Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

 Кроме  того, началось массовое создание  малых предприятий, на которые  уже к 1996 году приходилось около  84% общего количества организаций  в России, в то время как  на средние и крупные предприятия  – всего 16%. Но эти процессы  мало изменили ситуацию с ролью  крупных предприятий. Хотя их  число сократилось, но они по-прежнему  играют ключевую роль в экономике  страны: на них приходится свыше  90% стоимости основных средств  и они создают свыше 80% ВВП.

 Крупный  бизнес за счет концентрации  производства, внутренней специализации  и кооперирования имеет ряд  преимуществ перед малым и  средним бизнесом:

- для  изготовления продукции в больших  объемах применяются специализированные  оборудование и технологии, обладающие, как правило, значительно более  высокими техническими характеристиками;

- крупным  предприятиям проще получить  кредит, причем под невысокие  банковские проценты, в том числе  у зарубежных банков;

- в составе  крупных предприятий имеются  структуры, занимающиеся научными  и опытно-конструкторскими разработками  новой продукции и новых технологий;

- производительность  труда, как правило, на крупных  предприятиях выше, чем на средних  и малых; 

- в крупных  российских компаниях достаточно  высока доля государственной  собственности, а потому они  в большей степени получают  поддержку государства и имеют  возможность привлекать иностранные  инвестиции и выходить на зарубежные  рынки.

 В  то же время крупным предприятиям  присущи недостатки, среди которых  чаще всего отмечают их негибкость, более сложную адаптацию к  изменениям рыночной конъюнктуры,  меньшие стимулы к труду в  связи с обезличиванием работников.

 В  отраслевой структуре крупного  бизнеса преобладают предприятия  добывающих отраслей и первичной  переработки сырья: топливная  промышленность, электроэнергетика,  черная и цветная металлургия,  химическая промышленность. Отрасли  обрабатывающей промышленности  с позиции мирового уровня  по большей части слабо конкурентоспособны, недостаточно развиты высокотехнологичные  и наукоемкие производства.

 Сложившаяся  отраслевая структура крупного  бизнеса тормозит развитие российской  экономики.

 

 Малый  же бизнес, обладая большими возможностями  гибкого реагирования на конъюнктуру  рынка, способен не только удовлетворять  постоянно меняющиеся запросы  потребителей, но и дает уникальные  возможности для самореализации  предпринимателя. Малые фирмы  (как показала практика послевоенных  десятилетий в западных странах)  легче идут на риск нововведений, что получило отражение в названии  таких фирм – «венчурные» (от  англ. Venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы с занятностью населения.

 Несмотря  на позитивные изменения в  расширении позиций малого бизнеса  на рынке, существует множество  проблем, которые сдерживают развитие  данного сектора экономики в  России. К ним можно отнести:  несовершенное законодательство, неоправданно  высокие административные барьеры, сложности доступа к финансово-кредитным ресурсам, недостаток навыков ведения бизнеса, сохраняющийся высокий налоговый прессинг, недостаточное развитие производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями и другие.

 Очевидно, что экономике объективно необходимо  существование как крупного, так  и малого бизнеса. От рационального  соотношения числа крупных, средних  и малых предприятий зависит  эффективное использование ресурсных  возможностей национальной экономики.

 Несмотря  на трудности роста, предпринимательство  в России развивается. По мере  накопления капиталов все больше  становится устойчивых фирм, пытающихся  делать бизнес цивилизованным  путем.

 Становление  предпринимательства в России  зачастую шло методом проб  и ошибок, но дальнейшее его  развитие связано с необходимостью  использования как зарубежного  опыта, что важно в условиях  интеграции экономики страны  в мировое хозяйство, так и  учета специфики России, прежде  всего её ресурсного потенциала  и менталитета.

 

 

Рынок и государственное регулирование  экономики.

В современных  условиях ни в одной развитой стране мира нет классического рынка  в его прежнем, смитовском, понимании. Государство ныне активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. При этом имеется в виду государство в его нынешнем виде, которое, сформировавшись в XVT - XVII вв., начало активно вмешиваться в экономическую, политическую и духовную жизнь общества. Однако отношение общества к вмешательству государства в экономику на различных этапах политического развития было неодинаковым.

В экономической  литературе существуют два основных направления по вопросу об экономической  роли государства (и прежде всего  по вопросу отношения государства  к рынку): классическое и кеЙнсианское.

Классическое  направление, ведущее свое начало от А. Смита, полагает, что рынок способен к автоматическому саморегулированию, и поэтому он должен быть освобожден от «тирании» государственного контроля. «Невидимая рука» рынка сделает  все, что нужно обществу. Цена, процент  и заработная плата - эти весьма гибкие инструменты рынка - могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая  всегда равновесие спроса и предложения. При этом снижение совокупного спроса ведет лишь к снижению цен, а не к сокращению занятости. Государство  своим вмешательством может повлиять лишь на уровень цен, но не на уровень  занятости в стране и не на объемы производства. Если же государство  не будет вмешиваться в рыночный механизм, потребители сами найдут на рынке то, что им нужно. Сторонники классического направления и  в наше время крайне отрицательно относятся к любой форме вмешательства  государства в экономику.

Великая депрессия 1929 - 1933 гг. поколебала многие устои этого классического направления. Под сомнение был поставлен главный  тезис сторонников классического  направления, что производство само создает себе спрос. Кризис дискредитировал  эту идею и похоронил иллюзии  об идеальном саморегулировании  рыночной экономики.

КеЙнсианское направление исходит из посылки, что рыночная система может достаточно долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы. Цена, процент и заработная плата не являются идеально гибкими и мобильными инструментами, они изменяются на рынке довольно медленно. К точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения цены, проценты и заработная плата движутся в замедленном режиме. Основоположник этого направления Дж. М. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» поставил под сомнение многие положения классического направления. Знаменитый постулат Жана-Батиста Сэя (1762 - 1832) о равенстве цены спроса и цены предложения всей произведенной продукции Дж. М. Кейнс рассматривает как «аксиому параллельных линий» классической теории. Этот тезис, из которого следовали все другие положения классического направления, он поставил под вопрос1. В противовес этому постулату Дж. М. Кейнс полагал, что главной причиной кризисных явлений в рыночной экономике является недостаток «эффективного» спроса и что государство может и должно регулировать развитие рыночной экономики путем активного воздействия на совокупный спрос. Теперь стало ясно, что в помощь «невидимой руке» рынка нужна другая сила, которая корректировала бы рыночный механизм. В экономическую науку пришло новое положение: государство и рынок - это по сути две руки единого экономического организма.

Объективная необходимость вмешательства государства  в рыночную экономику проистекает  из того, что рыночный механизм порождает  целый ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Кроме  того, сама общественная жизнь требует  вмешательства государства как  особого института, который обладает исключительным и общепризнанным правом принуждения. Жизнь современного общества невозможно представить без государственной  системы образования, здравоохранения, спорта, без милиции и армии. Все  эти и многие другие проблемы - это  проблемы современного государства.

В современной  экономике государство активно  участвует в деятельности рыночных механизмов, помогая компенсировать их слабости и уменьшить социальную напряженность в обществе.

2. Для  решения своих задач государство  нуждается в крупных денежных  средствах, которые оно собирает  с помощью разнообразных налогов,  сборов и пошлин.

3. Собранные  государством деньги расходуются  в соответствии с государственным  бюджетом, утверждаемым обычно органами  законодательной власти страны.

4. Если  собранных в бюджете средств  оказывается недостаточно для  покрытия всех расходов государства,  то возникает дефицит государственного  бюджета, порождающий затем государственный  долг.

5. Состояние  государственного бюджета и экономики  в целом зависит от положения  дел в денежном хозяйстве страны, структуры и величины денежной  массы и успешности работы  системы коммерческих банков.

 Основным  институтом политической структуры  общества является государство.  Во все времена государство  оказывало значительное влияние  на развитие общества

 Первоначально,  в условиях господства свободного  рынка, государство практически  не вмешивалось в экономику,  ограничиваясь правовым регулированием  некоторых сторон хозяйственной  деятельности, прежде всего внешнеэкономической,  и выполняло роль «ночного сторожа».

 К  концу XIX века, однако, по мере  развития процессов акционирования, монополизации производства и  становления несовершенно конкурентного  рынка разрастаются инфляционные  процессы, безработица, углубляются  кризисы перепроизводства. Рынок  оказывается не в состоянии  преодолеть действие этих факторов  и их разрушительные последствия.  После кризиса мировой капиталистической  системы 1929–1933 гг. государство начинает  активно вмешиваться в экономическую  жизнь.

 К  основным функциям государства  в современной рыночной экономике  относятся:

1) создание  правовой основы функционирования  рыночного механизма;

2) организация  денежного обращения;

3) поддержание  конкурентных начал в экономике,  демонополизация производства;

4) управление  нерыночным сектором хозяйства  (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение,  образование, фундаментальная наука  и т.д.);

5) стабилизация  экономики, то есть преодоление  кризисных явлений, безработицы  и инфляции;

6) обеспечение  социальной защиты и социальной  гарантии членам общества.

 Воздействие  государства на рыночный механизм  обеспечивается двумя основными  формами: прямого и косвенного  регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, неразрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

 Прямое  регулирование рынка проявляется,  прежде всего, в законодательной  деятельности государства, а также  в расширении государственных  заказов, государственных закупок  и развития госсектора в экономике.

 Косвенное  регулирование рынка осуществляется  с помощью методов налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики.

 Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний, В фазе  кризиса все мероприятия государства  должны быть направлены на  стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на  ее сдерживание. В области налогово-бюджетной  политики это означает: увеличение  государственных расходов, снижение  ставок налогов, предоставление  налоговых льгот на новые инвестиции  в фазе кризиса и обратные  мероприятия в условиях экономического  подъема.

 Инструменты  кредитно-денежной политики: уровень  процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банков. В период экономического кризиса  проводится политика «дешевых  денег», когда снижаются процентные  ставки и увеличиваются кредитные  ресурсы банков. В период экономического  роста, наоборот, проводится политика  «дорогих денег»: повышается уровень  процентных ставок, сокращается  кредитные ресурсы.

Инструменты реализации экономической политики

Реализация  экономической политики предусматривает  использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить  на две группы[7]:

Меры  прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики  принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила  в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным  инвестициям.

Меры  косвенного воздействия. Суть данных методов  состоит в том, что государство  не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт  условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые  соответствуют целям экономической  политики.

Существует  ещё одна классификация методов  реализации экономической политики на основе организационно-институциональных  критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России