Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

2. Непостоянство  качества. Качество услуг может  изменяться в широких пределах  в зависимости от многих факторов. Например, на качество медицинских  услуг может повлиять: состояние  здоровья и расположение духа  врача, характер посетителя, число  посетителей, ожидающих приема  врача, и т. д. Поэтому продавец  услуги должен предпринять особые  меры, обеспечивающие гарантию качества  услуги. Эти меры могут быть  внешними, направленными на клиента,  когда ему, так или иначе,  гарантируется качество предоставляемой  услуги, и внутренними, когда с  помощью системы внутренних экономических  и организационных мероприятий  сотрудники фирмы, предоставляющие  услуги, становятся заинтересованными  в высоком качестве предоставляемых  услуг. Например, фирма, ставящая  на автомобили противоугонные  устройства, гарантирует клиенту,  что в случае поломки устройства  представители фирмы заменят  это устройство в кратчайшее  время.

3. Привязка  к времени. Услугу очень часто  невозможно перенести на другое  время. Это также создает проблемы  для организаций, предоставляющих  услуги. Например, обеспечение транспортом  в часы пик требует большего  количества транспортных средств,  чем в течение дня. Предоставление туристических услуг летом требует большего числа сотрудников туристических агентств, чем зимой, и т. д. В подобных случаях организации, предоставляющие услуги, прибегают к следующим мероприятиям: привлекают сотрудников на временную работу, дифференцируют цены в зависимости от времени предоставления услуг, организуют прием предварительных заказов, привлекают самого клиента к выполнению части работы и т. п.

4. Привязка  к человеку, предоставляющему услугу. Например, в то время как к  одному врачу стоит большая  очередь, к другому идет весьма  малое число пациентов. Здесь  нужно разобраться в причинах  такого явления и, возможно, повысить  имидж другого врача (если дело  только в этом), предложить ему  повысить квалификацию, улучшить  отношение к пациентам, дифференцировать  цену услуг в зависимости от  того, кто ее предоставляет, организовать  систему записи на прием и  т. п.

5. Возможность  приспособления услуги к запросам  конкретного клиента. Эта особенность  услуги очень важна, так как  выгодно отличает услугу от  товара. Когда потребитель покупает  товар, он имеет дело с готовым  продуктом, который, за редким  исключением, изменить нельзя. Когда  потребитель покупает услугу, то  весь процесс ее производства  еще впереди и можно на него  повлиять таким образом, чтобы  приспособить услугу к индивидуальным  запросам клиента. Это важное  преимущество услуги необходимо  всегда использовать для получения  конкурентного преимущества, учитывая  при этом, что будущее маркетинга  не в массовости, а в индивидуализации. Здесь необходимо понять, что  хочет конкретный клиент. Часто  это бывает не просто. Поэтому  в процессе производства услуги  необходимо наладить хорошее  взаимодействие с клиентом, показывать  ему промежуточные результаты  и учитывать его мнение.

Рассмотрим  требования к товару и услуге, каждое из которых может представлять возможное  направление дифференциации товара и услуги по отношению к конкурентам.

Требования  к товару:

функциональное  соответствие (способность правильно  выполнять базовую функцию);

дополнительные  функции (диапазон возможностей товара, помимо базовой функции);

соответствие  нормам и стандартам;

надежность (отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного  срока);

долговечность (полезный срок службы товара или частота  его использования до выхода из строя);

сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг, предоставляемых до, во время и  после продажи);

эстетичность (субъективная составляющая: дизайн, вид, цвет, вкус);

воспринимаемое  качество (репутация, имидж товара или  марки).

Требования  к услуге:

компетентность (фирма должна обладать требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать  услугу);

приспособление  к запросам клиента в процессе производства услуги;

надежность (фирма должна работать стабильно; выполнять  принятые обязательства);

обеспечение постоянства качества внутри и вне  фирмы;

отзывчивость (быстрый ответ на вопросы клиента, в том числе и на непривычные);

доступность (легкий и приятный контакт с сотрудниками фирмы);

понимание специфических потребностей клиента  и стремление как можно лучше  выполнить их, постоянно информируя клиента о проделанной работе;

коммуникация (фирма должна информировать клиентов о предлагаемых услугах на понятном им языке, уметь установить контакт с клиентом);

доверие (определяется репутацией фирмы, ее честностью);

безопасность (клиенты должны быть защищены от риска  физического, финансового и морального);

обходительность (вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие персонала, умение слушать  клиента и ценить его знания и  опыт);

осязаемость (показ возможных результатов  оказываемых услуг, знакомство с  персоналом и т. д.);

взаимоувязка спроса и предложения по времени.

Жизненный цикл товара — период времени, в  течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга [3][4].

 Графики,  характеризующие изменение показателей  в различные фазы жизненного  цикла. 1-Фаза выхода на рынок; 2-Рост; 3-Зрелость; 4-Упадок. А - продажи; B - прибыль.

 

 Различные  варианты кривой жизненного цикла  товара: 2 - повторный цикл; 3 - "гребешковая"  кривая

 

Согласно  маркетинговой концепции любой  товар проходит жизненный цикл, то есть существует определённый период времени, когда он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле товара выделяют четыре фазы, четыре этапа[5][3]:

Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой  рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет.

Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж.

Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего  роста продаж не наблюдается. Прибыль  на данном этапе стабилизировалась, так как дополнительных затрат для  вывода товара на рынок не требуется.

Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается  до нуля.

 

Трудовая теория стоимости и  теория предельной полезности

Сто́имость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.

Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько сто́ят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость.

Теории  стоимости

Являясь фундаментальной экономической  категорией, стоимость, тем не менее, крайне трудно поддаётся пониманию  и анализу.

Классические  экономисты, такие как Адам Смит и Давид Рикардо, разработали базовые элементы трудовой теории стоимости. Наиболее полную форму эта же теория получила в экономических трудах Карла Маркса.

Многие  современные экономисты отрицают трудовой характер стоимости. Они акцентируют  внимание на полезности (потребительной стоимости) товара, как на главном  мотиве к обмену. Они считают, что  пропорцию обмена диктует полезность и редкость, а также желание  обладать полезными и редкими  предметами. Возможно, большинство  современных экономистов придерживается теории предельной полезности.

Трудовая  теория стоимости

Основная  статья: Трудовая теория стоимости

Согласно  этой теории в основе стоимости лежит  общественно необходимое рабочее  время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается  не конкретный, а абстрактный —  упрощённый и усреднённый для  текущих типичных условий производства. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике В. В. Леонтьева, трудовая теория стоимости на сегодня наиболее исчерпывающе объясняет базовые  экономические явления.[2]

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились ещё в  Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство  установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца»[3]. Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Однако все они обмен товаров неразрывно связывали с его полезностью для потребителя. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Давид Рикардо последовательно разработал положение о труде, как единственном источнике меновой стоимости. Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Обычно, стоимость производства единицы  изделия со временем понижается. При  этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит  от производительности труда, причём зависимость  эта обратнопропорциональная. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции, а также от соотношения спроса и предложения на товар.

Как до, так  и после Маркса регулярно появлялись и появляются упрощённые экономические  модели, в которых стоимость зависит  от рабочего времени. Главным объектом упрощений является «рабочая сила». В отличие от Маркса, рабочую силу не рассматривают как товар со своей собственной стоимостью. Предлагается лишь учёт непосредственного времени  работы, без учёта её интенсивности  и сложности (уровня необходимой  предварительной подготовки). Примером может служить теория «эквивалентной экономики» немецкого социалиста Арно Петерса. Согласно его теории, стоимость базируется на простой сумме непосредственно потраченного трудового времени. Этическо-гуманистический аргумент для такого эквивалентного обмена Петерс видит в предположении, что час жизни, потраченной на труд министра и тот же трудовой час фабричного работника абсолютно эквивалентны — жизнь одного человека не может цениться выше другого — отсюда и стоимость часа работы обоих должны быть эквивалентны. Аналогично рабочее время трактуется в проектах «Банк времени», «Экономика, основанная на временном факторе» и др.

Теория  предельной полезности

Основная  статья: Теория предельной полезности

Термин  «предельная полезность» был  введён в экономическую науку  Фридрихом фон Визером (1851—1926). Судя по всему, в настоящее время именно теории предельной полезности (англ. Marginal Value Theory) придерживается основная часть западных учёных-экономисто.

Разновидностью  теории предельной полезности являются Законы Госсена.

Субъективная  теория стоимости

Испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо в середине XVI века выделил понятие Справедливой цены, основываясь на классических доктринах схоластики относительно «общей оценки» («communiter fungi») на рынке с полной свободой действия. По сути, «правомерную» цену (так называемая «установленная», «твёрдая цена») Матьенсо принимает во внимание в случаях, когда «твёрдая цена» может наносить убытки для экономической деятельности. К тому же автор отвергает теорию «стоимость-труд», основанную на издержках производства, утверждая, что вещи не имеют объективной стоимости сами по себе, поскольку существуют другие факторы, определяющие стоимость, такие как: необходимость, полезность, заинтересованность лиц, нехватка товара (дефицит) или простота в его использовании.

Матьенсо склоняется к теории Субъективной Стоимости товаров («общая оценка») и проводит различие между «изначальной» (внутренне присущей) стоимостью и «приобретённой» стоимостью. Первая выражает саму природу товара — некую «сущностную» стоимость, включающую издержки производства. Сюда также включена его полезность. Вторая установлена по «общей оценке» и включает необходимость в товаре и его нехватку.[6]

Основная  проблема, которую не могут преодолеть такие теории, это субъективность оценки полезности и редкости, которые  зависят от каждого конкретного  покупателя и продавца. Согласно таким  взглядам, цены на аналогичные товары должны быть очень индивидуальны, в  то время как на практике они редко  существенно отличаются. Привлечение  закона спроса и предложения также  не даёт ответ на вопрос, а чем  именно диктуется пропорция, когда  баланс объёма спроса и предложения  установлен.

Теории  издержек

Достаточно  популярны теории, которые выводят  стоимость из издержек производства. Но все они вынуждены оперировать  ценами, выраженными в количестве денег. Так же к издержкам относится  цена труда. Трудностью для таких  теорий является объяснение природы  стоимости самих денег и формирование стоимости труда.

Законы  Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России