Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа
Актуальность выбранной для работы темы в настоящий момент объясняется тем, что принципы денежных теорий используются в проведении денежно-кредитной политики государства, что играет немаловажную роль в развитии мировой экономики.
Целью курсовой работы является анализ различных точек зрения на сущность, роль и функции денег, существующих в теориях денег. В соответствии с этой целью в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции денег, а также её организационную структуру; - выявить различия между теориями денег; - определить достоинства и недостатки существующих денежных теорий на современном этапе их развития;
Введение. Эволюция теорий денег
Металлическая и номиналистическая теории денег
Количественная теория денег
Взгляды К.Маркса на сущность и роль денег
Концепции современных экономистов, раскрывающие сущность денег
Теории инфляции
Теория избыточного спроса
теория чрезмерных издержек
монетаристская теория инфляции
теория инфляционной спирали
Применение теории денег и инфляции при проведении государственной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Заключение
До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно - промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).
Под действием вышеназванных
Переход к рыночному механизму хозяйства объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу.
Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обмену 50- и 100- рублевых купюр.
Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%.
Общей чертой всех гиперинфляций является колоссальное увеличение номинального предложения денег, возникающее из-за необходимости финансировать громадный бюджетный дефицит. Она порождает резкое падение реальной величины собранных налогов, что увеличивает бюджетный дефицит или требует нового сокращения государственных расходов только для сохранения прежнего уровня дефицита. Дело в том, что в начислении и в уплате налогов существуют запаздывания. В России, например, население уплачивает налоги за прошлый год в середине следующего года.
Такое влияние инфляции на реальную
стоимость налоговых поступлени
"эффектом Танзи-Оливера" - желая увеличить инфляционный налог, государство
увеличивает эмиссию денег, что приводит к ускорению темпов инфляции. Величина реальной денежной базы, которую население держит в наличии, становится все меньше по мере того, как оно пытается избежать инфляционного налога, а государство печатает деньги все быстрее, пытаясь покрыть свои расходы. Постоянный темп инфляции исчезает, и она вступает в режим самоускорения. Кредиторы более не хотят финансировать государственный дефицит, и государство приступает к печатанию денег. Денежная эмиссия в нашей стране выросла с 28 млрд. руб. в 1990 году до 89 млрд. в 1991 году и 1513 млрд. в 1992 году. В 1995 году она составила 45576 млрд. руб. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливало инфляционные процессы, вело к развалу денежно-кредитной системы.
Таким образом, действуют три канала непрерывного роста цен: печатание новых денег правительством (сеньораж); рост инфляционных ожиданий; уменьшение совокупного дохода.
Идеологи российской экономической реформы начала 90-х годов прошлого столетия официально провозгласили приверженность монетаризму, открытой рыночной экономике и действительно пытались использовать основные принципы этих моделей.
В частности, начали
создаваться отдельные
Однако российский монетаризм,
в отличие от западного,
носил жесткий директивно-
В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.
В России же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате монетизация ВВП сократилась с 73% в 1990 г. до 12% в 1995 г. Денежная масса не компенсировала роста цен. Это привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.
Экономический рост и
предложение денег связаны
гибким и многосторонним мехш
шзмом, но динамика роста
Проводимая финансово-экономическая
политика в России привела
к тому, что к концу 90-х годов
доля доходов в
Экономические реформы
в России начались с
Базовым постулатом модели является утверждение о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса. Валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором в зависимости от выбранной модели политики.
Игнорирование или незнание
этих принципов Правительством
РФ во главе с С.В. Кириенко
привело к резкой девальвации
национальной валюты по
Финансовый кризис в России, разразившийся в августе 1998г. показал, что ориентация в экономической политике только на использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики.
Подтвердил это положение и глобальный финансово-экономический кризис 2008г..
Кроме того, следует подчеркнуть,
что в странах с
В России же при
провозглашенных в начале
перестройки исключительно
Российские реформаторы
Антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов; сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.
Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к возникновению бартерных сделок.
Инфляция издержек выражается не в приросте уровня цен (как в рыночном хозяйстве), а в приросте доли квазиденежнык инструментов в структуре платежей в рамках реального сектора и, следовательно, в увеличении темпа роста их объема в экономике. Причем спросовая составляющая инфляционных процессов выступает своеобразным разрешением на включение в цену повышения затрат, т.е. перекладывание издержек с контрагентов на потребителей продукции. В частности, в Российской Федерации в налогообложении акцент сделан на косвенные налоги, их доля в налоговых поступлениях государственного бюджета около 70%. Но они непосредственно входят в структуру цены. Правительство решает поправить бюджетную ситуацию, не ухудшая условий кредита, без монетизации государственного долга, то есть через повышение ставок налога. Таким образом, российская практика налогообложения обусловливает рост цен и требует соответственного роста денежной массы.
В Российской Федерации в январе 2004г. основная ставка НДС была снижена на 2 % (с 20 до 18 %). При этом одновременно был отменен еще налог с продаж (5 %). Несмотря на предполагавшееся Правительством снижение розничных цен, последние не только не снизились, но и продолжили свой рост, подтвердив эффект храповика. Таким образом, достижению одной из основных целей – постоянному снижению уровня цен, сокращение косвенных налогов не помогло.
Монополии могут повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств. Цены обычно устанавливаются по принципу «фактические издержки производства + гарантированная прибыль». Цены удерживаются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным и потенциально возможным объемом выпуска, а также за счет барьеров проникновение в отрасль, прежде всего основанных на монопольном владении ресурсами. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на промежуточную и готовую продукцию за счет искусственного недопризводства. Распространяясь по всей экономике. Искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития. Это приводит к незаинтересованности в снижении издержек, затратному хозяйствованию.
Источником внешних
Уменьшать количество имеющихся в стране денег с целью заставить продавцов назначать цены ниже цен воспроизводства товаров - означает принуждать товаропроизводителей к суженному воспроизводству. Правда, при достаточном запасе накопленного капитала они могут, осуществив дополнительные затраты, перейти на прогрессивные технологии и сократить издержки производства. У российских товаропроизводителей после либерализации цен в январе 1992 г. таких накоплений не было, и капиталовложения в производство резко упали.