Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:49, реферат

Краткое описание

Деятельность людей, зачастую неблаготворно влияющая на окружающую среду, постепенно приводит к нарушению экологического равновесия, нагрузка на биосферу достигает своей критической границы.
Одним из правовых способов охраны окружающей действительности является экологическая экспертиза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3 Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды………………………………...4
Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду…........5
Содержание оценки воздействия на окружающую среду……………8
Декларация об экологических последствиях воздействия
на окружающую среду…………………………………………………10
Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду….11 Понятие экологической экспертизы………………………………..…13
Виды и принципы экологической экспертизы…………………….….14
Объекты государственной экологической экспертизы…………….…22
Порядок проведения государственной экологической экспертизы…..24
Заключение……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Элементы экологической экспертизы.docx

— 52.24 Кб (Скачать)

      Понятие экологической экспертизы. 

Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической  экспертизы и ОВОС

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической  экспертизе»: это - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям  и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать  планируемая деятельность? Это - требования по охране окружающей среды от вредных  химических, физических и биологических  воздействий и обеспечению рационального  использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе  экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в  законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. В  экспертизе участвуют, как правило, специалисты - представители науки  и практики, обладающие знаниями таких  требований.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных последствий реализации объекта  экологической экспертизы. Таким  образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды  обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий  экологически необоснованных решений*. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права  каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной  экологически значимой информации, средством  доказывания при разрешении споров.

.И наконец,  если оценка воздействия на  окружающую среду представляет  собой средство обеспечения учета  экологических требований при  планировании и проектировании  новой хозяйственной деятельности  и составляет основу подготовки  экологически значимых хозяйственных  решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная,  создает правовые предпосылки  для их принятия. Экологическая  экспертиза - логическое продолжение  оценки воздействия намечаемой  хозяйственной деятельности на  окружающую среду и обеспечения  учета экологических требований  при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение  экологической экспертизы - более  широкое. Задача государственной  экологической экспертизы - гарантировать,  что в процессе ОВОС предусмотрены  меры по охране окружающей  среды, адекватные требованиям  законодательства. 

 Виды и принципы экологической экспертизы

 Виды  экологической экспертизы определяются  непосредственно в законодательстве. И Закон «Об охране окружающей  природной среды»,и «Об экологической экспертизе» устанавливают, что осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву можно встретить  мнение о том, что помимо государственной  и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая  экспертиза*. Такое утверждение есть не что иное, как позиция авторов. Однако по решению органа или предприятия, инициирующего деятельность, которая  будет оказывать вредное воздействие  на окружающую среду, может быть проведена  ведомственная экспертиза проектных  материалов. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие  материалы оно должно представлять на государственную экологическую  экспертизу и не уверено в экологической  обоснованности проекта. Такая экспертиза носит служебный характер и обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей ведомства или предприятия. Что  касается коммерческой (платной) экспертизы, которая бы проводилась на лицензионной и договорной основе, как и ведомственной, то такие виды экспертизы не предусматриваются  законодательством, хотя соответствующие  предложения вносились. Такая экспертиза может быть, очевидно, отнесена к  общественной экспертизе, если проводится в инициативном порядке общественными  формированиями.

С учетом роли экологической экспертизы как  гаранта обеспечения учета экологических  требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения государственной  экологической экспертизы. презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности;

обязательности  проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений о  реализации объекта экологической  экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную  среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

обязательности  учета требований экологической  безопасности при проведении экологической  экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих  полномочий в области экологической  экспертизы;

научной обоснованности, объективности и  законности заключений экологической  экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного  мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической  экспертизы.

Последовательное  соблюдение названных принципов  в процессе организации и проведения государственной экологической  экспертизы - важнейшее требование и условие ее эффективности в  обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением  этих принципов возникает немало проблем.

Сформулированные  нормы-принципы экологической экспертизы являются стержнем всей системы права  в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической  экспертизы, основу ее правового регулирования  и осуществления. Принципы должны соблюдаться  всеми субъектами, участвующими в  эколого-экспертном процессе, включая  заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.

Определим кратко содержание каждого из принципов.

Принцип презумпции потенциальной экологической  опасности любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности означает, что  при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что  реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия  на окружающую природную среду. С  учетом этой презумпции перед лицами, участвующими в процессе экологической  экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий. Основываясь  на полученных данных, они должны определить и оценить меры по охране окружающей среды от вредных воздействий  и рациональному использованию  природных ресурсов, нейтрализующие такие воздействия и адекватные требованиям действующего природоохранного законодательства.

Принцип обязательности проведения государственной  экологической экспертизы до принятия решений о реализации соответствующего объекта адресован заказчику  планируемой деятельности и органам  государственной экологической  экспертизы. Хотя принцип комплексности  оценки воздействия на окружающую природную  среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий распространяется на оба регулируемых Законом вида экологической экспертизы, в полной мере его обязаны соблюсти прежде всего органы государственной экологической  экспертизы. Требовать от общественной экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонней оценки экспортируемых материалов нельзя.

Изложенный  принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической  экспертизы оценить полноту видов  и масштабов воздействий на природную  среду в процессе реализации объекта  экспертизы.

С учетом того, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует  пока толкование понятия экологической  безопасности и его требований, принцип  обязательности учета требований экологической  безопасности при ее проведении выглядит в известной степени абстрактно. Как минимум, он обязывает субъектов  эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, прежде всего обязывает заказчика  обеспечить предъявление достоверной  и полной информации об объекте экспертизы.

Полной  является информация об объекте, передаваемая на экологическую экспертизу, в объеме, в котором может и должен обладать ею заказчик планируемой деятельности для того, чтобы выполнить адресованные ему требования законодательства об охране окружающей среды.

Если  объект экологической экспертизы несет  конфиденциальную информацию (государственную, производственную и иную предусмотренную  законом тайну), требование о полноте  представления информации выполняется  в соответствии с действующим  законодательством «О государственной  тайне», Соблюдение заказчиком принципа достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, согласно комментируемого Закона является условием проведения государственной  экологической экспертизы. При невыполнении заказчиком данного принципа орган  государственной экологической  экспертизы не вправе проводить экспертизу. Если нарушение заказчиком принципа обнаруживается по ходу проведения экологической  экспертизы, то с учетом характера  нарушения эколого-экспертный орган  может либо затребовать представление  достоверной и полной информации, либо вернуть заказчику материалы  экспертизы на доработку.

Принцип независимости экспертов при  осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться  в работу эксперта, выполняемую в  соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим  заданием на ее проведение, задачами, поставленными  перед экспертом руководителем  экспертной комиссии или руководителем  группы. В соответствии с этим принципом  эксперт свободен в оценках экспортируемого  объекта и выводах по нему. Оказываемое  в любых формах давление на него является противоправным.

В последнем  он более широк и охватывает независимость  в организации и проведении экспертизы. При такой формулировке встает вопрос: о независимости по отношению  к кому идет речь? Применительно  к последовательной реализации данного  принципа органами государственной  экологической экспертизы Госкомэкологии по объектам экспертизы, разрабатываемым с участием Правительства, можно говорить лишь условно. Будучи в системе Правительства, данный государственный орган едва ли может считаться вполне независимым.

Заключения  экологической экспертизы должны быть научно обоснованны. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированны. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения  экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность проявляется  в непредвзятой, беспристрастной  оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов каждым участником эколого-экспертного  процесса и комиссией в целом.

Принцип законности заключений экологической  экспертизы - сердцевина эколого-экспертной деятельности. Соблюдение этого принципа при ее проведении определяет масштаб  обеспечения реализации экологического права. В Законе «Об охране окружающей природной среды» названный принцип  сформулирован по-другому: принцип  законности выводов государственной  экологической экспертизы. Соблюдение принципа законности при проведении государственной экологической  экспертизы действительно имеет  особое значение с учетом обязательной юридической силы заключения.

С учетом этого содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что при планировании, проектировании деятельности, представляющей собой объект будущей государственной  экологической экспертизы, заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные  законодательством об охране окружающей среды и природопользовании. Если в процессе проведения государственной  экологической экспертизы данного  объекта эксперты устанавливают, что  планируемая деятельность соответствует  экологическим требованиям, это  дает им основание принять решение  о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если такое заключение все же дается, это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной  экологической экспертизы.

Информация о работе Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ