Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования младших школьников.
2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.

Оглавление

Введение………………………….
Глава 1. Экологическое образование младших школьников
1.1. Содержание экологического образования……………..
1.2. Основные принципы экологического образования учащихся……
Глава 2. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения
2.1. Основные экологические представления в курсе природоведения…..
2.2. Использование экологических понятий и представлений при изучении курса природоведения……………..………………….
Заключение………………………………..
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

голуб светлана 301 курсовая.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные принципы экологического образования младших школьников

 

Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:

  • формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необходимым является учет взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов;
  • важно учитывать единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
  • исходными положениями в формировании экологически грамотного человека являются принципы систематичности, непрерывности и междисциплинированности экологического образования и воспитания, а также представления о целостности окружающей среды и о тесной связи и взаимозависимости слагающих её компонентов.

Основным принципом природоохранной деятельности является обеспечение баланса средопотребляющих и средовоспроизводящих территорий в регионе. Для формирования таких представлений необходима стройная система теоретических знаний и практических навыков, направленных на поддержание этого баланса, оптимизацию и исправление сложившихся нарушений в процессе природопользования. Такие понимания и убеждения складываются в результате длительного процесса экологического воспитания и образования. Этого можно достичь при выполнении некоторых принципиальных положений.

  1. Систематичность и непрерывность экологического образования и воспитания. Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система содержания способов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Очень важным является выделение главных компонентов, их взаимосвязь, а также развитие и четкое представление структуры этой деятельности. Структурно-системный подход позволяет отобрать основные элементы знаний, распределить их в определённой последовательности, органично увязать с содержанием основ курса физической географии.

Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа – общество – человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Послешкольное экологическое образование включает дальнейшее развитие общетеоретических знаний в сочетании с овладением практическими сведениями и навыками их применения в условиях деятельности, определяемой той или иной профессией.

Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации (Зверев И.Д., 1990).

  1. Междисциплинарность в экологическом образовании и воспитании. Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем. Единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности учащихся по её усмотрению.

Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение (Экологическое воспитание..., 1989). Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания природы с воздействием художественнообразных средств и непосредственного общения с природной средой.

В.А. Сухомлинский (1988) оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. «Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования». Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

Недооценка этого принципа приводит или к чистому интеллектуализму, или к бездеятельной мечтательности, или к расчетливому прагматизму. Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное. До некоторой степени равнозначное их проявление характерно для подростков. Для юношества большее значение приобретает интеллектуальное осмысление природы, однако это не означает, что утрачивает своё влияние художественно-образное восприятие природы. Оно приобретает большую осмысленность и осознанность. Это воздействует на устойчивость и последовательность действий молодого человека, направленных на преобразование непосредственной среды его жизни и труда.

  1. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов. Ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого принципа применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет стиль его отношения к окружающей среде.

Особая роль при реализации краеведческого принципа принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, поэтому те многие проблемы охраны природы могут быть эффективно только путём тесного международного сотрудничества (Ахромеев А. М., 1989). Развивая заботу учащихся о природе родного края своей Родины учитель внушает им мысль, что Земля – это космический корабль для всех людей и забота об условиях жизни на ней – общая забота всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения

2.1 Основные экологические представления в курсе природоведения

 

Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научится понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.

На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой, разработана система экологических знаний (Тарасова, 2000).

В эту систему знаний вошли два блока:

1. Блок опорных экологических  знаний:

а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;

г) знания о труде людей по использованию природных богатств.

Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе природоведения, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе природоведения, но и при изучении других предметов.

2. В блок собственно  природоохранных знаний входят:

а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;

б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);

в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Использование экологических понятий и представлений при изучении курса природоведения

 

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе природоведения происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.

С самых первых уроков природоведения человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

На уроках «Ознакомления с окружающим миром» в 1-ом и 2-ом классах дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. В 3-ем и 4-ом классах на урока природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса природоведения у младших школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В третьем (втором) классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс. Далее, при изучении тем «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таки проблемам относятся:

-   защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

-   сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;

-   охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие), а также между природой и человеком.

При изучении темы «Будем беречь здоровье» формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережём природу России», которая знакомит учащихся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Информация о работе Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения