Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:49, реферат

Краткое описание

Деятельность людей, зачастую неблаготворно влияющая на окружающую среду, постепенно приводит к нарушению экологического равновесия, нагрузка на биосферу достигает своей критической границы.
Одним из правовых способов охраны окружающей действительности является экологическая экспертиза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3 Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды………………………………...4
Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду…........5
Содержание оценки воздействия на окружающую среду……………8
Декларация об экологических последствиях воздействия
на окружающую среду…………………………………………………10
Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду….11 Понятие экологической экспертизы………………………………..…13
Виды и принципы экологической экспертизы…………………….….14
Объекты государственной экологической экспертизы…………….…22
Порядок проведения государственной экологической экспертизы…..24
Заключение……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Элементы экологической экспертизы.docx

— 52.24 Кб (Скачать)

Заключение  

Наиболее  значимой характеристикой государственной  экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений - фактор, определяющий высокую  потенциальную эффективность государственной  экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета экологических  требований на стадии принятия решения.

Связывание  финансирования (кредитования) работ  по экспортируемым объектам с положительным  заключением экологической экспертизы - решение рациональное, но на практике не вполне обеспеченное законодательно. Если это будет закреплено в Законе, банк при соответствующем обращении  к нему за кредитом обязан будет  требовать заключение экспертизы, а  точнее не вправе будет дать кредит без положительного экспертного  заключения. В этом же Законе или  в Законе «Об экологической экспертизе»  было бы полезным предусмотреть, что  нарушение данного правила является основанием для лишения банка  или кредитной организации лицензии на определенный срок.

С учетом роли экспертного заключения в процедуре  принятия решения чрезвычайно важна  возможность обоснования в судебном порядке заключения государственной  экологической экспертизы. При этом суд или арбитражный суд вправе принять решение о проведении по данному объекту дополнительной или повторной экспертизы.

Общественная  экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической  экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении  их в одну процедуру (как это сделано  в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях  по ОВОС для выражения своей позиции  по планируемой деятельности. С точки  зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через  общественные слушания, эффективность  таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической  экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с законом «Об экологической  экспертизе» общественность может  выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и  путем реализации иных прав, установленных  Законом. В частности, граждане и  общественные организации имеют  право направлять в письменной форме  специально уполномоченным государственным  органам в области экологической  экспертизы аргументированные предложения  по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Хотя  Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов  местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает  с желанием самой общественной организации  провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать  свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может  не иметь юридического значения.

Проводится  общественная экспертиза общественными  организациями. Закон устанавливает  определенные требования к таким  организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с  их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе  организация и проведение экологической  экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным  является положение Закона о том, что общественная экологическая  экспертиза может проводиться в  отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая  экспертиза. Исключение составляют объекты  экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом  тайну.

В соответствии с Законом общественная экологическая  экспертиза может проводиться или  до проведения государственной экологической  экспертизы или одновременно с ней. С такой позицией можно согласиться, поскольку важно иметь предложения  общественности по объекту экспертизы на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной  экологической экспертизы.

По условиям проведения общественной экологической  экспертизы в законодательстве имеются  существенные коллизии. Закон «Об  охране окружающей природной среды» особых предварительных условий  не ставит. В соответствии с Законом  «Об экологической экспертизе»  общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии  государственной регистрации заявления  общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Имеются основания усомниться в конституционности  регистрационного порядка проведения общественной экологической экспертизы.

Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический  адрес, характер предусмотренной уставом  деятельности, сведения о составе  экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

Общественной  организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется в обязанность известить  население о начале и результатах  ее проведения.

Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется  два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная - обязательной. Второе различие связано юридической силой  экспертного заключения. О заключении государственной экологической  экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после  утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области  экологической экспертизы.

Заключение  общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области  экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую  экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической  экспертизе, органам, принимающим решение  о реализации объектов экологической  экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической  экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права  и законные интересы, они вправе обратиться в суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература 

1.Петров.В.В. Проблемы охраны окружающей среды. «Право» 1989г

2.Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. 3.В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 744 с.

4.Ли Н. Экологическая экспертиза. М.: Экопрос, 1995. 184 с.

5.Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Пособие для практиков. М., Изд-вo РЭФИА, 92 с., 1999.

6.  Фомин СЛ. «Экологическая экспертиза и ОВОС». // В кн. Экология, охран природы и экологическая безопасность. / Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997, с. 541-555

Информация о работе Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ