Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

Второй  закон впоследствии широко использовался  математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.

Закон формулируется  в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантируема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:

 

где

 —U полезность

 —Xi количество -го товара или услуги

 —  Pi цена -го товара или услуги

 

Влияние динамики цен и доходов  на поведение потребителя

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку  изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход  или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения  способствует росту потребления  относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может  стимулировать и увеличение, и  сокращение потребления товара или  быть нейтральным. Для того чтобы  определить эффект замены, нужно элиминировать  влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно  элиминировать эффект замены.

Законы  Энгеля (Engel’s laws) – это закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста получаемого ими дохода.

Закономерности  были открыты прусским статистиком  и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам по мере увеличения дохода экономических агентов общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.

Парадокс  Гиффена

Если  при изменении цены некачественного  блага эффект дохода окажется сильнее  эффекта замены, то будет нарушен  закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс  Гиффена».5 Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным.  

Исходное  равновесное состояние потребителя  представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя.

Эффект  замены в данном случае состоит в  сокращении потребления подорожавшего  блага на величину CF - CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину АG - АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину CH - CG и сокращении потребления нормального блага на величину АG - АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину CH - CF.

Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ. Поэтому можно согласиться с мнением, что парадокс Гиффена является занимательной аномалией главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения.

Каждый  из нас подпадает под влияние  референтной группы, которое может проявляться в трех формах.

1. Информационное  влияние:

Поиск информации о различных марках товаров у  объединений профессионалов, групп  экспертов или у тех лиц, чья  работа непосредственно связана  с интересующим товаром;

Поиск информации об опыте использования товара у  тех людей (друзей, соседей и т.п.), кто обладает таким опытом.

Наблюдение  за тем, что делают специалисты (например, какую марку телевизора покупает мастер по ремонту телевизоров и  т.п.);

Наблюдение  за появлением одобрительных отзывов  независимых компаний по тестированию товаров (например, обзоры печатных изданий  и т.п.).

2. Утилитарное  влияние, когда на решение индивида  о покупке влияют вкусы и  предпочтения:

коллег  по работе, в соответствии с ожиданиями которых он стремится себя вести;

людей, с  которыми у него имеются какие-либо другие общественные контакты;

членов  семьи.

3. Оценочное  влияние, при котором потребитель  чувствует, что:

приобретение  и использование определенной марки  товара улучшит его имидж в  глазах окружающих, позволит показать другим людям, кем он является или  хотел бы быть (успешным деловым  человеком, спортивным и подтянутым, хорошим отцом и т.п.);

те, кто  приобретает определенную марку (или  рекламируют ее), обладают теми характеристиками, которыми и он хотел бы обладать;

люди, покупающие определенную марку, вызывают восхищение и уважение других людей.

он PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.)

  Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих пpaв.

 Основные  понятия, используемые в настоящем  Законe:

 потребитель  - гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо  заказывающий, приобретающий или  использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности;

 изготовитель - организация независимо от ее  организационно-правовой формы,  а также индивидуальный предприниматель,  производящие товары для реализации  потребителям;

исполнитель -организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; стандарт - государственный  стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила  и другие документы, которые в  соответствии с Законом устанавливают  обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

  недостаток  товара (работы, услуги) - несоответствие  товара (работы, услуги) или обязательным  требованиям, предусмотренным Законом  либо в установленном им порядке,  или условиям договора(при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

 существенный  недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или  недостаток, который не может  быть устранен без несоразмерных  расходов или затрат времени,  или выявляется неоднократно, или  проявляется вновь после его  устранения, или другие подобные  недостатки;

безопасность  товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его  использования, хранения, транспортировки  и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Эффект  дохода — воздействие, оказываемое  на структуру спроса потребителя  за счет изменения его реального  дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается  в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может  купить этого блага больше, не отказывая  себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние  на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его  реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить  как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления  других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения  суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту  спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который  не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые  являются нормальными благами. В  этом случае эффект замещения действует  следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым  чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что  снижение цены чая сделало потребителя  несколько богаче, т. е. привело к  росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен  как на приобретение дополнительного  количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение  цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют  однонаправлено. Для нормальных товаров  действие эффектов дохода и замещения  объясняет увеличение спроса при  понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров  низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и  кофейный напиток, являющийся товаром  низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим  образом. Падение цены кофейного  напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель  замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало  потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень  доходов населения, тем ниже объем  спроса на низшие товары, то прирост  реального дохода потребителя будет  направлен на приобретение дополнительного  количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар  высшей категории). Следовательно, в  одной и той же ситуации (падение  цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению  спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров  низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление.

 

Предпринимательская деятельность: ее сущность, содержание, специфика.

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») — деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова предпринимательство и бизнес синонимичны. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России