Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:55, реферат
Традиционная экономика. Экономическое развитие: 1949-1990-е годы. Валюта, обменный курс и банковская система. Сельскохозяйственный банк Китая. Национальный доход. Государственное финансирование. Трудовые ресурсы.
В начале 1990-х
годов Китай оставался бедной
страной, хотя и обладающей очень
высокими темпами экономического развития
и быстро растущим уровнем жизни
населения. Огромная численность рабочей
силы в сельском хозяйстве является
наиболее устойчивой характерной чертой,
отражающей экономическое прошлое страны,
тогда как ориентированный на производство
экспортной продукции частнопредпринимательский
сектор представляет собой яркое свидетельство
быстрой интеграции Китая в мировую экономику.
Традиционная экономика. Основой многовековой
династической истории Китая было сельское
хозяйство, которое начиналось с выращивания
кормовых трав на засушливых землях в
северной части страны, и производства
риса в более дождливых зонах бассейна
нижнего течения р.Янцзы. Самыми распространенными
и многочисленными домашними животными
были свиньи. В ранний период правления
династии Хань (206 до н.э. - 9 н.э.) китайцы
изобрели некоторые сельскохозяйственные
орудия и способы ведения сельскохозяйственных
работ, которые в Европе и на Среднем Востоке
стали применяться лишь спустя несколько
столетий, а в некоторых случаях - спустя
более тысячи лет. Пожалуй, самым примечательным
из сельскохозяйственных орудий был чугунный
отвально-лемешной плуг. Производимые
в массовом количестве из нехрупкого металла
(методы его выплавки были усовершенствованы
к 3 в. до н.э.), эти плуги облегчали обработку
плотной или каменистой почвы. Хотя такой
плуг был тяжелее деревянного, он легче
скользил в земле, и его могло тянуть за
собой одно животное даже на насыщенных
водой глинистых почвах юга страны. Другим
новым орудием сельского труда являлась
многотрубчатая посадочная машина, которая
проделывала в земле борозды и сажала
семена непосредственно в почву, сокращая
тем самым излишнюю потерю семян, неизбежную
при их разбрасывании вручную. Устройство,
представлявшее собой приводимую в движение
заводной рукоятью веялку с лопастями
веерного типа, во много раз сокращало
время очистки обмолоченного зерна. В
Минский период (1368-1644) и на раннем этапе
эпохи правления маньчжурской династии
Цин (1644-1912) общий объем производства зерна
увеличился вследствие расширения площади
обрабатываемых земель, ирригации и применения
удобрений. Лучшее качество семян и внедрение
новых культур, особенно кукурузы, приводило
к разнице в урожайности по различным
регионам. Нет сомнения, что наиболее значимыми
и долговременными факторами в деле повышения
урожайности посевов были конструкция,
техника выполнения и уровень эксплуатации
разветвленной ирригационной системы.
В эпоху императорского Китая было введено
в практику немало значительных технических
новшеств, в том числе выплавка и литье
чугуна и бурение скважин для добывания
природного газа. Однако изготовление
соответствующего оборудования вплоть
до конца 19 в. происходило кустарными способами.
В отличие от ситуации в Японии в период
реставрации Мэйдзи (1868-1912), предпринятые
в Китае попытки осуществления индустриализации
по европейскому образцу почти не приводили
к серьезным результатам, и то лишь в области
добычи каменного угля и строительстве
железных дорог. В 1911 рухнула вся система
династического правления, а последовавшие
гражданская война и международные конфликты
отодвинули экономическую модернизацию
вплоть до образования в 1949 Китайской
Народной Республики.
Экономическое развитие: 1949-1990-е годы. В
течение первых трех лет своего существования
КНР направляла основные усилия на ликвидацию
разрушительных последствий гражданской
войны. Однако еще до окончания этого короткого
периода стало ясно, какая модель развития
будет принята правительством. Во времена
"холодной войны" между США и СССР
Китай был союзником Советского Союза,
поэтому за образец был взят опыт ортодоксального
сталинизма. Главный упор был сделан на
развитии тяжелой индустрии и проведение
насильственной коллективизации в сельском
хозяйстве. Политическая система считала
мерилом своих успехов выполнение или
перевыполнение пятилетних планов или
голые количественные показатели, указывавшие
на рост общего объема произведенной продукции
в ущерб качеству и технологическим инновациям.
В ходе первого пятилетнего плана (1953-1957),
основанного на коллективизации земли
и сельскохозяйственного производства
и на развитии тяжелой индустрии, в Китае
увеличился выпуск продукции тяжелой
промышленности (на 75%). Однако Мао Цзэдун
не был удовлетворен темпами экономического
роста страны и повернул Китай на путь
"всеобъемлющей индустриализации"
(программа "большого скачка"). Идея
состояла в том, чтобы мобилизовать все
население страны на интенсивный и продолжительный
труд, чтобы за короткий срок добиться
увеличения выпуска сельскохозяйственной
и промышленной продукции. Ключевым элементом
программы было создание "дворовых
доменных печей" для производства металла
из низкосортной местной руды, металлического
лома и даже старой кухонной утвари. Миллионы
крестьян и городских рабочих в соответствии
с указанием сверху вынуждены были бросить
поля и фабрики, чтобы обслуживать эти
примитивные "дворовые доменные печи".
И хотя в результате реализации этой программы
общий объем выплавки чугуна и стали в
Китае всего за несколько лет превысил
уровень выплавки стали в Великобритании,
побочным итогом стали путаница в экономике
и разбазаривание ресурсов, включая громадные
вырубки лесов для получения древесного
угля. В конечном счете все это привело
к жесточайшему голоду. Большая часть
посеянного и собранного в 1958 зерна была
потеряна из-за недостатка транспортных
средств и зернохранилищ. Еще более серьезным
последствием было то, что глубокая вспашка
и посев злаковых даже там, где отсутствовали
необходимые условия для их выращивания,
нанесли огромный экологический ущерб.
Заиливание и утечки воды на плохо спроектированных
и некомпетентно эксплуатировавшихся
оросительных системах, а также вырубка
деревьев, уничтожение травянистого покрова
и прудов привели в 1959 и 1960 к катастрофическим
наводнениям, снизивших сбор зерна до
уровня голодных лет. По некоторым данным,
начавшийся голод за период между 1959 и
1961 унес почти 30 млн. жизней. В 1960 Советский
Союз полностью прекратил оказание помощи
Китаю и отозвал из страны всех своих технических
специалистов. В тот же период Китай получил
помощь, включая пшеницу для умирающих
с голода людей, из западных стран, в том
числе из Канады и Австралии. В период
с 1961 по 1965 восстановление китайской экономики
осуществлялось в условиях более прагматического
политического курса, выдвинутого Дэн
Сяопином и Лю Шаоци. Рост валового объема
промышленной продукции превысил 17% в
год, нормализовалась и обстановка в сельском
хозяйстве. Одной из причин успеха восстановительного
периода явился упор на использование
в управлении производством высокопрофессиональных
кадров, достижений науки и введение системы
оплаты по труду. Развитие этого прагматического
уклона было прервано в 1966 с началом т.н.
"великой пролетарской культурной революции",
наиболее бурно протекавшей в период с
1966 по 1969. Все школы были закрыты, и огромные
массы молодежи и подростков, пользовавшиеся
поддержкой армии и называвшие себя хунвэйбинами
("красными охранниками"), поставили
своей целью разгромить всех "правых"
- врагов Мао. Помимо разрушений, нанесенных
в сфере интеллектуальной и культурной
жизни Китая, "культурная революция"
серьезно подорвала основы китайской
экономики. Аппарат управления промышленностью,
правительственные органы и сама коммунистическая
партия недосчитались многих квалифицированных
кадров. Резко сократился объем внешней
торговли. Упала производственная дисциплина
на фабриках и заводах, нарушилось транспортное
сообщение, снизился выпуск промышленной
продукции, сельскохозяйственное производство
топталось на месте. Несмотря на то, что
после 1967 армия в определенной мере восстановила
контроль над ситуацией, беспорядки и
неразбериха продолжались вплоть до того
момента, когда не стало Линь Бяо, погибшего
в ходе неудавшегося военного переворота
в 1971. После смерти Линь Бяо Мао Цзэдун
отошел от активного политического руководства
страной. Дэн Сяопин и Чжоу Эньлай попытались
вернуть Китай к стратегии сбалансированного
экономического развития начала 1960-х годов.
Однако эти усилия были сорваны фракционной
оппозиционной деятельностью многих партийных
лидеров, пришедших к власти в годы "культурной
революции". Хотя к моменту принятия
КНР в ООН и установления отношений между
Китаем и США в 1971 самые худшие эксцессы
уже остались позади, эпоха страха и страданий
завершилась лишь со смертью Мао в 1976.
В течение всего этого периода продолжалось
осуществление "сталинских" пятилетних
планов с неизменным упором на развитие
тяжелой промышленности и огромными расходами
на армию. Этот политический курс стал
меняться после 1978, когда власть в стране
сосредоточилась в руках Дэн Сяопина.
Достижение поставленной Дэном цели в
четыре раза увеличить мощь китайской
экономики к 2000 требовало как резкого
повышения эффективности сельскохозяйственного
производства, так и комплексной перестройки
промышленности. Решение первой из этих
задач было бы немыслимо без осуществления
приватизации на селе. Реформа сельского
хозяйства, фактически завершенная лишь
к 1984, обеспечила значительный рост производства
основных продуктов питания и увеличила
разнообразие сельскохозяйственной продукции.
Существенную роль в этом сыграла появившаяся
возможность более широкого использования
химических удобрений и сельскохозяйственных
машин (в том числе малых тракторов и водяных
насосов) и возросшая обеспеченность села
горюче-смазочными материалами и электроэнергией.
Реформы в промышленности начались с поощрения
малых предприятий частного бизнеса. Их
успехи позволили добиться постепенного
устранения дисбаланса между объемами
производства в тяжелой и легкой промышленности
и привели к росту сферы услуг. Постепенное
расширение внешнеторговых связей все
больше интегрировало Китай в мировую
экономику. В период с 1979 по 1988 по темпам
ежегодного прироста валового национального
продукта Китай уступал лишь Южной Корее.
Развитие этих тенденций было прервано
в июне 1989 жестоким подавлением массовых
политических демонстраций протеста на
площади Тяньаньмэнь в Пекине и последующего
ограничения гражданских прав. Однако
в последующие два года стали четко проявляться
признаки возвращения к прагматической
линии в сфере экономики. Политические
свободы по-прежнему сильно ограничены
в Китае, но по мере того, как государство
отходит от жесткой централизации управления,
частное предпринимательство занимает
все более прочные позиции в экономике.
Доля государственных предприятий в производстве
промышленной продукции в Китае неуклонно
сокращается (с 80% в 1978 до 34% в 1998), доля же
частных предприятий продолжает возрастать
и в 1998 составила более 12%. Начиная с 1991
стал быстро расти объем внешней торговли.
В 1992 прирост валового национального продукта
(ВНП, общий объем производства продукции
и услуг) составил 13%, что было самым высоким
показателем роста ВНП в мире. После повторения
этого успеха в 1993 Китай был признан страной
с наиболее динамично развивающейся экономикой
в мире. К началу 1997 объем иностранных
инвестиций в китайскую экономику превысил
40 млрд. долл. США. Валовой внутренний продукт
в период с 1980 по 1990 возрастал в среднем
на 10,2%, а с 1990 по 1997 его прирост был самым
высоким в мире - 11,9%. В 1998 величина этого
показателя по-прежнему была очень высокой
- около 8%.
Валюта, обменный курс и банковская система. Денежной
единицей в Китае является жэньминьби
(народная валюта), обычно называемый юанем
и выпускаемый в обращение Народным банком
Китая. Со времени, когда Дэн Сяопин начал
проведение своих экономических реформ,
официальный обменный курс юаня неоднократно
понижался, упав от 1,50 юаня за 1 доллар
США в 1979 до 5,22 юаня за доллар в 1990 и 8,70
юаня в 1994. В 1999 курс составлял 8,20 юаня
за доллар. С переменным успехом правительство
пытается сдерживать время от времени
возникающие инфляционные тенденции.
Валютные резервы КНР оцениваются как
одни из крупнейших в мировом сообществе
- в 1998 они составляли порядка 140 млрд. долл.
К важнейшим банкам относятся Промышленно-торговый
банк Китая и Сельскохозяйственный банк
Китая. У каждого из них имеется более
2000 отделений. В целом в системе банковской
деятельности занято свыше одного миллиона
служащих. Начиная с конца 1970-х годов почти
каждый из серьезных европейских, североамериканских
и азиатских банков открыл минимум по
одному из своих отделений в Пекине, Шанхае
или в южных провинциях.
Национальный доход. В 1996 величина валового
национального продукта в пересчете на
душу населения составляла в КНР 750 долл.,
что соответствует 81-му месту в мире. По
этому же показателю, исчисленному по
методу "паритетов покупательной стоимости
валют" (ППС), Китай переместился на
72-е место в мире (3330 долл. на душу населения).
Исходя из подсчетов, сделанных по методике
ППС, в 1996 китайская экономика в целом
занимала 7-е место в мире. В 1980 продукция
сельского хозяйства КНР составляла около
30% всего валового внутреннего продукта,
тогда как объем стоимости не превышал
21%. В 1996 доля сельского хозяйства сократилась
до 21%, а стоимость услуг возросла до 31%;
что касается доли промышленной продукции,
то она оставалась практически неизменной
и составляла в 1996 48% ВВП. Несмотря на размах
и высокие темпы проведения экономических
реформ последнего периода, структура
национального дохода Китая претерпела
весьма незначительные изменения. На долю
промышленности по-прежнему приходится
около половины всей суммы дохода, а доля
стоимости продукции сельскохозяйственного
сектора понизилась, составив менее одной
трети. Неудивительно поэтому, что доля
капиталовложений в строительство, составлявшая
в 1992 около 7% от ВНП, в последнее время
характеризовалась наиболее высоким относительным
приростом.
Государственное финансирование. С начала
реформ в 1979 незначительный рост доходов
наметился лишь в 1985. Ежегодный дефицит
бюджета в начале 1990-х годов превысил 20
млрд. юаней и составлял 1% от общей суммы
национального дохода и немногим более
5% от общей суммы расходов. В 1995 правительственные
доходы составляли 5,7% ВВП, а расходы - 8,3%
ВВП. Основным источником правительственных
доходов (72%) были налоги на товары и услуги;
прямые налоги с доходов физических и
юридических лиц составляли лишь 11% доходов.
Основу правительственных ассигнований
составляли расходы на капитальное строительство
(в 1992 - 37%). Средства, затраченные на сельское
хозяйство и на нужды управления, составляли
около 13% от этой величины. Второе место
по расходам занимали в бюджете ассигнования
на образование и культуру, что составляло
почти 20% расходов бюджета. Официально
национальная оборона занимала третье
место, или 7,5% бюджетных расходов, однако
фактические затраты на военные нужды
составляли, по-видимому, более значительную
величину.
Трудовые ресурсы. Создание новых рабочих
мест является одной из самых сложных
экономических проблем. В 1990 общая численность
населения, достигшего работоспособного
возраста, достигла 24 млн. человек, а число
уходящих на пенсию составляло лишь 14
млн. человек. Таким образом, по самым приблизительным
подсчетам, чистый прирост численности
рабочей силы составил около 8 млн. Примерно
тот же темп ежегодного прироста рабочей
силы - от 8 до 10 млн. - ожидался до конца
1990-х годов. В 1992 потенциальная суммарная
численность рабочей силы в Китае, определенная
Государственным статистическим бюро
(включая всех мужчин в возрасте от 16 до
59 лет и всех женщин в возрасте от 16 до
54 лет), составила 721 млн. человек. Фактическая
цифра занятости в народном хозяйстве
в 1992 достигала 594 млн. человек, в 1996 - 688,5
млн. человек. Что касается оставшейся
части трудоспособного населения, то в
1992 почти 85 млн. мужчин и женщин были отнесены
к категории людей, занимающихся домашним
трудом; 28 млн. являлись студентами старше
16 лет; почти 11 млн. человек было отнесено
к неопределенному разряду "прочих".
При этом число безработных в городах
было определено в размере 3,6 млн. человек,
что равнялось 2,3% от общей численности
городской рабочей силы. Эта цифра явно
занижена, однако с учетом того, что многие
заняты на временной работе, а большая
масса населения находится в состоянии
постоянных поисков работы (от 1 до 2 млн.
человек в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу), реальную
оценку числа безработных дать невозможно.
В 1997 официальное число безработных в
городах составило 6,0 млн. человек, или
3,2% трудоспособного городского населения.
Не вызывает сомнения, что ликвидация
малоэффективной системы сельскохозяйственного
производства в коммунах привела к появлению
громадной армии безработных и полубезработных
на селе. По данным исследований, проведенных
в 1990 Академией наук КНР, для выполнения
всех необходимых сельскохозяйственных
работ вполне хватило бы 192 млн. человек
плюс еще 166 млн. человек - для выполнения
работ в деревне, не связанных непосредственно
с сельскохозяйственным производством.
Таким образом, потенциально безработными
на селе по данным на 1990 являлись 260 млн.
человек, а сегодня - 320 млн. человек.
Уровень жизни. Сравнение уровня жизни в Китае с международными нормами показывают как существенные достижения, так и неудачи в этой области. При суммарной калорийности пищи в 2600 ккал в день на душу населения средний уровень снабжения населения продуктами питания в начале 1990-х годов был на 10% ниже, чем в Японии, и выше среднего уровня суммарной калорийности пищи на душу населения азиатских стран, где он равен почти 2500 ккал в день. Однако достижения в этой сфере сопровождаются лишь незначительным повышением качества и разнообразия используемых продуктов питания и сохранением заметного разрыва между средними показателями для жителей сельских местностей и городов. Растительная пища по-прежнему составляет более 90% всего энергетического потенциала потребляемых продуктов, а среднее потребление мяса в деревне более чем на 1/3 уступает городскому уровню. Огромные субсидии на обеспечение нормированного снабжения населения основными видами зерна продолжали выделяться вплоть до начала 1990-х годов, пока страна наконец не отказалась от сочетания государственной и частной рыночной систем и не перешла к системе единого свободного рынка зерна. Как и повсюду в Азии, продукты питания дают ощутимую долю (свыше 50%) доходной части бюджета. Жилищные условия городских жителей улучшились незначительно. Первое обследование состояния жилищного фонда городов, проведенное в общенациональном масштабе, показало, что в 1986 на каждого горожанина приходилось в среднем 6,1 кв. м жилой площади, а для 25% городского населения эта цифра не превышала 4 кв. м. В соответствии с официальными установками к 2000 намечалось довести средний уровень обеспеченности городских жителей жилой площадью до 8 кв. м на человека. Жители деревень всегда располагали более просторными жилыми помещениями и еще больше расширили их, превратив часть приватизированных сельскохозяйственных построек в жилые дома. До 1978 в сельской местности ежегодно вводилось в строй не более 1 млн. кв. м жилой площади, однако в суммарном исчислении по состоянию на 1980 эта цифра возросла до 7 млн. кв. м при одновременном повышении качества жилья. За период с 1980 по 1990 средние размеры жилой площади в сельских районах из расчета на одного человека выросли с менее чем 10 до 17 кв. м. Однако качество жилья на селе в целом по-прежнему очень низкое: преобладают жилища глинобитно-саманного типа, электрифицирована всего лишь половина сельских домов, а водоснабжением обеспечено менее 1/7 домов. Реформа в сельском хозяйстве повсеместно стимулировала рост производства продовольствия, но при этом увеличились диспропорции между отдельными провинциями. В самых бедных провинциях Китая, особенно в глубинных районах с засушливым климатом, проблема обеспечения минимальных потребностей населения в основных углеводах стоит так же остро, как и раньше. В то же время люди в Шанхае в среднем едят мяса больше, чем японцы. Если в прибрежных провинциях - Гуанчжоу, Хайнань, Фуцзянь, Чжэцзян и Цзянсу - уровень потребления продуктов лишь немногим ниже среднего уровня потребления на Тайване, то около 100 млн. человек во внутренних регионах Китая, возможно, по-прежнему страдают от хронического недоедания. Несмотря на устойчивое неравенство между разными регионами страны, средняя ожидаемая продолжительность жизни поднялась с 40 лет в начале 1950-х годов до 68 лет для мужчин и 71 года для женщин в 1996. Китай уступает другим странам в области образования. Процент неграмотности среди взрослого населения в Китае ниже, чем, к примеру, в Индии, однако по-прежнему нельзя согласиться и с официальной цифрой в 20%. Номинально, за исключением небольшого процента, все дети в возрасте от 6 до 14 лет посещают школу, но в сельской местности доля бросающих занятия значительна, особенно среди девочек. Отставание Китая особенно велико в сфере среднего специально и высшего образования. В учебные заведения из числа выпускников средних школ зачисляется менее 2% юношей и девушек, т.е. в процентном отношении меньше, чем в любой другой крупной стране. Этот недостаток приводит к тому, что в Китае на 1 млн. населения приходится лишь 1000 ученых и инженеров. Здесь Китай выглядит плохо даже по сравнению с Индией (3000 специалистов на 1 млн. жителей). Среднедушевой доход горожан составлял в КНР в 1996 4839 юаней (около 556 долл. США), сельских жителей - 1926 юаней (221 долл. США). Расточительность, демонстрируемая представителями только что народившегося в городах класса разбогатевших предпринимателей, равно как и некоторых фермеров из пригородных зон и владельцев различных частных предприятий как в городе, так и сельской местности, являет собой резкий контраст сохраняющемуся нищенскому существованию десятков миллионов крестьян внутренних районов Китая, в особенности в провинциях Гуйчжоу, Шаньси и Ганьсу. В начале 1990-х годов примерно 50-60 млн. сельских жителей находилось ниже черты бедности.