Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

свободные экономичес кие зоны моя3.DOC

— 336.50 Кб (Скачать)

    Определенную  специфику  в  СЭЗ могут иметь  также акты трудового и социального законодательства. 

     
    1. Характерные черты СЭЗ

    Общей характерной чертой различных видов  СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные,  финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим  в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

    К наиболее распространенным льготам  и привилегиям, действующим в  СЭЗ, относятся;

     1) полное освобождение от пошлин  и других сборов, ввозимых в  зону машин и оборудования, сырья  и компонентов для организации  производства;

     2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;

     3) предоставление льготных кредитов;

     4) аренда помещений, транспорта  по льготным тарифам;

     5) обеспечение для иностранных  инвесторов упрощенного порядка  вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

    Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты  трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты  взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

    Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

    Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ  свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрение  международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.) По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихся странах, что превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур, Турция. Однако в отличие от промышленно развитых в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важным условием для динамичного экономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала. 

    По  обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные  затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем  4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например иностранные вложении в четырех СЭЗ составили к концу 90-х гг. более 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счет  централизованных государственных средств. Конечно, столь крупные затраты  могут окупиться лишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период с высокой результативностью.  

    СЭЗ функционирующие в развивающихся  странах имеют ряд общих черт и моментов развития.

    Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром.

    Во-вторых, особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. В них прочно обосновываются ведущие ТНК.

    В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.

    В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии

    Заметная  роль СЭЗ в социально-экономическом  развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что развитие СЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставиться задачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и существенными последующими  усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

     При многочисленных примерах успешного  функционирования СЭЗ имеют место неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести:

     -политические;

     -экономические;

     -организационные.

     Политические  причины связаны с общей нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий.

     К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управления СЭЗ, наличие многочисленных  малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ спецзоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.

     К сожалению, к числу стран и  регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результата и эффекта  для народного хозяйства, но и  их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится Россия.

     К характерным чертам СЭЗ относятся:

     а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

  • внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или  доход,  стоимость имущества и т.д.),  отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт и др.), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как  в  прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов,  так и косвенно -  в  виде  установления низких  цен на  коммунальные  услуги,  снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административных,  упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

     В результате  применения  льгот  норма  прибыли  в  СЭЗ составляет 30-35%,  а иногда и больше:  например,  транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40%  прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки  окупаемости  капитальных  вложений (считается нормальным для СЭЗ,  когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

     б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом спектре;

     в) всесторонняя поддержка со стороны  центральной  государственной власти.

     Создание  СЭЗ  - действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов,  ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,  реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот,  устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ,  почти всегда не совпадают с тем,  что происходит в результате фактического развития.) 

2.   ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ

     2.1  Экспансия СЭЗ

     Первоначально СЭЗ считалась особая территория крупного морского порта, аэропорта или примыкающего к ним района, выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

     В таких зонах товары хранились  на складах неограниченный срок, расфасовывались, пересортировывались и перерабатывались, а затем поступали на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозились беспошлинно за границу.

     Использование подобных экономических зон позволяло поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины. Исторически   таким  зонам   предшествовало  создание  «свободных  портов»,  иными  словами,   территорий  беспошлинного  складирования  товаров  на   период  поиска  покупателей.  Первоначально  «свободные   порты»  создавались для развития местного  рынка, а  затем и  для содействия   расширению  международной   торговли.  Статус «свободных портов»  имели Генуя (с 1595 г),  Венеция (с 1661г),  Марсель (с 1669г),  а в России – Одесса (с 1817 г), Владивосток (с 1862 г) и  Батуми  (с 1878г).

       По  мере  монополизации  рынка  и   усиления  протекционистской  политики  государств    «свободные   порты»  стали  упраздняться,  а  на их  территориях и  в других торговых  центрах  начали  создаваться  свободные экономические  зоны,  где  все  большее  значение приобретала переработка товара.   Основателями  такого  типа   свободных  экономических зон были англичане  П. Халл  и С.  Хоув, а  также американец  С.  Бутлер,  которые пришли  к выводу,  что государственное  вмешательство  при  различного   рода  кризисных  ситуациях  не  в состоянии  предотвратить экономический   упадок   крупных  промышленных   центров.  По их  мнению,  не  спасали  положения  и  традиционные меры  экономического  и  политического воздействия  на хозяйственную деятельность этих территорий.               

     Предпринимателям,   желающим    заниматься   бизнесом в  районах,  находящихся  в  тяжелом  экономическом  положении,  предоставлялся  ряд  льгот   по  налогообложению,    менее  жестко  регламентировалась и  их деятельность. Кроме того,  бизнесмены могли  осуществлять здесь некоторые  операции,   которые  обычно   не  разрешаются нормативами   местного  законодательства   (например, в области банковских и страховых операций).   В пределах  таких зон,  скажем, банки  могли свободно  моделировать  с   любыми  валютами   и  поддерживать деловые  отношения  с  клиентами,  проживающими  вне зоны.  Следовательно, здесь не надо  было устанавливать контроль  над  валютным обменом, движением капиталов.

     В  течение  длительного времени  свободным экономическим  зонам  была  присуща  преимущественно  коммерческая деятельность.  В экономических   зонах   товары складировались  и  подвергались  лишь  тем  операциям, которые  были  направлены на  обеспечение доброкачественного  хранения  или  же  на улучшение  общего вида или  внешнего  оформления,  что позволяло  повысить их качество.  И только в начале 60-х  годов была  разрешена обработка товаров в свободных экономических  зонах. Обычно  при  этом осуществлялись  операции, так  или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.   

     Следовательно,  из  собирающих  центров  и  пунктов распределения  свободные  экономические зоны  все чаще становятся местом  обработки и  трансформации товаров. При  этом  действуют льготные  условия их  экспорта из упомянутых зон. 

     СЭЗ получили широкое распространение во многих  странах. В конце 90-х гг. мире функционировало от 2 до 2,5 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов в  2000 – 2010 г.г. через них будет проходить  более 30%  мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своей экспансии. 

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы