Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:49, реферат

Краткое описание

Деятельность людей, зачастую неблаготворно влияющая на окружающую среду, постепенно приводит к нарушению экологического равновесия, нагрузка на биосферу достигает своей критической границы.
Одним из правовых способов охраны окружающей действительности является экологическая экспертиза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3 Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды………………………………...4
Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду…........5
Содержание оценки воздействия на окружающую среду……………8
Декларация об экологических последствиях воздействия
на окружающую среду…………………………………………………10
Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду….11 Понятие экологической экспертизы………………………………..…13
Виды и принципы экологической экспертизы…………………….….14
Объекты государственной экологической экспертизы…………….…22
Порядок проведения государственной экологической экспертизы…..24
Заключение……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Элементы экологической экспертизы.docx

— 52.24 Кб (Скачать)

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями  политической, экономической и иной целесообразности того или другого  решения, вывода, заключения, а соображениями  научной обоснованности, объективности  и законности.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного  мнения при проведении экологической  экспертизы является проявлением демократизации права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Данный  принцип устанавливает обязанность  других субъектов эколого-экспертного  процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической  экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного  мнения. Невыполнение ими этой обязанности  является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Требование  гласности экологической экспертизы направлено на информирование отдельных  граждан, общественных организаций  и населения, а также государственных  органов о деятельности, связанной  с экологической экспертизой. Такая  информация может удовлетворять  различные потребности названных  субъектов - она может быть необходима для защиты права на благоприятную  окружающую среду, для принятия решения  о проведении общественной экологической  экспертизы, иных целей. Так к ведению субъектов в области экологической экспертизы относит информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. В обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы входит предоставление средствам массовой информации по их запросам сведений о результатах проведения государственной экологической экспертизы; информирование органов законодательной и исполнительной власти, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы по конкретным объектам экологической экспертизы. В соответствии территориальные специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы обязаны предварительно информировать органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Оно осуществляется в разных формах, представляя собой  участие в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных  и иных решений.

Принцип ответственности участников экологической  экспертизы и заинтересованных лиц  за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован, видимо, в основном участникам государственной  экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими  требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Что касается практики соблюдения названных принципов  при организации и проведении экологической экспертизы, то их нарушения  имеют место. В результате прокурорской проверки установлено, что при проведении экспертизы действительно были нарушены принципы законности ее выводов, независимости

Ею выявлены нарушения принципов законности выводов экспертизы, независимости - важнейших принципов проведения государственной экологической  экспертизы. Установлены факты психологического давления на членов экспертной комиссии. Эти нарушения указывались в  Сводном заключении государственной  экологической экспертизы. Так, например, в соответствии со Земельного кодекса  изъятия предварительно согласованных  участков земли и предоставление их для строительства осуществляются после утверждения проекта.

Согласование  выражалось в том, что уполномоченное лицо соответствующей государственной  структуры ставило подпись на подготовленном документе. Разумеется, данное лицо могло не подписать этот документ, что влекло за собой либо корректировку материалов, представленных на подпись, либо привлечение для  подписания другого лица.

Причем  согласование оставалось основным инструментом принятия решения даже тогда, когда  в природоохранительной практике уже  применялась государственная экологическая  экспертиза. Важно подчеркнуть, что  эта роль могла проявляться при  подготовке решения, а не при его  принятии. Государственная экспертиза не влияла на принятие решения потому, что ее заключения носили рекомендательный характер. В условиях всевластия хозяйственных  ведомств эти заключения игнорировались.

Ситуация  изменилась с принятием Закона «Об  охране окружающей природной среды», впервые в отечественной практике урегулировавшего на законодательном  уровне требования по проведению государственной  экологической экспертизы. Детальное  регулирование организации и  проведения экологической экспертизы осуществляется Федеральным законом  «Об экологической экспертизе», другими федеральными законами, иными  нормативными правовыми актами ,а также законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов.

. Ряд  важных нормативно-технических документов  в данной сфере принят Государственным  комитетом охраны окружающей  среды.  

Совершенствование порядка и проведения экологической  экспертизы 

 Современная система экологической оценки слагается  из экологической экспертизы, организуемой государственными природоохранными органами, и оценки воздействия на окружающую среду, проводимой заказчиками документации, подлежащей экспертизе. 
Государственная экологическая экспертиза, которая проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, является основным механизмом определения экологической обоснованности и допустимости намечаемой деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, значимое в масштабах страны в целом. 
Оценка воздействия на окружающую среду проводится инициатором намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 

Объекты государственной  экологической экспертизы 

С учетом роли экспертизы как инструмента  охраны окружающей среды и обеспечения  выполнения экологических требований при принятии решений важным является вопрос об объектах, по которым проведение государственной экспертизы обязательно. В Законе «Об охране окружающей природной  среды» презюмируется потенциальная экологическая опасность любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории  независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны.

Хотя  в соответствии с Федеральным  законом «Об экологической экспертизе»  экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в нем в целом  отражена более рационалистическая позиция, чем в Законе «Об охране окружающей природной среды». В Федеральном  законе дан обширный перечень объектов государственной экологической  экспертизы, проводимой как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов . С учетом того обстоятельства, что основным фактором отрицательного воздействия на природу является социально-экономическое развитие, экологической экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования такого развития - проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства , в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил ; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проекты инвестиционных программ; проекты комплексных схем охраны природы; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, и др.

В целом  можно сказать, что в перечень включены наиболее значимые объекты, требующие  обязательной государственной экологической  экспертизы. Включение некоторых  объектов отражает новые подходы  государства к решению вопросов охраны окружающей среды, обусловленные  национальными потребностями или  международными обязательствами, вытекающими из договоров .

Юристы-экологи  в своих научных трудах давно  предлагали включить проекты нормативных  актов в число объектов государственной  экологической экспертизы. Их позиция  определялась тем, что государственные  органы, разрабатывающие и принимающие  правовые акты, исполнение которых  связано с отрицательным воздействием на окружающую среду, не учитывают экологические  требования. Нередко принимались  правовые акты, противоречащие Закону «Об охране окружающей природной среды» и в силу этого - Конституции . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической  экспертизы регулируется как Государственным законом «Об экологической экспертизе», так и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства от 11 июня 1996 г., и включает следующие стадии: 

а) представление  материалов в Государственный комитет  по охране окружающей среды или его  территориальные органы на уровне субъектов. В соответствии со ст. 14 государственная  экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы  и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного  Государственного закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: 

    * документации, подлежащей государственной  экологической экспертизе в соответствии  Закона, в объеме, определенном в  установленном порядке, и содержащей  материалы оценки воздействия  на окружающую природную среду  хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической  экспертизе;

    * положительных заключений и  (или) документов согласований  органов федерального надзора  и контроля и органов местного  самоуправления, получаемых в установленном  законодательством порядке;

    * заключений федеральных органов  исполнительной власти по объекту  государственной экологической  экспертизы в случае его рассмотрения  указанными органами и заключений  общественной экологической экспертизы  в случае ее проведения;

    * материалов обсуждений объекта  государственной экологической  экспертизы с гражданами и  общественными организациями (объединениями), организованных органами местного  самоуправления;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности  представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение  Госкомэкологии (или его территориального органа);

в) формирование комиссии государственной экологической  экспертизы. Экспертное подразделение  подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу  экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической  экспертизы утверждаются приказом Госкомэкологии (или его территориального органа). Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме; 

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной  экологической экспертизы; 

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Элементы экологической экспертизы и ОВОС обьекта по хранению отравляющих веществ