Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
2.2 Организация первых СЭЗ
Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 году в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.
Успешным
вариантом свободной
В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.
В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 2000 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил более 3 млрд. долл. Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.
Произошло ускоренное развитие и научно-технических зон. Уже в 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. До 2010 г. в США планируется создать до 1500 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 16 млрд. долл.
В
Голландии и ФРГ в 1985 г. было
соответственно 45 и 50 технопарков, причем
планировалось образовать еще по 100 в каждой
стране. В 80-90-х годах в Японии в 14 районах
создано 18 технополисов на базе ведущих
научных подразделений. Крупнейший
технополис "Цикуба" обеспечивает
работой 145 тыс. человек. В Англии
имеется более 25 зон и технопарков,
за счет чего создано в общей сложности
18,4 тыс. рабочих мест.
2.3 Процесс развитие СЭЗ в России
В Советском Союзе, а затем в России идея создания свободных экономических зон стала находить свое воплощение еще в конце 80х годов. Положения о СЭЗ впервые были зафиксированы в соответствующем разделе закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР", введенном в действие в 1991 г. Они утратили силу после вступления нового Закона "Об иностранных инвестициях в Российской федерации" N 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. Возможность предоставления каких-либо налоговых или внешнеторговых льгот, однако, не была закреплена на постоянной основе ни в одном из соответствующих базовых федеральных законов ("Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О таможенном тарифе", Таможенном кодексе). В настоящее время существование СЭЗ никакими специальными федеральными законами не регламентируется. Таким образом, законодательная база формирования СЭЗ осуществлялась в 90-е годы на основе многочисленных президентских указов или постановлений Правительства РФ.
Почти десятилетний опыт работы большинства из 42 созданных СЭЗ так и не принес однозначных положительных результатов. Отсутствие ясной и четко сформулированной концепции развития СЭЗ, непоследовательность и политизированность при учреждении отдельных свободных зон на территории России в значительной мере дискредитировали идею их деятельности. Если поначалу СЭЗ рассматривались в идеале как канал интеграции в мировое хозяйство, то в процессе создания региональные руководители стали видеть в них способ обособления от федеральных властей при получении таможенных, налоговых, финансовых, других экономических и административных преференций.
Сложились две противоположные тенденции, каждая из которых попеременно выходила на первый план в политике развития СЭЗ. С одной стороны, идея СЭЗ активно используется региональными элитами как способ добиться у центрального правительства эксклюзивных льгот и привилегий для соответствующего субъекта федерации. Так в 1990-1991 гг. в России было официально создано 11 СЭЗ, в том числе на территории Сибири и Дальнего Востока несколько зон размером с целую область (в Читинской, Кемеровской областях, Алтайском крае, Еврейской АО). При этом административно-правовой статус созданных СЭЗ, специфика их хозяйственного режима были определены крайне нечетко.
С другой стороны, с течением времени на созданных СЭЗ отразилось общее изменение экономической политики в России в конце 1991-1992 гг., в том числе стремление федерального правительства взять под свой контроль процессы, происходящие в регионах.
Здесь надо отметить, что с началом крупномасштабной либерализации российской экономики, в том числе в сфере внешнеэкономических связей, функция зон как экспериментального полигона для отработки новых методов хозяйствования во многом утратила смысл. Все это время Министерство финансов и другие органы исполнительной власти, непосредственно отвечающие за поступление доходов в государственную казну, пытались противодействовать политике введения выборочных региональных льгот. Их усилия особенно активизировались по мере обострения бюджетного кризиса в 1997-1998 годах.
Ситуацию должен был во многом прояснить законопроект "О свободных экономических зонах", внесенный Правительством и группой депутатов, который, рассматривается в российском парламенте начиная, с 1997 г.
В середине 1997 г. проект был принят обеими палатами Федерального Собрания, однако Президент России наложил на него вето. Согласительные процедуры по законопроекту длятся до сих пор.
Попытка выработать на федеральном уровне стратегическую концепцию развития СЭЗ вновь оказалась неудачной. В таких условиях новые СЭЗ создавались в последние годы только на региональном уровне, за счет использования полномочий субъектов Федерации по регулированию ставок региональных и местных налогов.
Таким
образом, создание зон со специфическими
для каждого района условиями оказалось
больше инструментом региональной политики,
нежели преследовало заявляемые цели
экономического развития конкретных областей,
не имело достаточной законодательной
основы и, таким образом, не привело к существенному
улучшению отношения к ним со стороны
серьезных инвесторов. Поэтому большинство
из них существует в настоящее время либо
номинально, либо в качестве оффшорных
зон и не выполняет свою основную функцию
– привлечение иностранных инвестиций.
2.4 Свободные экономические зоны Сибири и Дальнего Востока.
При создании первых экономических зон предполагалось, что в первую очередь они возникнут на Дальнем Востоке и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала и экономическому подъему. Однако, в целом, за 90-е годы по большинству показателей восточные районы потеряли даже те позиции, которые имели до начала реформ. Доля восточных районов в общероссийских индикаторах снизилась почти по всем показателям, что является результатом более интенсивного сокращения в регионе практически всех видов экономической активности. Несмотря на существование на Дальнем Востоке мощного сырьевого комплекса и ориентации на внешнеэкономическое сотрудничество, действия региональных властей не смогли сдержать резкого падения там промышленного производства.
Создание свободных экономических зон предполагалось одним из способов перелома этой тенденции.
Всего на территории Сибири и Дальнего Востока зарегистрировано 12 зон с особым режимом хозяйствования, которые перечислены в Приложении 2.
Свободная экономическая зона “Находка”.
Основные характеристики.
Старейшей, наиболее известной и достигшей определенных успехов в своем развитии является находящаяся в Приморском крае СЭЗ “Находка”. Решение о ее создании принято в ноябре 1990 года. Она расположена на берегу Японского моря, в юго-восточной части Приморского края, на территории площадью в 4 579 кв. км с населением в 223 тыс. человек и включает портовый город Находку и Партизанский район.
Целями ее создания были провозглашены:
В качестве главных отличительных особенностей этой зоны можно выделить:
Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты г. Находки - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный порт приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн. т. Порт Восточный занимает по обороту второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. Предполагалось, что после реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год, а также будет сооружен угольный терминал и комплекс по переработке импортного зерна.
В
25 километрах от Находки расположен
аэродром "Золотая долина", который
имеет возможность осуществления грузовых
авиаперевозок в города России и СНГ. Однако
планы по его преобразованию в международный
аэропорт так и не были реализованы.
Правовые основы.
Как и в отношении других зон, развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и преференций для привлечения иностранных инвестиций. За годы существования законодательная база для осуществления ее деятельности претерпевала постоянные корректировки.
В качестве основных этапов изменения правовых условий функционирования СЭЗ "Находка" можно выделить (по нормативным документам):
Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы