Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

 Меняющаяся  конъюнктура рынка рабочей силы  в условиях развития депопуляционных процессов в стране формирует специфику дисбаланса российского рынка рабочей силы. В национальной политике регулирования занятости предлагается комплексный подход по изменению уровня, структуры спроса и предложения рабочей силы на разных уровнях экономической системы. Ключевое значение здесь имеет рост производительности труда. Являясь основным фактором экономического роста и увеличения ВВП страны, он может частично компенсировать сокращение предложения рабочей силы при неготовности предприятий к быстрой адаптации и сокращению спроса на рабочую силу. Повышение производительности труда и замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе сопровождается снижением спроса на рабочую силу при условии существенного роста заработной платы, стимулирующего замещение живого труда овеществленным.

 С  усилением депопуляционных процессов в стране особо актуальными становятся меры по увеличению численности высококвалифицированных работников и внедрения достижений научно — технического прогресса. Интенсификация и диверсификация экономики страны требует значительных свободных капиталов, направленных в развитие производства на базе новых технологий. В России на данном этапе развития экономики действие этого фактора ограничено, так как рыночные механизмы и институты перелива капиталов пока работают неэффективно. Основные направления социально-экономической политики снижения негативного влияния депопуляционных процессов на рынок рабочей силы в России представлены в табл. 1. Предпосылкой реализации этих направлений является укрепление базовых институтов развития экономики, таких как открытая экономика, свободное ценообразование, низкие тарифные таможенные барьеры, развитая конкуренция, эффективная защита института частной собственности, соблюдение договорных обязательств, эффективная налоговая система, снижение социальной дифференциации, прозрачные финансовые компании, формирование рынка высоких технологий, развитие национальных институтов накопления, создание инновационных центров. Формирование «социального пакета» в области поддержки института семьи, женщин, детей и молодежи обеспечивает повышение уровня рождаемости в стране. Увеличение бюджетных расходов на контроль за социально управляемыми факторами преждевременной смертности позволяет снизить высокий уровень сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, уровень младенческой и материнской смертности, уменьшить численность людей с ограниченными возможностями, увеличить среднюю продолжительность жизни населения в стране.

 На  национальном уровне снижению  влияния депопуляционных процессов на рынок рабочей силы способствует развитие таких институтов, как нормативно-правовая база, направленная на расширение границ трудоспособного возраста населения, повышение эффективности системы нормирования, контроля и охраны труда, сокращение и ликвидация производств с вредными и опасными условиями труда, повышение производительности труда. Введение почасовой оплаты труда, развитие системы контрактов способствуют расширению гибких форм занятости, повышению уровня предложения рабочей силы за счет привлечения на рынок работников из категории экономически неактивного населения. Изменение миграционной политики в сторону привлечения высококвалифицированной рабочей силы расширяет предложение и улучшает квалификационную структуру рабочей силы. Критериями социально-экономической политики развития рынка рабочей силы в условиях депопуляционных процессов являются реализация механизмов по снижению среднего возраста экономически активного населения, поддержки образовательного уровня работников, расширения занятости разных социально-демографических групп населения, обеспечения гарантий получения высококачественных, доступных социальных и образовательных услуг для поддержки экономической активности населения.

 

Проблемы социальной защищенности граждан России

Политические  и социально-экономические процессы конца ХХ века в России сопровождались ростом негативных социальных явлений  — массовой бедности, безработицы, детской беспризорности и др. В  этих условиях особенно актуальной сажала реализация важнейшей функции социальной политики государства – социальной защиты населения. В её понимании  можно выделить несколько позиций. Одна из них связана с распространением социальной защиты в основном на нетрудоспособных и малообеспеченных людей. Другая определяет её более широко – как защиту человека от отрицательного воздействия окружающей среды. Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935 г. и обозначал систему мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и других негативных явлений.

Социальная  защита направлена на соблюдение социальных прав и гарантий, создание условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности  людей, уменьшение отрицательного влияния  факторов, снижающих их качество жизни. По сути, социальная защита — это  защита от социальных и профессиональных рисков, постоянно продуцируемых  обществом, от отрицательного воздействия  неблагоприятных факторов социальной среды. Общество и государство осуществляют социальную защиту, если человек не может самостоятельно противостоять  воздействию отрицательных факторов внешней социальной среды.

Социальная  защита как одна из основных функций  социальной политики государства должна иметь всеобщий характер. Во-первых, она должна распространяться на всех членов общества и граждан государства. Во-вторых, она предполагает обеспечение  условий для доступа человека к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг. В-третьих, социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека от рождения до его смерти. Вместе с  тем, социальная защита осуществляется дифференцированно с учетом различных  социальных групп, слоев и категорий  населения.

В современных  исследованиях отмечается, что в  мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

1) социал-демократическая – с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости  от избираемых подходов различают следующие  системы социальной защиты:

а) государственную, которая опирается на принцип поддержки государством социально уязвимых слоёв населения и предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи;

б) частную, базирующуюся на принципе ответственности  каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием доходов от собственной трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности, а также  личных сбережений.

Среди основных форм социальной защиты выделяют: законодательно определенные социальные гарантии и  их удовлетворение на основе базовых  стандартов и программ; регулирование  доходов и расходов населения; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальное вспомоществование; социальное обслуживание; целевые социальные программы.

Основные  направления социальной защиты: 1. Социальная защита трудоспособного населения. 2. Социальная защита детства. 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан. 4. Социальная защита семьи. 5. Социальная защита молодёжи.

Для трудоспособного  населения важно создать условия, обеспечивающие баланс прав, обязанностей и интересов. Человек должен иметь  возможность в полной мере осуществлять самостоятельно экономическую созидательную  деятельность, получая достойное  вознаграждение за свой труд. Основными  источниками дохода должны стать  денежные сбережения, имущество, недвижимость, ценные бумаги. При этом гражданин  должен быть уверен, что в сложных  жизненных ситуациях он получит  поддержку государства, которое  обеспечит занятость, стабильную выплату  заработной платы и социальных пособий, охрану здоровья и создание безопасных условий труда.

Социальная  защита детей направлена на реализацию наилучших возможностей для их воспитания и развития, материального благополучия, доступного образования. В особом внимании нуждаются сироты и дети из неблагополучных  семей, которые в полной мере испытывают удары негативных социальных факторов. Преодоление отчуждения этих детей  от общества, защита их прав, недопущение  эксплуатации взрослыми — важнейшие  задачи государства. Очень значимой проблемой является обеспечение  равного доступа детей к бесплатным услугам учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Социальные риски, подстерегающие детей, разнообразны и опасны: врождённые и приобретённые  травмы и заболевания, плохое питание, безнадзорность и бродяжничество, появление  вредных привычек, негативные физические и психологические воздействия  со стороны взрослых. В России 760 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их число  увеличивается каждый год на 120-130 тысяч. Одним из актуальных направлений  социальной защиты этих детей должна стать деинституционализация — создание условий для проживания и воспитания вне казённых домов и интернатов, в семьях. Одним из основных принципов социальной защиты должен стать детоцентризм. Защиту интересов ребёнка следует считать основной задачей деятельности всех структур государственной власти.

 

Рента. Арендная плата. Цена земли. Аграрная реформа в России

Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли  от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в  форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

Абсолютная  земельная рента — один из видов  дохода от собственности на землю, плата  собственнику за разрешение применять  капитал к земле; уплачивается арендатором  абсолютно со всех участков земли  независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная  рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности  земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Дифференциальная рента возникла как результат ограниченности земли: цена производства сельскохозяйственного продукта определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т. к. продукт только лучших и средних участков недостаточен для покрытия общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов  по монопольной цене, превышающей  их стоимость.

К ренте  земельной относится также рента  с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента  со строительных участков. В добывающей промышленности образуется прежде всего дифференциальная рента, т. к. при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки ее на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента - разность между общественной и индивидуальной ценой производства.

. По месту  образования в тех или иных  сферах хозяйства рента бывает: земледельческая, включая продуктовую;  горная, включая нефтяную, газовую,  угольную, железорудную и т. д.; лесная; водная; экологическая; туристская; транспортная; строительная и т.  д. По характеру образования  рента имеет три основные формы:  дифференциальную, абсолютную и  монопольную

Арендная  плата – это форма экономических  отношений равноправных партнеров (собственника и арендатора) по распределению  вновь созданной стоимости в  процессе использования арендованного  имущества. Она выполняет функции  возмещения стоимости объекта недвижимости, накопления, стимулирования трудовой активности, перераспределения доходов  и выступает одной из экономических  форм реализации права собственности.

Туристская  рента представляет собой факторный  доход с туристских ресурсов, который  получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма), используя туристские ресурсы  как объект хозяйства, т.е. туристская рента – это доход владельца  туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация  или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы.

Цена  земли - это капитализированная рента. Т.е. цена данного товара основывается не на стоимости, а на доходе, который  приносит их использование владельцу. Такие цены называются иррациональными. Земля относится к таким товарам. Владелец земельного участка расстанется  с ним лишь в том случае, если полученная от продажи сумма, положенная в банк, принесет не меньший доход, чем рента, получаемая с этого  участка.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России