Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время деятельность СЭЗ "Находка" регламентируется следующими нормативными актами:
В числе льгот имеется льгота, предоставляемая разработчикам инфраструктуры по налогу на прибыль, который направляется в краевой бюджет. Пять лет с момента объявления первой прибыли он не платится вообще, последующие пять лет - уплачивается 50%, по истечении этого срока и до момента ликвидации - 75%. Участники проектов освобождаются также от уплаты налогов в пределах сумм, зачисляемых в территориальный дорожный фонд. Не облагается налогом прибыль, реинвестируемая в создание инженерной и социальной инфраструктуры на территории СЭЗ “Находка”. Снижена на 50% ставка налога на собственность для предприятий, занимающихся обработкой транзитных грузов.
Кроме этого, на территории комплексов, в соответствии с Законом, действует особый порядок согласования градостроительной документации и получения разрешения на строительные работы, который определяется местными властями. В Находке предусматривается право долгосрочной аренды земли на 70 лет.
Все нормативные документы, о которых говорилось выше, кроме налоговых льгот, определенных для инвесторов, предписывают структурам, работающим с иностранными инвесторами, решать все вопросы, связанные с бизнесом, по принципу “одного окна”. Это означает, что должны быть значительно упрощены такие бюрократические процедуры, как выдача лицензий, сертификатов, разрешений, регистрация в качестве участника СЭЗ или индустриального комплекса, регистрация договоров и т.д., а также должна быть оказана всяческая помощь в решении таможенных, финансовых и других вопросов.
Деятельность СЭЗ "Находка"
За годы существования зоны была проведена значительная работа по созданию инфраструктуры СЭЗ, что является хорошей предпосылкой для ее дальнейшего развития. Созданием инфраструктуры, а также, в целом обеспечением деятельности свободной зоны и реализацией ланов ее развития, занимается Административный комитет (АК) СЭЗ "Находка".
Доходная
база административного комитета СЭЗ
"Находка" в течение 1991-1997 гг. прежде
всего, формировалась за счет инвестиционных
налоговых кредитов (ИНК) из средств федерального
бюджета. За указанный период в рамках
соглашений АК СЭЗ было предоставлено
ИНК на сумму 464,5 млн. руб., в 1998 году таких
кредитов не предоставлялось. Всего до
1999 г. на реализацию приоритетных инфраструктурных
проектов АК СЭЗ "Находка" было израсходовано
около 547,7 млн. руб., при этом структура
затрат следующая:
Вид | Сумма, тыс. руб. |
энергообеспечение | 24 100 |
водоснабжение | 45 700 |
теплоснабжение | 7 300 |
развитие транспортной системы | 118 400 |
развитие связи | 14 900 |
деловая инфраструктура | 62 350 |
инфраструктура РКИК | 45 300 |
проектирование и строительство охранных систем и систем безопасности | 8 550 |
маркетинг, реклама, печать | 5 000 |
создание резервного, страхового и залогового фондов | 174 800 |
Исходя из этих цифр, можно отметить, что в целом на инфраструктуру были выделены меньшие по сравнению с мировой практикой средства (комплексное обустройство одного квадратного километра СЭЗ в различных странах обходится в сумму от 20 до 70 млн. долларов).
В результате в федеральный бюджет было возвращено 119,9 млн. руб. За пользование ИНК уплачены проценты в сумме 165,8 млн. руб. В настоящий момент административный комитет СЭЗ "Находка" имеет задолженность перед бюджетом 183,8 млн. руб., из которых 59,7 млн. - погашение кредита, а 124,1 млн. - проценты за его использование. К сумме долга приплюсованы штрафные санкции в размере 131,2 млн. руб. Было бы целесообразным с целью безусловного возвращения средств ИНК и начисленных процентов в федеральный бюджет и обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры СЭЗ "Находка" осуществить реструктуризацию задолженности АК СЭЗ перед федеральным бюджетом. Это является и одной из рекомендаций Счетной Палаты Правительству РФ. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности пересмотра размеров штрафных санкций, поскольку, согласно мировой практике, первые годы существования СЭЗ являются затратными.
На 1 апреля 1999 г. накопленный объем иностранных инвестиций с учетом поступлений прошлых лет составил 54 млн. дол. и 42 млн. рублей. Объем ранее накопленных иностранных инвестиций сократился на 3,7 млн. дол. за счет возвращения кредитов зарубежным партнерам. Прочих инвестиций (в основном это кредиты зарубежных организаций) поступило 6,5 млн. дол. Всего в Находке сосредоточены 31% всех иностранных инвестиции Приморского края.
Большая часть всех вложений концентрируется в сфере услуг (35% предприятий относятся сфере торговли и коммерции) и в рыбной промышленности, а также в лесной промышленности и строительстве. В сфере услуг наибольшие вложения приходятся на связь, транспорт (39% от общего объема), гостиничное хозяйство.
В целом, действующие на территории СЭЗ предприятия преимущественно работают в сферах торговли и коммерции, рыбопереработки, транспорта, судоремонта, деревообработки, металлообработки, строительства и легкой промышленности. На них занято около 3300 человек, что составляет 0,35% от общего числа занятых в экономике края. На 1 января 1999 года в СЭЗ “Находка” зарегистрировано 351 предприятия с 7 иностранными инвестициями фактически работает 241 предприятие. Из общего числа предприятий 40,7% составляют совместные предприятия, 48,1% - предприятия со 100% иностранным капиталом, а 11,2% - со 100% российским капиталом. Иностранными партнерами являются фирмы из Китая, США, Японии, Гонконга, Республики Корея и других стран. На предприятиях с участием иностранного капитала за 1998 год произведено продукции, выполнено работ, оказано услуг на сумму 453 млн. рублей, что составило 45% объема производства таких предприятий края. Наиболее весомый вклад вносят предприятия, входящие в пищевую отрасль (около 90% общего объема производства города Находка), основной частью которой является рыбопереработка (92,5% продукции пищевой промышленности). Торговлей (оптовой или розничной) занималась большая часть предприятий. Общий объем товарооборота превысил 190 млрд. руб., причем доля оптового товарооборота в нем составила 90%.
Товарная номенклатура экспорта СЭЗ “Находка” носит сырьевой характер. Из СЭЗ экспортируются рыба и морепродукты, минеральное топливо, химические продукты, древесина и изделия из нее, черные и цветные металлы. Основными странами-экспортерами являются Япония, Китай, Вьетнам, Гонконг, Республика Корея. Для экспорта СЭЗ “Находка” так же, как и для всего дальневосточного сырьевого экспорта, характерна тенденция к сокращению эффективности. При увеличении физических объемов поставок валютные поступления уменьшаются. Среди основных причин этого можно выделить рост внутренних затрат на производство экспортных товаров, увеличение транспортных расходов и неоправданную конкуренцию между отдельными экспортерами.
Товарная структура импорта СЭЗ включает продовольственные товары, минеральное топливо, химические продукты, древесину и изделия из нее, черные и цветные металлы, машины и оборудование. Основными странами–импортерами являются Япония, Китай, Республика Корея, США. Импорт СЭЗ, как и всего Дальнего Востока, имеет устойчивую тенденцию к росту с начала 90-х годов. В географическом распределении внешнеторговых операций прослеживается тенденция к расширению торговли со странами Северо-Восточной Азии, которые являются основными контрагентами как в экспортных, так и в импортных операциях. Большая часть товарооборота СЭЗ “Находка” приходится на страны Северо-Восточной Азии, в частности, на Китай, Японию и Южную Корею. Поэтому “Находка”, хотя и может считаться комплексной, фактически остается преимущественно торговой зоной.
Таким образом, можно сказать, что из заявленных при создании СЭЗ целей была в определенной мере выполнена только одна – развитие торговли. Иностранных инвестиций поступило меньше, чем планировалось, поскольку реально свободной экономической зоной "Находка" являлась очень непродолжительное время. Причиной этого являлась, в первую очередь, нестабильность законодательной базы. Предоставление освобождений по оплате таможенных пошлин в СЭЗ "Находка", что подтверждено проверкой Счетной Палаты РФ, осуществлялось в период с 5 августа 1992 года по 1 июля 1993 года. С введением в действие Закона РФ "О таможенном тарифе" все таможенные льготы были упразднены. Более того, по указанию ГТК России все суммы ранее предоставленных таможенных льгот с участников внешнеэкономической деятельности были взысканы и возвращены в бюджет. Необходимо отметить, что в период действия особого таможенного режима экспорт предприятий с иностранными инвестициями на территории СЭЗ резко увеличился - с 13,3 млн. дол. США в 1992 году до 98 млн. дол. в 1993 году. И также резко упал после отмены таможенных льгот до 18,9 млн.дол. в 1994 году.
Планы развития СЭЗ "Находка".
В числе крупнейших проектов СЭЗ с иностранными инвестициями были создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса. Однако, ни один из них до настоящего времени не реализован. В результате ухудшения экономических показателей в 1994 году даже рассматривался вариант отказа СЭЗ "Находка" от статуса свободной экономической зоны. Административный комитет выступил с предложением создать на ее территории четыре локальные зоны наподобие таможенных. В 1996 году статус индустриальных комплексов получили 9 территорий СЭЗ, однако ни одна из них не начала работать как индустриальный комплекс.
В настоящий момент, идея СЭЗ "Находка" трансформировалась из глобальной (территория всего города и половина ближайшего района) до реализации нескольких локальных проектов, в том числе и российско-корейского индустриального комплекса (РКИК), первые планы создания которого прозвучали еще в 1992 г. Планируемая под него площадь сократилась с 330 до 20 га. В нем предполагается создать около ста различных производств (в основном глубокая переработка российского сырья - леса, морепродуктов и пр.) примерно на 10 тыс. рабочих мест. Около 50% товаров и услуг должно идти на экспорт. К доработке в зоне своей продукции также выражает интерес Китай с целью получения российского сертификата происхождения, чтобы поставлять ее на рынки развитых стран.
Межправительственное соглашение по РКИК было подписано 28 мая 1999 г., во время визита в Москву президента Республики Корея Ким Де Чжуна, и в середине декабря того же года корейским парламентом ратифицировано. Но, несмотря на то, что РКИК является одним из принципиально важных инвестиционных проектов, осуществление которого могло бы послужить существенному укреплению политических позиций в регионе и способствовать поступлению капиталовложений целого ряда стран АТР, с российской стороны соглашение до сих пор не ратифицировано. Не устранены разногласия, в частности с Министерством по налогам и сборам и Минэкономразвития. К тому же за полтора года с момента подписания соглашения появились новые законы, в связи с чем, подписанный текст существенно расширяет трактовки (в первую очередь, налоговых и таможенных режимов). Подготовлен меморандум о толковании трех статей соглашения, который представлен корейской стороне для подписания. К настоящему времени подписано межправительственное "Соглашение о создании российско-корейского индустриального комплекса на территории СЭЗ "Находка", ведутся организационные и подготовительные работы.
Льготы
в этом комплексе будут
Однако
эти работы по подготовке территории
и инфраструктуры ведутся слишком медленно,
хотя надо отметить, что проводятся они
практически только по инициативе административного
комитета без прямого бюджетного финансирования.
Но основной проблемой является затягивание
ратификации соглашения с российской
стороны, а длительная неопределенность
с ратификацией может привести к денонсации
соглашения. Конкурентом российской СЭЗ
в данном вопросе является северокорейская
зона "Раджин", где инвесторам собираются
предоставить даже большие льготы. Эта
СЭЗ будет частью проекта совместной российско-китайско-корейской
СЭЗ "Туманган", который прорабатывается
в настоящее время на стыке границ трех
стран в устье реки Туманная.
Другие СЭЗ региона.
Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы