Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

свободные экономичес кие зоны моя3.DOC

— 336.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время деятельность СЭЗ "Находка" регламентируется следующими нормативными актами:

    • Указ президента России N 365 “О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне “Находка”;
    • Закон “Об индустриальных (промышленных) комплексах", который был принят Думой Приморского края в сентябре 1995 года.

      В числе льгот имеется льгота, предоставляемая  разработчикам инфраструктуры по налогу на прибыль, который направляется в краевой бюджет. Пять лет с момента объявления первой прибыли он не платится вообще, последующие пять лет - уплачивается 50%, по истечении этого срока и до момента ликвидации - 75%. Участники проектов освобождаются также от уплаты налогов в пределах сумм, зачисляемых в территориальный дорожный фонд. Не облагается налогом прибыль, реинвестируемая в создание инженерной и социальной инфраструктуры на территории СЭЗ “Находка”. Снижена на 50% ставка налога на собственность для предприятий, занимающихся обработкой транзитных грузов.

      Кроме этого, на территории комплексов, в  соответствии с Законом, действует особый порядок согласования градостроительной документации и получения разрешения на строительные работы, который определяется местными властями. В Находке предусматривается право долгосрочной аренды земли на 70 лет.

      Все нормативные документы, о которых  говорилось выше, кроме налоговых льгот, определенных для инвесторов, предписывают структурам, работающим с иностранными инвесторами, решать все вопросы, связанные с бизнесом, по принципу “одного окна”. Это означает, что должны быть значительно упрощены такие бюрократические процедуры, как выдача лицензий, сертификатов, разрешений, регистрация в качестве участника СЭЗ или индустриального комплекса, регистрация договоров и т.д., а также должна быть оказана всяческая помощь в решении таможенных, финансовых и других вопросов.

      Деятельность  СЭЗ "Находка"

      За  годы существования зоны была проведена  значительная работа по созданию инфраструктуры СЭЗ, что является хорошей предпосылкой для ее дальнейшего развития. Созданием инфраструктуры, а также, в целом обеспечением деятельности свободной зоны и реализацией ланов ее развития, занимается Административный комитет (АК) СЭЗ "Находка".

      Доходная  база административного комитета СЭЗ "Находка" в течение 1991-1997 гг. прежде всего, формировалась за счет инвестиционных налоговых кредитов (ИНК) из средств федерального бюджета. За указанный период в рамках соглашений АК СЭЗ было предоставлено ИНК на сумму 464,5 млн. руб., в 1998 году таких кредитов не предоставлялось. Всего до 1999 г. на реализацию приоритетных инфраструктурных проектов АК СЭЗ "Находка" было израсходовано около 547,7 млн. руб., при этом структура затрат следующая: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вид Сумма, тыс. руб.
энергообеспечение       24 100
водоснабжение       45 700
теплоснабжение        7 300
развитие  транспортной системы       118 400
развитие  связи        14 900
деловая инфраструктура       62 350
инфраструктура  РКИК       45 300
проектирование  и строительство охранных систем и систем безопасности       8 550
маркетинг, реклама, печать       5 000
создание  резервного, страхового и залогового фондов       174 800
 

      Исходя  из этих цифр, можно отметить, что  в целом на инфраструктуру были выделены меньшие по сравнению с мировой  практикой средства (комплексное обустройство одного квадратного километра СЭЗ в различных странах обходится в сумму от 20 до 70 млн. долларов).

      В результате в федеральный бюджет было возвращено 119,9 млн. руб. За пользование  ИНК уплачены проценты в сумме 165,8 млн. руб. В настоящий момент административный комитет СЭЗ "Находка" имеет задолженность перед бюджетом 183,8 млн. руб., из которых 59,7 млн. - погашение кредита, а 124,1 млн. - проценты за его использование. К сумме долга приплюсованы штрафные санкции в размере 131,2 млн. руб. Было бы целесообразным с целью безусловного возвращения средств ИНК и начисленных процентов в федеральный бюджет и обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры СЭЗ "Находка" осуществить реструктуризацию задолженности АК СЭЗ перед федеральным бюджетом. Это является и одной из рекомендаций Счетной Палаты Правительству РФ. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности пересмотра размеров штрафных санкций, поскольку, согласно мировой практике, первые годы существования СЭЗ являются затратными.

      На 1 апреля 1999 г. накопленный объем  иностранных инвестиций с учетом поступлений прошлых лет составил 54 млн. дол. и 42 млн. рублей. Объем ранее накопленных иностранных инвестиций сократился на 3,7 млн. дол. за счет возвращения кредитов зарубежным партнерам. Прочих инвестиций (в основном это кредиты зарубежных организаций) поступило 6,5 млн. дол. Всего в Находке сосредоточены 31% всех иностранных инвестиции Приморского края.

      Большая часть всех вложений концентрируется  в сфере услуг (35% предприятий относятся сфере торговли и коммерции) и в рыбной промышленности, а также в лесной промышленности и строительстве. В сфере услуг наибольшие вложения приходятся на связь, транспорт (39% от общего объема), гостиничное хозяйство.

      В целом, действующие на территории СЭЗ предприятия преимущественно работают в сферах торговли и коммерции, рыбопереработки, транспорта, судоремонта, деревообработки, металлообработки, строительства и легкой промышленности. На них занято около 3300 человек, что составляет 0,35% от общего числа занятых в экономике края. На 1 января 1999 года в СЭЗ “Находка” зарегистрировано 351 предприятия с 7 иностранными инвестициями фактически работает 241 предприятие. Из общего числа предприятий 40,7% составляют совместные предприятия, 48,1% - предприятия со 100% иностранным капиталом, а 11,2% - со 100% российским капиталом. Иностранными партнерами являются фирмы из Китая, США, Японии, Гонконга, Республики Корея и других стран. На предприятиях с участием иностранного капитала за 1998 год произведено продукции, выполнено работ, оказано услуг на сумму 453 млн. рублей, что составило 45% объема производства таких предприятий края. Наиболее весомый вклад вносят предприятия, входящие в пищевую отрасль (около 90% общего объема производства города Находка), основной частью которой является рыбопереработка (92,5% продукции пищевой промышленности). Торговлей (оптовой или розничной) занималась большая часть предприятий. Общий объем товарооборота превысил 190 млрд. руб., причем доля оптового товарооборота в нем составила 90%.

      Товарная  номенклатура экспорта СЭЗ “Находка”  носит сырьевой характер. Из СЭЗ экспортируются рыба и морепродукты, минеральное топливо, химические продукты, древесина и изделия из нее, черные и цветные металлы. Основными странами-экспортерами являются Япония, Китай, Вьетнам, Гонконг, Республика Корея. Для экспорта СЭЗ “Находка” так же, как и для всего дальневосточного сырьевого экспорта, характерна тенденция к сокращению эффективности. При увеличении физических объемов поставок валютные поступления уменьшаются. Среди основных причин этого можно выделить рост внутренних затрат на производство экспортных товаров, увеличение транспортных расходов и неоправданную конкуренцию между отдельными экспортерами.

      Товарная  структура импорта СЭЗ включает продовольственные товары, минеральное топливо, химические продукты, древесину и изделия из нее, черные и цветные металлы, машины и оборудование. Основными странами–импортерами являются Япония, Китай, Республика Корея, США. Импорт СЭЗ, как и всего Дальнего Востока, имеет устойчивую тенденцию к росту с начала 90-х годов. В географическом распределении внешнеторговых операций прослеживается тенденция к расширению торговли со странами Северо-Восточной Азии, которые являются основными контрагентами как в экспортных, так и в импортных операциях. Большая часть товарооборота СЭЗ “Находка” приходится на страны Северо-Восточной Азии, в частности, на Китай, Японию и Южную Корею. Поэтому “Находка”, хотя и может считаться комплексной, фактически остается преимущественно торговой зоной.

      Таким образом, можно сказать, что из заявленных при создании СЭЗ целей была в определенной мере выполнена только одна – развитие торговли. Иностранных инвестиций поступило меньше, чем планировалось, поскольку реально свободной экономической зоной "Находка" являлась очень непродолжительное время. Причиной этого являлась, в первую очередь, нестабильность законодательной базы. Предоставление освобождений по оплате таможенных пошлин в СЭЗ "Находка", что подтверждено проверкой Счетной Палаты РФ, осуществлялось в период с 5 августа 1992 года по 1 июля 1993 года. С введением в действие Закона РФ "О таможенном тарифе" все таможенные льготы были упразднены. Более того, по указанию ГТК России все суммы ранее предоставленных таможенных льгот с участников внешнеэкономической деятельности были взысканы и возвращены в бюджет. Необходимо отметить, что в период действия особого таможенного режима экспорт предприятий с иностранными инвестициями на территории СЭЗ резко увеличился - с 13,3 млн. дол. США в 1992 году до 98 млн. дол. в 1993 году. И также резко упал после отмены таможенных льгот до 18,9 млн.дол. в 1994 году.

        Планы развития  СЭЗ "Находка".

      В числе крупнейших проектов СЭЗ с  иностранными инвестициями были создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса. Однако, ни один из них до настоящего времени не реализован. В результате ухудшения экономических показателей в 1994 году даже рассматривался вариант отказа СЭЗ "Находка" от статуса свободной экономической зоны. Административный комитет выступил с предложением создать на ее территории четыре локальные зоны наподобие таможенных. В 1996 году статус индустриальных комплексов получили 9 территорий СЭЗ, однако ни одна из них не начала работать как индустриальный комплекс.

      В настоящий момент, идея СЭЗ "Находка" трансформировалась из глобальной (территория всего города и половина ближайшего района) до реализации нескольких локальных проектов, в том числе и российско-корейского индустриального комплекса (РКИК), первые планы создания которого прозвучали еще в 1992 г. Планируемая под него площадь сократилась с 330 до 20 га. В нем предполагается создать около ста различных производств (в основном глубокая переработка российского сырья - леса, морепродуктов и пр.) примерно на 10 тыс. рабочих мест. Около 50% товаров и услуг должно идти на экспорт. К доработке в зоне своей продукции также выражает интерес Китай с целью получения российского сертификата происхождения, чтобы поставлять ее на рынки развитых стран.

      Межправительственное  соглашение по РКИК было подписано 28 мая 1999 г., во время визита в Москву президента Республики Корея Ким Де Чжуна, и в середине декабря того же года корейским парламентом ратифицировано. Но, несмотря на то, что РКИК является одним из принципиально важных инвестиционных проектов, осуществление которого могло бы послужить существенному укреплению политических позиций в регионе и способствовать поступлению капиталовложений целого ряда стран АТР, с российской стороны соглашение до сих пор не ратифицировано. Не устранены разногласия, в частности с Министерством по налогам и сборам и Минэкономразвития. К тому же за полтора года с момента подписания соглашения появились новые законы, в связи с чем, подписанный текст существенно расширяет трактовки (в первую очередь, налоговых и таможенных режимов). Подготовлен меморандум о толковании трех статей соглашения, который представлен корейской стороне для подписания. К настоящему времени подписано межправительственное "Соглашение о создании российско-корейского индустриального комплекса на территории СЭЗ "Находка", ведутся организационные и подготовительные работы.

      Льготы  в этом комплексе будут предоставляться только резидентам РКИК, производящим не менее 50% экспортной продукции, что является достаточно обоснованным условием. Предполагается, что создание высокотехнологичных производств даст Находке уникальный шанс стать одним из региональных центров логистики, загрузить Транссибирскую магистраль, закрепить позиции российских компаний на рынке транспортных услуг дальневосточного побережья и составить конкуренцию существующим южным морским маршрутам и транспортным коридорам, которые альтернативны российским.

      Однако  эти работы по подготовке территории и инфраструктуры ведутся слишком медленно, хотя надо отметить, что проводятся они практически только по инициативе административного комитета без прямого бюджетного финансирования. Но основной проблемой является затягивание ратификации соглашения с российской стороны, а длительная неопределенность с ратификацией может привести к денонсации соглашения. Конкурентом российской СЭЗ в данном вопросе является северокорейская зона "Раджин", где инвесторам собираются предоставить даже большие льготы. Эта СЭЗ будет частью проекта совместной российско-китайско-корейской СЭЗ "Туманган", который прорабатывается в настоящее время на стыке границ трех стран в устье реки Туманная.  

      Другие  СЭЗ региона.

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы