Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

свободные экономичес кие зоны моя3.DOC

— 336.50 Кб (Скачать)

     Оффшорный бизнес концентрируется, как правило,  в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

     Деятельность  ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

     Примерами  оффшорных центров являются,  прежде всего,  островные территории - Антильские,  Багамские, Бермудские, Виргинские,  Каймановы,  Барбадос,  Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра,  а также Гонконг,  Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

     Оффшорные зоны  дают использующим их хозяйственным  агентам следующие преимущества:  налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля,  возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о  сомнительных операциях,  связанных с наркобизнесом).  При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов  резидентов.  Дело  в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

     По  налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии,  Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог).  В таких зонах  обычно также  взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний,  сборы за предоставление банковских и  страховых  лицензий,  лицензий  на трастовую деятельность.

     Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического  оффшора.  Оффшорные  компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%.  Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой;  получать иностранные займы и кредиты без  специального  разрешения  властей,  регулирующих  операции  с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что  определенная доля счетов приходится на Венгерский банк.  Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями.  Принцип такого ограничения  простой  -  ориентировать оффшорные  льготы  на основные,  преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  наблюдениям специалистов, многие СЭЗ  прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные,  а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует,  что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%,  при наличии же их - на 20%.

     Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния, как в самих зонах,  так и на территории целой страны.

       К таким целям, как правило,  относятся: 

    • активизация внешнеторговой деятельности;
    • увеличение объемов экспорта;
    • создание дополнительных рабочих мест;
    • стимулирование промышленного производства;
    • привлечение  в  страну иностранных инвестиций;
    • подъем депрессивных территорий;
    • выравнивание межрегиональных различий. 

     Способы достижения этих целей  чаще всего  одинаковы  -  это налоговые и таможенные льготы,  различные преференции.

     Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических  зон позволяет заключить следующее:

     1. Мировая  практика  показывает,  что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и  регионов.  В  основном,  создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

     2. Территории,  наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ,  имеют, как правило,  приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,  производственной  и социальной инфраструктурой.  В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в  районах,  не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,  позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список литературы 

     
  1. Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  № 106-1 "О  создании зон          

              свободного предпринимательства".

  1. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г.  № 165-1 "О создании  зон

              свободного предпринимательства".

  1. Смородинская, Н.; Капустин, А. Свободные экономические зоны:

             Мировой  опыт и российские перспективы.- М.: Вопросы экономии

             ки,1994.

  1. Лемешко, М.Свободные зоны не свободны от кризиса. – М.: Деловые

           люди,1994.

  1. Галлиев, А.; Привалов, А. Что ж там встает на Востоке? - М.: Ком-

             мерсанть, 1998.

  1. Семенов, Г.  Развитие свободных и оффшорных зон.- М.: Российский 

              экономический  журнал, 1995.

  1. Васильев, Л. СЭЗ: мифы и действительность. – М.: Биржевые ведомо             

             сти, 2002.

  1. Смородинская, Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ

              политико-правовой  базы  и  возможных  перспектив. - М.: Информа

              ционно- аналитические материалы ЦБ РФ, 2000.

  1. Смородинская, Н.  Настоящее и будущее свободных зон. – М.: Эконо

              мика и жизнь, 2000.

 

     

     Приложение  А

           Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот

Виды 

 свободных зон

Размеры

(кв. км)

Наличие

таможенной границы

Базовые льготы

(1)

Основные

 регионы/страны  распространения

 
 
 Зоны  свободной торговли до 3-5 обязательно таможенные Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах
 
     Промышленно-производственные:
а) точечные до 1-2 отсутствует таможенные Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн
б) промпарки 0,1-0,5

  1-20

не обязательно таможенные ЮВА, Мексика
Торгово-производственные 1-4 обязательно таможенные США
Зоны  малого бизнеса 0,01-3      отсутствует      финансовые, налоговые Индия, Ближний  Восток, Аргентина, Франция
Технико-внедренческие (научно-производственные) 2-20 не обязательно      налоговые      НИС Юго-Восточной Азии
Оффшорные финансовые центры 0,05-0,1 отсутствует налоговые Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур
 
     Комплексные:
а) специальные экономические 
     16-330 обязательно таможенные, налоговые, финансовые      КНР
б) территории особого режима типа зоны "Манаус" 2 200 000 (льготируется до 10 000) обязательно для части зоны таможенные, налоговые, финансовые Бразилия ("Манаус"), Аргентина ("Огненная земля")
в) особые экономические зоны в пред. адм.-территор. образований (город, район) обязательно для  отд.  лок. зон, наход. на тер. особой зоны налоговые, таможенные, финансовые Россия (Калининградская обл., проекты для других территорий)

     (2)          

 

      (1) Административные льготы  являются  базовым для всех видов зон.

     (2) Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов     проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение  Б 

      Перечень  СЭЗ, созданных на территории Сибири и

      Дальнего  Востока за 1990-1999 гг.

      Название       Субъект РФ       ГГод создания       Основание       Текущий статус (тип)
“Находка”

“Туманган” 

“Даурия” 

“Сахалин”

“Красноярск”

“Алтай”

"Горный Алтай"

“Ева”

“Кузбасс”

“Кабардино-Балкария”

без названия  

без названия

Приморский  край

Приморский край

Читинская обл.

Сахалинская обл.

Красноярский край

Алтайский край

Республика Алтай  

Еврейская АО

Кемеровская обл.

Кабардино-Балкария

Республика Хакасия

Магаданская обл.

1990

1990 1991

1991

1991

1991

1991

 

1991

1991

1995  

1996  

1999

Постановление ВС РСФСР

в процессе создания

Постановление ВС РСФСР

Постановление ВС РСФСР

Постановление ВС РСФСР

Постановление ВС РСФСР

Постановление ВС РСФСР  

Постановление ВС РСФСР

Постановление ВС РСФСР

Указ Президента РФ  

Постановление ВС РСФСР  

Федеральный закон

комплексная

      -

фактически не работает

фактически не работает

фактически не работает

торгово-посредническая

ликвидирована  

фактически не работает

налоговый оазис

фактически не работает  

фактически не работает  

фактически не работает

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы