Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

Закон предложения  — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается  по мере увеличения цены на товар.

Рост  величины предложения товара при  увеличении его цены обусловлен в  общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках  на единицу товара с увеличением  цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать  больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция  имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие  товаров заменителей.

2. Наличие  товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень  технологий.

4. Объём  и доступность ресурсов.

5. Налоги  и дотации.

6. Природные  условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры  рынка

Эластичность предложения

Эластичность  предложения — показатель, воспроизводящий  изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с  ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность  предложения вычисляется через  коэффициент эластичности предложения  по формуле:

K m  — коэффициент эластичности предложения

G — процент изменения количества  предлагаемого товара

F — процент изменения цены

Эластичность  предложения зависит от таких  факторов, как особенность производственного  процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному  хранению. Особенности производственного  процесса позволяют производителю  расширить производство товара при  повышении цены, а при понижении  его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность  предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать  на изменения цены, поскольку для  дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей  за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях  предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться  длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Многие  экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения  налогов и дотаций, достижений науки  и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю  доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

Изменения цен на другие товары, в  частности на товары субституты.

Индивидуальные вкусы потребителей.

Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста  цен в будущем производители  могут сократить предложение, чтобы  вскоре продать товар по более  высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.

Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков  товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Основной  фактор, влияющий на движение кривой предложения  — это издержки производства. Как  известно товары, изготавливаются фирмами  ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы  больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной  фактор, влияющий на движение кривой предложения  — это технический прогресс. Новый  посевной материал, более эффективный  трактор, лучшая компьютерная программа  севооборота — всё это позволяет  фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

В экономической  литературе такое равновесие называют частичным рыночным равновесием, а  цену, при которой оно имеет  место, - равновесной ценой.

где D - кривая спроса (от англ. demand - спрос),

S - кривая  предложения (от англ. supply - предложение), Т - точка рыночного равновесия, Р, - равновесная цена,

Qt - количество товара, при котором достигается рыночное равновесие.

При анализе  закона спроса и предложения может  возникнуть вопрос: реальна ли в  экономике другая ситуация, при которой  кривые спроса и предложения не пересекаются между собой? К сожалению, экономика  России дает массу примеров именно такого рода равновесия. Возник своеобразный российский парадокс»: цены растут практически  на все товары, а предложение этих товаров не растет, а, наоборот, падает. Точка равновесия исчезла. Купля-продажа  многих товаров не состоялась. Платежи  прекратились. Эта ситуация на графике  выглядит следующим образом (рис. 6.3).

Заметим, что этот «российский парадокс»  после 1992 г. стал явлением хроническим: цены неуклонно растут, а объемы производства из года в год сокращаются.

До сих  пор мы предполагали, что цена, спрос  и предложение изменяются в указанных  выше направлениях одинаковыми темпами: 1% изменения цены в сторону повышения  вызывает падение спроса и повышение  предложения также на 1%. Однако в  реальной жизни этого соотношения  нет. А. Маршалл дал простое и  вместе с тем гениальное решение  этой проблемы: он ввел в экономическую  науку понятия эластичности спроса и эластичности предложения. За единицу (основу) он принял изменение цены товара на 1%.

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько  процентов изменяется объем спроса на данный товар, если цена его изменится  на 1%. Если этот показатель больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель будет меньше 1, то спрос по цене будет неэластичным. Коэффициент эластичности спроса по цене (Е) рассчитывается по формуле:

где Q - процент  изменения объема спроса; Р - процент изменения цены.

Эластичность  спроса по цене характеризует степень  зависимости объема покупаемого  товара (Q) от колебаний рыночных цен (Р). При эластичном спросе общая  выручка (Р x Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены, при неэластичном спросе ситуация обратная. Если темпы изменения этих величин адекватны, то эластичность спроса равна 1.

Аналогичным образом определяется эластичность предложения по цене, которая характеризует  степень изменения объема предложения  в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения (Е) рассчитывается как отношение изменения объема предложения (в процентах) к изменению  цен (в процентах), т. е. по формуле:

Как и  спрос, предложение может быть эластичным, неэластичным и единичным.

При анализе  содержания закона спроса и предложения  возникают три загадки, три препятствия, которые озадачивали не одно поколение  студентов, и не только студентов.

Первая  загадка - это предположение, что  все прочие условия равны. Изображая  кривую спроса или кривую предложения, мы анализируем, что происходит с  количеством покупаемого товара за тот период, когда все другие факторы, кроме цены на данный товар, не изменяются, ибо для того, чтобы  узнать эффект от одного конкретного  фактора, мы должны абстрагироваться от других. Измените доходы, цены на товары-заменители, и все условия изменятся.

Вторая  загадка сложнее. Следует различать  два понятия, которые часто смешивают  студенты (и не только студенты): изменение  объема (величины) спроса и изменение  самого спроса. В первом случае изменяется только цена, все другие факторы  постоянны, и поэтому изменение  объема (величины) спроса отражает «скольжение», движение его по кривой спроса. Во втором случае изменяются другие факторы, так  называемые неценовые детерминанты спроса, и поэтому теперь изменяется характер самого спроса, т. е. происходит сдвиг всей кривой спроса или вправо, или влево. Предположим, что уменьшился доход населения. В этом случае каждой возможной цене товара будет соответствовать  меньший объем спроса,кривая спроса переместитсявлево. При повышении дохода кривая спроса переместится вправо (рис. 6.4).огВ данном случае в связи с изменением характера самого спроса кривая D перемещается или в положение кривой D, (влево) или в по-Рис. 6.4. Сдвиг кривой спроса предложение кривой D2 (вправо).

Итак, термин «объем спроса» относится к какой-либо точке на линии спроса, а термин «спрос» к положению всей кривой спроса. Аналогично спросу следует  различать изменение объема предложения  и изменение самого предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена. Изменение  самого предложения происходит тогда, когда изменяются другие факторы, которые  раньше принимались за постоянные.

Третья  загадка закона спроса и предложения  связана с вопросом: в каком смысле спрос и предложение равны в точке равновесия? В самом деле, есть ли основания утверждать, что равенство спроса и предложения определяет цену равновесия, поскольку количество проданного товара всегда равно количеству купленного? Количество проданных и купленных товаров всегда совпадает при сделках независимо от цены. Весь секрет в том, что в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения совпадает количество товара, которое потребитель хотел бы купить, а производитель - продать. И только при такой идеальной рыночной ситуации, которая фиксирует эти желания двух субъектов рынка, цена не испытывает тенденции к изменению. Впрочем, эта идеальная картина на рынке с точки зрения равновесия - такая же редкая ситуация, как и абсолютный вакуум в физике.

 

 

 

Заработная плата. Распределение  доходов и оплата труда в России.

Заработная плата (оплата труда  работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий  выполняемой работы, а также компенсационные  выплаты и стимулирующие выплаты. (ст.129 ТК РФ) Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд.

Другие  определения заработной платы:

цена  трудовых ресурсов, задействованных  в производственном процессе.

выраженная  в денежной форме часть совокупного  общественного продукта, поступающая  в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством  и качеством затраченного труда.

часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Право на оплату труда не менее минимального размера оплаты труда в России гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Функции заработной платы

Мотивационная

Основана на мотивации труда — процессе побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов:

человек осознает свои потребности;

выбирает  наилучший способ получения определенного  вознаграждения;

принимает решение о реализации этого способа;

осуществляет  действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия);

получение вознаграждения;

удовлетворение  своей потребности.

Воспроизводственная

уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;

обеспечивает  длительную трудоспособность;

обеспечение семьи;

обеспечение роста профессионального и культурного  образовательного уровня.

обеспечение трудоспособности работников той или  иной компании.

Стимулирующая

Стимулирующая функция оплаты труда важна с  позиций руководства фирмой: нужно  побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера  заработков в зависимости от достигнутых  каждым результатов труда. Отрыв  оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведет к ослаблению стимулирующей  функции заработной платы, к превращению  ее в потребительскую функцию  и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

Статусная

Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого  размером заработной платы, трудовому  статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус — это место данного работника  по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка (при обязательном обсуждении с персоналом) системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учётом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Например, можно заложить распространенный в развитых капиталистических странах принцип трехступенчатости:

критерии  экономической эффективности всего  предприятия,

аналогичные критерии для отдельных подразделений;

индивидуализированные критерии, играющие большую стимулирующую  роль (личный трудовой вклад, коэффициент  трудового участия, «заслуги» и  т. п.).

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России