Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

В нашей  стране продажу товаров населению  в основном осуществляют предприятия  розничной торговли – владельцы  объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и др.). Розничной  торговлей также занимаются промышленные и оптовые предприятия через  сеть собственных фирменных магазинов  и другие пункты продажи товаров, розничные рынки, предприятия общественного  питания, предпринимателей и другие субъекты ведения хозяйства разных форм собственности.

Розничная торговая сеть составляет основу инфраструктуры товарного рынка и являет собой  совокупность торговых и других предприятий, предпринимателей – владельцев объектов розничной торговли.

Розничную торговую сеть классифицируют по такими признаками:

- вид  и особенности здания;

- форма  обслуживания покупателей;

- тип  здания и особенности его планирования.

По видами и особенностям здания розничная торговая сеть делится на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, передвижные магазины и тому подобное.

Приблизительно 90% сети розничной торговли приходится на магазины. Они имеют помещение  и оборудование, которое необходимо для выполнения разнообразных торгово-технологических  операций, обычно расположенные в  капитальных зданиях.

Магазины-склады осуществляют торговлю строительными  материалами, топливом, продовольственными товарами и т.п. Они имеют приспособленные  площадки, навесы и складские помещения, а также помещения для товарных образцов и оформления продажи товаров.

Павильоны, палатки, ларьки, киоски – это сооружения легкой конструкции, которые принадлежат  к мелкорозничной торговой сети. В  отличие от магазинов они предлагают узкий ассортимент товаров и  меньше удобств для обслуживания покупателей.

Передвижные магазины используют при обслуживании жителей небольших населенных пунктов  и работников сельского хозяйства.

По формам обслуживания различают магазины самообслуживания и магазины, которые используют традиционный метод торговли (за прилавком, по образцам, каталогам и т.п.).

По типу здания и особенностям объемно-планового  решения магазины делятся на отдельно стоячие, встроено-пристроенные и торговые комплексы, а также одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями  или без них.

Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг  тем, кто приобретает их с целью  перепродажи или профессионального  использования. Оптовиков разделяют  на следующие группы: а) оптовики-купцы; б) брокеры и агенты; в) оптовые  отделения и конторы производителей.

 

Функции оптовиков. Оптовиков используют, когда  с их помощью можно более эффективно выполнить такие функции: 1) сбыт и его стимулирование - оптовики помогают производителю охватить множество  мелких клиентов при сравнительно небольших  затратах; 2) закупки и формирование товарного ассортимента - оптовик  в состоянии подобрать изделия, сформировать необходимый для клиента  товарный ассортимент; 3) разбивка крупных партий товаров на мелкие - оптовики обеспечивают экономию, закупая товары вагонами и разделяя их на мелкие партии; 4) складирование - оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей; 5)  транспортировка - оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, так как они находятся ближе к клиентам, чем производители; 6) финансирование - оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им товарный кредит; 7) принятие риска - принимая право собственности на товар, неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска; 8) предоставление информации о рынке - оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен; 9) услуги по управлению и консультационные услуги - оптовик нередко помогает розничным торговцам, обучая их продавцов, участвуя в организации работы, помогая организовать бухгалтерской учет, управление запасами.

В последние  десятилетия в западных странах  в сфере торговли наблюдаются  новые процессы, связанные с укрупнением  торгового капитала, централизацией торговых предприятий, интеграцией  торгового и промышленного предпринимательства.

Во-первых, широко развивается франчайзинг - объединение крупных фирм с множеством мелких торговых предпринимателей. Соглашение между ними предусматривает, что мелкий торговый бизнес сбывает продукцию крупной фирмы на определенной территории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рестораны и закусочные быстрого обслуживания (Макдональд и т.п.). Так, в 1985 г. в США 1800 крупных фирм сбывали свои изделия через посредничество полумиллиона мелких торговых предприятий.

Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами устанавливаются тесные связи в  форме контрактных соглашений, которые  охватывают огромное число участников и формируют целые системы. Контрактные  системы объединяют не только крупный, но и средний и мелкий торговые капиталы. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. Промышленные фирмы через контрактные системы выходят на местные и удаленные рынки. Мелкие торговые предприятия служат для крупных производителей своеобразными "датчиками" информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.

В-третьих, крупные торговые монополии, сосредоточившие  в своих руках огромную массу  товарооборота, диктуют "правила  поведения" не только субъектам рынка, но и промышленным предприятиям. Например, торговые монополии Японии возглавляют  монополистические кланы (группы родственников), куда входят промышленные и банковские монополии, а также мелкие и средние  предприятия промышленности и сферы  услуг.

В-четвертых, в сфере реализации товаров образуются крупнейшие торговые монополии, которые  обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Скажем, американская торговая компания "Сирд, Робак" продает изделия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ассортименту промышленных потребительских товаров. Такое обслуживание производственных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсальными, создать товарное разнообразие на рынке и улучшить удовлетворение потребительского спроса.

В итоге  возросшая концентрация и централизация  торгового капитала усиливает реальное обобществление сферы торговли. Экономическим  последствием этого процесса является ускорение оборота промышленного  капитала и возрастание промышленной прибыли. Одновременно повышается выгодность торгового бизнеса.

 

Теория потребительского поведения

Теория  потребительского поведения

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального  спроса) на различные товары и услуги.

Предъявляя  спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Рациональное  потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует  совокупную полезность в условиях существующего  у него бюджетного ограничения.

Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или  другого товара.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

- множественность  видов потребления – каждый  потребитель стремится иметь  множество разнообразных благ;

- ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ;

- транзитивность  – постоянство и согласованность  вкусов потребителя (если ему  безразличен выбор между молоком  и кефиром или между кефиром  и ряженкой, то ему безразличен  и выбор между молоком и  ряженкой);

- взаимозаменяемость  благ – потребитель готов отказаться  от какого-то количества благ  одного вида, если ему предложат  большее количество благ другого  вида;

- убывающая  предельная полезность – с  увеличением количества потребляемых  благ их предельная полезность  снижается.

Основные  направления теории потребительского поведения

Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число)

Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

Кардиналистическая теория потребительского поведения

Полезность  измерима абсолютно (единицы измерения  полезности – «утили»).

Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует  совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

где MU –  предельная полезность товаров a,b,c, соответственно;

 Р – цена товаров a,b,c.

Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что

Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Ординалистическая теория полезности

Полезность  количественно неизмерима и потребитель  имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых  благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.

Кривая  безразличия (U) представляет собой  совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис. 4.1).

Любая точка  на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует  набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для  потребителя, и потому потребителю  безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный уровень совокупной полезности (рис. 4.2).

Каждая  кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия  от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров.

Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся  в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах (рис. 4.3).

Любая точка лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y.

Бюджетная линия:

- сдвигается  вправо, когда доход потребителя  увеличивается или цены товаров  снижаются одинаково;

- сдвигается  влево, когда доход потребителя  уменьшается или цены товаров  возрастают одинаково;

- меняет  угол наклона, когда цены товаров  изменяются непропорционально. 

Потребитель находится в равновесии, если приобретает  набор товаров соответствующей  точке самой высокой из доступных  ему кривых безразличия бюджетной  линии. В точке равновесия потребитель  получает наибольшую полезность при  данном уровне цен и имеющемся  в его распоряжении доходе (рис. 4.4).

Равновесное положение потребителя достигается  в точке е, в которой бюджетная  линия (BL) касается наиболее высокой  из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров X и Y, лежащие  на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако последние соответствуют меньшей совокупности полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.

Второй  закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России