать
* Без помощи взрослого называет
условия, необходимые для
* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
* Практические умения и навыки
ухода за комнатными
* Проявляет интерес и
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
* Не всегда может выделить
группы предлагаемых растений, не
может аргументировать свой
* Затрудняется рассказывать, как
правильно ухаживать за
* Практические умения и навыки
ухода за комнатными
* В процессе практической
Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Результаты диагностики уровня
экологической воспитанности
Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
о мире |
о растительном мире |
||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
Таня В. |
8 |
С |
7 |
Н |
7,5 |
С |
|
Женя К. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
|
Света К. |
6 |
Н |
5 |
Н |
5,5 |
Н |
|
Оля Г. |
12 |
С |
13 |
В |
12,5 |
С |
|
Алеша Д. |
8 |
С |
7 |
Н |
7,5 |
С |
|
Марат М. |
9 |
С |
8 |
С |
8,5 |
С |
|
Саша Л. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
|
Маша С. |
13 |
В |
12 |
С |
12,5 |
В |
|
Галя Ф. |
6 |
Н |
7 |
Н |
6,5 |
Н |
|
Артур З. |
13 |
В |
11 |
С |
12 |
В |
|
В среднем по гр. |
9,5 |
С |
8,6 |
С |
9,05 |
С |
|
Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Информация о работе Методика и развитие знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста