Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

 В  упрощенном виде: К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы.

  Инфляция  –  процесс  обесценивания   бумажных  денег,   падение   их покупательной  способности   вследствие  чрезмерного  выпуска  (эмиссии)  или сокращения товарной  массы в обращении при неизменном  количестве  выпущенных денег

Сущностью инфляции является дисбаланс между  совокупным предложением  и

совокупным   спросом   в   сторону   превышения   последнего,    сложившийся

одновременно  на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов).

      Инфляция – это повышение общего  уровня цен. Это не означает,  что  все

цены  растут. Даже в периоды быстрого роста  инфляции  некоторые  цены  могут

оставаться  относительно стабильными, а другие –  даже  снижаться

Существует  множество причин, способных изменить темпы прироста  уровня

цен. Как  уже говорилось ранее, инфляция  –  результат  нарушения  равновесия

между  спросом  и  предложением.  Поэтому  для  более  детального   изучения

воздействия инфляционных факторов на экономику  их делят  на  две  категории:

на факторы, лежащие на стороне совокупного  спроса  и  факторы,  лежащие  на

стороне совокупного предложения. На этой  основе  экономисты  различают  два

типа  инфляции.

дин из важнейших  факторов инфляции в России - монолистическое ценообразование. Монопольное положение целых отраслей позволяет взвинчивать цены на энергоносители, транспортные перевозки, услуги предприятий связи.

Важное  значение имеют в России внешнеэкономические факторы инфляции. Превышение целевого ориентира инфляции в 2006 г. было вызвано прежде всего более высокими ценами на энергетические товары на мировых рынках, а также более значительным притоком частного иностранного капитала, чем прогнозировалось в «Основных напрвлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год». Одним из основных факторов сохранения высокой инфляции в 2006 г. явились высокие темпы роста денежной массы (агрегата М2) вследствие валютных интервенций Банка России. Стремясь не допустить чрезмерного укрепления курса рубля, он покупал доллары США, выпуская рубли, что увеличивало денежную базу и денежную массу.

 

Закон стоимости: его сущность и  функции

Развитие  товарного производства и превращение  его в современное рыночное хозяйство  осуществлялись на основе действия закона стоимости.

Сущность  закона стоимости заключается в  том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно  необходимого труда. Это не только закон  товарного обращения, но и закон  производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. Цены товаров тяготеют к их стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды времени совпадают со стоимостями.

В простом  товарном производстве и в условиях развитого рыночного хозяйства  закон стоимости выполняет следующие  функции:

Регулирует  пропорции общественного производства. Так как цены на рынке зависят  от спроса и предложения, то, если предложение  не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.

Увеличивает дифференциацию товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости (т.е. по общественно необходимым  затратам), то те производители, у которых  индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и  разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.

Стимулирует развитие производительных сил. Производитель, внедривший какое-либо новшество, позволяющее  повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью, меньшей, чем общественная, а продает  их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это  происходит до тех пор, пока новшество  не получит общественного распространения, не приведет к снижению общественно  необходимых затрат труда. Для того чтобы опять получить дополнительную прибыль, нужно совершенствовать орудия труда, организацию производства и т.п., т.е. развивать производительные силы.

Таким образом, закон стоимости через регулирование  пропорций производства, дифференциацию товаропроизводителей и стимулирование развития производительных сил создает  необходимые условия для перерастания простого товарного производства в  капиталистическое, для дальнейшего  развития товарно-денежных отношений  и рыночного хозяйства.

ЭФФЕКТ  НЕВИДИМОЙ РУКИ - термин, ведущий  свое происхождение от Адама Смита  и означающий рыночный механизм саморегулирования  экономики. Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка  отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка  и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом.

 

Закон спроса и закон  предложения: сущность и содержание.

Закон спроса и предложения —  объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов  спроса и предложения товаров  на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем  меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке  равновесия между предложением и  спросом. Закон окончательно сформулирован  в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя  на приобретение товара по имеющимся  у него средствам, которые предназначены  для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность  оплатить покупку по цене, находящейся  в пределах «доступного» диапазона.

Вместе  с этими обобщенными определениями  спрос характеризуется рядом  свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций  количественного измерения спрос  на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность  приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина  спроса — количество товара или  услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного  периода времени. Величина спроса зависит  от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме  цены на величину спроса влияет и ряд  других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

Закон спроса

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается  по мере увеличения цены товара. Математически  это означает, что между величиной  спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно  в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем  больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так  как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

Уровень доходов в обществе;

Размеры рынка;

Мода, сезонность;

Наличие товаров-субститутов (заменителей);

Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется  строже: Если с ростом дохода спрос  на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная  поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

Эластичность спроса

Эластичность  спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные  изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его  объёма (в %) превышает процентное выражение  снижение цен.

Если  показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен  превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность  спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и  с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и  спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и  доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий  доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий  спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается  абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность  спроса измеряется количественно через  коэффициент эластичности по формуле:

K o  — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества  продажи

P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью  по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного  спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание  степени эластичности спроса на товар  имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой  эластичностью спроса могут пойти  на снижение цены с целью резко  увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров  с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема —  при снижении цены объём продаж изменится  слабо и не компенсирует упущенную  выгоду.

При наличии  большого количества продавцов спрос  на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение  цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Влияние рынка

Всех  производителей (продавцов) на рынке  объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

Предложение

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает  предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется  по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и  объём спроса, величина предложения  зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая  производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России