Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

Реализация  продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает  с его счета деньги и переводит  на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.

Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).

Реализация  товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую  плату и в обмен на обязательство  выплатить остальные деньги в  оговоренные сроки). Такая форма  торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов.

Предоставление  товаров в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время  пользования благом).

С учетом объема продаж различаю такие формы  торговли:

 Оптовая  торговля (купля-продажа продукции  в больших количествах). Обычно  товары закупаются оптом, крупными  партиями торговыми посредниками  у производителей на торговых  ярмарках и через товарные  биржи.

Розничная торговля означает реализацию преимущественно  потребительских благ в небольших  количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

Для более  глубокого осмысления рынка важно  обратить внимание на причины его  возникновения. Среди них выделяют:

q развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –

q обособленных товаропроизводителей;

q появление товарно-денежных отношений.

К функциям рынка относятся[источник не указан 301 день]:

информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

координирующая  — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические  блага с наименьшими затратами  и получать достаточную прибыль.

Практика  хозяйствования во всех  странах  мира  убедительно  подтвердила

преимущества  рыночной  системы   хозяйствования,   перед   административной

системой. Но это не означает, что рынок  –  панацея  от  всех  бед.  У  рынка

есть, как  положительные, так и отрицательные  стороны.

 

   1. Позитивные стороны рынка.

   Рынок   как   определенный   механизм   распределения   и   использования

ограниченных  ресурсов,  основанный  не  на  принуждении и приказах,  а на

добровольном  обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ,  достоинств  и

оказывает на  экономическую  жизнь  общества  положительное  влияние.  Можно

отметить  следующие проявления этого влияния:

    V Рыночная  экономика  в   принципе  не  знает  таких  традиционных  для

      командно – административной  системы явлений,  как  дефицит,  товарный

      голод, очереди и т.д.;

    V Эффективное распределение и  использования ресурсов  для   производства

      необходимых обществу товаров  и услуг;

    V Возможность  успешного  функционирования  рынка  при  наличии  весьма

      ограниченной информации: уровень  цен и уровень  затрат  на  различные

      ресурсы;

    V Высокая степень его гибкости  и  адаптации  к  изменяющимся  условиям

      производства;

    V Оптимальное использование достижений  науки и техники;

    V Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

    V В рыночной экономике не существует производства ради производства,  в

      центре рынка стоит потребитель,  на  него  постоянно ориентировано

      производство;

    V Свобода выбора и действий  предпринимателей и потребителей;

    V Способность к удовлетворению  разнообразных  потребностей,  повышение

      качества продукции;

    V Относительно быстрое восстановление  нарушенного равновесия;

    V   В   определенной   мере    создает    саморегулирующуюся    систему

      хозяйствования,  в  которой  каждый  занимает  свою   нишу,   которая

      эффективно функционирует без  прямого вмешательства государства.

2. Негативные  стороны рынка.

   Не  стоит идеализировать рынок, поскольку  ему присущи и недостатки. Можно

указать на следующие проявления отрицательного влияния  рыночного  механизма

на экономическую  и социальную жизнь общества:

    V Рынок порождает факторы, которые   нарушают  свободу  предпринимателя.

      Такими  факторами  являются  различные  формы  монополизма,   которые

      деформируют правила игры на  свободном, классическом рынке;

    V Отсутствие стимулов для производства  товаров и услуг коллективного   и

      общественного назначения;

    V Рынок не способен решить  целый  ряд  социальных  проблем:  содержание

      пенсионеров, больных, инвалидов,  сирот и т.п.;

    V Отсутствие механизма защиты  окружающей среды;

    V Неспособность сохранения не  воспроизводимых ресурсов;

    V  Отсутствие  соблюдения  социально-экономических   прав  человека,   в

      частности права на доход и  права на труд для тех, кто  может  и  хочет

      работать;

    V Рынок безразличен к производству  так называемых общественных  благ  и

      услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание

      детей и т.п.);

    V Рынок не только обогащает,  но и неизбежно разоряет часть   предприятий

      и часть населения;

    V Неспособность содействовать   развитию  фундаментальных  и прикладных

      исследований в науке;

    V  Неспособность  структурных   изменений   производства,   организации

      денежного  обращения,  решения   региональных   и   межгосударственных

      проблем;

    V  Нестабильность  развития  и   подверженность  спадам  производства  и

      инфляционным процессам;

    V Рынку чужды нравственные идеалы  добра, справедливости, патриотизма   и

      т.д. Разные народы сложили   немало  пословиц  и  поговорок   по  этому

      поводу: «рынку нет дела до  человека  без  кошелька»;  «рынок  –  это

      специально отведенное место,  где люди могут обманывать  друг друга»  и

      т.д.

 

 

 

 

Товар и его свойства. Услуга как товар.

П.Самуэльсон все товары разделил на экономические (те, которые существуют в ограниченном количестве) и свободные (существуют в неограниченном количестве – воздух).

По К.Марксу товар – это продукт  труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять  несколько потребностей человека, с  развитием науки человек открывает  и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в  виде вещей и услуг будет производиться  всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она  и историческая, переменная. Она  является не только материальной основой  обмена, но и выражает степень общественного  разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость  не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении.

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через  обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости  – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями  по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они  обмениваются.

Потребительная стоимость и  стоимость как количественная и  качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и  наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

Услуга  — это продукт труда, выражающийся в материальной форме, полезном эффекте  или удовлетворении, которые являются объектом купли-продажи.

Из определения  услуги видно, что услуга, так же как и товар, является продуктом  труда, но в отличие от товара этот продукт не всегда может быть выражен  в материальной форме. Достаточно сравнить услугу по строительству дома с посещением врача или театра.

Кроме того, определяющим отличием услуги от товара является позиция покупателя по отношению  к процессу труда и продукту труда, завершающему этот процесс.

Когда покупатель приобретает товар, его не интересует процесс труда, который уже в  прошлом. Он может рассмотреть товар, потрогать, примерить, попробовать  на вкус и на основе своих реальных ощущений сделать выбор.

Иное  дело — услуга. Когда покупатель решает приобрести услугу, он еще не знает, что в действительности получит, так как в момент покупки продукт  труда еще не существует. Покупатель отделен от продукта труда временем, что значительно усложняет задачу сбыта услуги.

Отсюда  следуют  выводы об особенностях маркетинга услуг, которые необходимо учитывать  продавцу.

1. Услуги  неосязаемы в момент покупки.  Пациент, пришедший на прием  к врачу, не знает заранее  результатов посещения. Покупатель  вынужден просто верить продавцу  на слово, когда последний продает  ему лишь обещание сделать  нечто, имеющее ценность для  него. Ясно, что в этом случае  продажа осложняется. Для того  чтобы покупатель поверил, продавец  должен придумать, как сделать  услугу более осязаемой.Например, показать возможные результаты, полученные при осуществлении аналогичных услуг раньше, или дать адреса заказчиков услуг для того, чтобы потенциальный покупатель мог бы с ними связаться, посмотреть, что получили эти заказчики в результате выполнения услуг, спросить об их мнении и т. д. Иначе говоря, нужно проявить внимание и терпение к потенциальному покупателю и творческий подход.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России