Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:10, доклад

Краткое описание

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения подразделяют на 6 групп

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 320.24 Кб (Скачать)

Административные  меры

Совокупность  административных мер регулирующего  действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении  стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение  возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные  меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры

К экономическим  мерам относят действия государства, которые с помощью экономических  рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные  методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации  капитала, социальные и структурные  аспекты экономики.

К экономическим  мерам относят:

финансовую  политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;

денежно-кредитную (монетарную) политику;

экономическое программирование и планирование;

прогнозирование.

Институциональные меры

Институциональные меры предполагают создание, поддержание  и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для  лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой  для определённых социальных групп  или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными  вариантами распространения институциональных  форм являются[7]:

структура органов исполнительной государственной  власти, непосредственная задача которых  — практическая реализация целей  правительства;

формирование  и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной  собственности;

разработка  национальных экономических программ и экономических прогнозов;

поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных  экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

правовая, информационная поддержка негосударственных  структур: предпринимательских и  профессиональных союзов;

участие в различных формах экономической  интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим  вопросам (Большая семёрка, большая  восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).

Применение  методов реализации экономической  политики

Применительно к различным направлениям экономической  политики могут применяться различные  меры достижения целей экономической  политики.

В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится  изменение государственных расходов. Через правительственные расходы  осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные  расходы показывают ту долю национального  продукта, которая поступает в  совместное пользование всех слоёв  населения. Они оказывают большое  влияние на динамику ВНП. К мерам  экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести  политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает  воздействие на темпы и пропорции  общественного воспроизводства, используя  при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как  за счёт государственного бюджета, местных  бюджетов, так и за счет частных  инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может  оказывать непосредственное воздействие  на процентную политику, а тем самым  -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная  политика включает в себя систему  индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика  в сфере внешнеэкономического регулирования  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

Установление  максимальной продолжительности рабочей  недели;

Установление  минимальной величины заработной платы;

Установление  порядка взносов на нужды социального  страхования;

Государственное стимулирование профессионального  обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет  поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при  этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый  из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры».

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской  деятельности личности, социальной группы;

примата потребителя. Появляется особый вид  ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;

рыночного ценообразования. Цена на рынке формируется  в результате торга продавца и  покупателя, взаимодействия спроса и  предложения;

договорных  отношений;

конкуренции;

государственного  регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают  государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;

открытости  экономики. Хозяйственные организации  и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

обеспечения социальной защищенности населения.

 

Конкуренция: ее сущность, виды и роль. Несовершенная конкуренция

Конкуренция (от латинского слова "конкурере" - столкновение) - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества. 
Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. сопсштеге - сталкиваться). Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.

В механизме  конкурентной борьбы следует различать  два аспекта: объективный и субъективный. В объективном аспекте конкуренция  выступает как закон, в котором  выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи  между участниками рынка в  процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое  процветание. В субъективном аспекте  механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, - войну, в которой действуют  и отстаивают свои интересы все участники  рыночных отношений. Можно выделить три основных фронта этой борьбы:

• конкуренция  среди продавцов - все хотят продать  свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает  объем продаж;

• конкуренция  среди покупателей - все хотят  купить товары по низкой цене, побеждает  тот, кто согласится с более высокой  рыночной ценой;

• конкуренция  между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо  противоборствующие стороны стоят  на диаметрально противоположных позициях.

Роль  конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно  велика.

1. Через  действие закона стоимости и  закона спроса и предложения  конкуренция сопоставляет индивидуальные  затраты товаропроизводителей с  рыночными (с ОНЗТ).

2. Конкуренция  побуждает к учету потребностей  рынка как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

3. Конкуренция  порождает механизм саморегулирования  рынка через механизм колебаний  цен, через воздействие и на  спрос, и на предложение.

4. Конкуренция  выполняет функцию рыночного  размещения ресурсов, которые непрерывно  мигрируют туда, где отдача выше.

5. Конкуренция  порождает среди товаропроизводителей  или приспособленческое повеление, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует его позиции на рынке в длительную перспективу, или новаторское поведение, обусловливающее экономическую победу товаропроизводителя над конкурентами за счет новаций.

6. Конкуренция  выполняет контролирующую функцию:  все следят за тем, чтобы  никто не мог обеспечить себе  максимальную выгоду за счет  другого, хотя и не всегда  это удается в реальной жизни.

7.Конкуренция  выполняет стимулирующую функцию:  она

побуждает каждого товаропроизводителя повышать эффективность своего производства, экономить все виды затрат и ресурсов; тем самым конкуренция выступает  как своеобразный двигатель экономического прогресса.

8.Не менее  важны и социально-экономические  последствияконкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свобо-ду каждому агенту рынка, воспитывает в нем предприимчивостьи в то же время других участников рынка ломает, разоряет,бросает на дно жизни.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число  покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может  диктовать условия продажи и  покупки товаров. Предполагается наличие  необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и  покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной  конкуренции не присущи ни одной  из отраслей в полной мере. Все они  могут лишь приближаться к модели.

Признаками  идеального рынка (рынка идеальной  конкуренции) являются:

отсутствие  входных и выходных барьеров в  той или иной отрасли производства;

отсутствие  ограничений на количество участников рынка;

однородность  одноименных представленных продуктов  на рынке;

свободные цены;

отсутствие  давления, принуждения со стороны  одних участников по отношению к  другим

Создание  идеальной модели совершенной конкуренции  является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку  совершенной конкуренции, может  служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция — конкуренция в  условиях, когда отдельные производители  имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная  конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками  несовершенной конкуренции являются:

демпинговые цены

создание  входных барьеров на рынок каких-либо товаров

ценовая дискриминация (продажа одного и  того же товара по разным ценам)

использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

распространение ложных сведений в рекламной или  иной информации касаемо способа  и места изготовления или количества товаров

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России