Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад
Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп
Реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.
Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).
Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов.
Предоставление товаров в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
С учетом объема продаж различаю такие формы торговли:
Оптовая
торговля (купля-продажа продукции
в больших количествах). Обычно
товары закупаются оптом,
Розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.
Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:
q развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –
q обособленных товаропроизводителей;
q появление товарно-денежных отношений.
К функциям рынка относятся[источник не указан 301 день]:
информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
координирующая
— рынок побуждает
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила
преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной
системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка
есть, как положительные, так и отрицательные стороны.
1. Позитивные стороны рынка.
Рынок как определенный механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на
добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и
оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно
отметить следующие проявления этого влияния:
V Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для
командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный
голод, очереди и т.д.;
V Эффективное распределение и использования ресурсов для производства
необходимых обществу товаров и услуг;
V Возможность успешного
ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные
ресурсы;
V Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям
производства;
V Оптимальное использование
V Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
V В рыночной экономике не существует производства ради производства, в
центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано
производство;
V Свобода выбора и действий
предпринимателей и
V Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение
качества продукции;
V Относительно быстрое
V В определенной мере создает саморегулирующуюся систему
хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая
эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.
2. Негативные стороны рынка.
Не
стоит идеализировать рынок,
указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма
на экономическую и социальную жизнь общества:
V Рынок порождает факторы,
Такими факторами являются
различные формы монополизма,
деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
V Отсутствие стимулов для
общественного назначения;
V Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание
пенсионеров, больных,
V Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
V Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
V Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в
частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет
работать;
V Рынок безразличен к
услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание
детей и т.п.);
V Рынок не только обогащает,
но и неизбежно разоряет часть
и часть населения;
V Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных
исследований в науке;
V Неспособность структурных изменений производства, организации
денежного обращения, решения региональных и межгосударственных
проблем;
V Нестабильность развития и подверженность спадам производства и
инфляционным процессам;
V Рынку чужды нравственные
т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому
поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это
специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и
т.д.
Товар и его свойства. Услуга как товар.
П.Самуэльсон все товары разделил на экономические (те, которые существуют в ограниченном количестве) и свободные (существуют в неограниченном количестве – воздух).
По К.Марксу товар – это продукт
труда, предназначенный для обмена.
Товаром может быть материальное
благо или услуга. Товар должен
удовлетворять потребность
Потребительная стоимость в
виде вещей и услуг будет
Продукты труда имеют
Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.
Стоимость – категория историческая,
существует лишь в товарном производстве
и выражает отношения между
Потребительная стоимость и
стоимость как количественная и
качественная определенность, в единстве
выражают сущность товара. Без потребительной
стоимости нет стоимости и
наоборот. Противоречие между ними
в том, что производители
Услуга — это продукт труда, выражающийся в материальной форме, полезном эффекте или удовлетворении, которые являются объектом купли-продажи.
Из определения услуги видно, что услуга, так же как и товар, является продуктом труда, но в отличие от товара этот продукт не всегда может быть выражен в материальной форме. Достаточно сравнить услугу по строительству дома с посещением врача или театра.
Кроме того, определяющим отличием услуги от товара является позиция покупателя по отношению к процессу труда и продукту труда, завершающему этот процесс.
Когда покупатель приобретает товар, его не интересует процесс труда, который уже в прошлом. Он может рассмотреть товар, потрогать, примерить, попробовать на вкус и на основе своих реальных ощущений сделать выбор.
Иное
дело — услуга. Когда покупатель
решает приобрести услугу, он еще не
знает, что в действительности получит,
так как в момент покупки продукт
труда еще не существует. Покупатель
отделен от продукта труда временем,
что значительно усложняет
Отсюда следуют выводы об особенностях маркетинга услуг, которые необходимо учитывать продавцу.
1. Услуги
неосязаемы в момент покупки.
Пациент, пришедший на прием
к врачу, не знает заранее
результатов посещения.
Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России