Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

свободные экономичес кие зоны моя3.DOC

— 336.50 Кб (Скачать)

      Решение о создании СЭЗ "Сахалин" было принято в 1991 г. на основании Указа  Председателя и постановления Президиума Верховного Совета РСФСР. Однако до сих пор ситуация со статусом этой СЭЗ не определена. В июне 2001 г. в Москве состоялась встреча Президента России Владимира Путина с представителями законодательных органов власти субъектов Федерации, на которой председатель Сахалинской областной Думы Борис Третьяк только обозначил проблему прохождения в Правительстве РФ закона о создании на Сахалине свободной экономической зоны. Видимо вопрос стоит не столь остро, поскольку на сегодняшний день Сахалинская область является наиболее инвестируемой областью Дальневосточного экономического региона Иностранные инвестиции за годы реформ составили сумму, которая в 4-5 раз больше капитала, вложенного в экономику ближайших регионов - Камчатской области, Хабаровского края, Приморского края.

      На  основании тех же постановлений  были образованы СЭЗ "Даурия" (Читинская область) и СЭЗ "Ева" (Еврейская АО). Информации о каких либо успехах в реализации значительных инвестиционных проектов нет.

      В целом, несмотря на то, что по стране было зарегистрировано несколько десятков СЭЗ, роль действительно свободных экономических зон, как это понимается в мировой практике, выполняют очень немногие. Какого-либо успеха в своем развитии и привлечении прямых иностранных инвестиций достигли и того меньше.

      Основная, на наш взгляд, причина недостаточной  эффективности деятельности СЭЗ в России, а особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока в том, что их, как инструмент региональной экономической политики, пытались использовать для решения проблем социально-экономического развития депрессивных и отсталых территорий. А, как показывает мировой опыт, СЭЗ могут успешно функционировать только в том случае, если они обладают какими-либо конкурентными преимуществами. Поэтому при организации новой или модификации существующей СЭЗ необходимо руководствоваться не принципами решения за их счет местных проблем, а задачами развития наиболее сильных мест в экономике конкретной территории, уникальных преимуществ или создания каких-либо новых видов продуктов. Следовательно, в законе о СЭЗ должно быть четко прописано, что статус СЭЗ может получить не любая территория по собственному желанию, а только лишь удовлетворяющая определенным требованиям. В этом свете целесообразно также четко определять размеры льгот, предоставляемых иностранным инвесторам на основе экономического обоснования с учетом бизнес-планов и более избирательно относиться к выбору проектов. С целью повышения общеэкономической эффективности инвестиции должны концентрироваться в регионах и отраслях, способных дать наиболее каталитический эффект для экономики самих регионов и страны в целом.

      Рассматривая  Сибирь и Дальний Восток необходимо также помнить о свободных экономических зонах ближайших соседей, в первую очередь Китая, которые являются конкурентами отечественным СЭЗ в получении значительных объемов иностранных инвестиций. Таким образом, экономическая часть программы реализации каждой конкретной СЭЗ выходит на первый план.

      Имеют также немаловажное значение выбор  места и размеров СЭЗ. Одной из причин в основном неудовлетворительных результатов работы имеющихся СЭЗ было неудачное географическое положение и слишком большие размеры территорий. Требование ограничить размеры СЭЗ, а также их число диктуется также и тем, что для достижения наибольшей экономической эффективности иностранные инвестиции, объемы поступлений которых в Россию пока невелики, пойдут туда, где для этого созданы наиболее благоприятные условия, в том числе инфраструктурные. А качественную инфраструктуру можно создать, особенно учитывая реальные финансовые возможности российских регионов, только на довольно ограниченной территории. Причем иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону только после того, как там уже создана необходимая инфраструктура. Капиталовложения в такую инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ (комплексное обустройство одного квадратного километра СЭЗ в различных странах обходится в сумму от 20 до 70 млн. долларов). Следовательно, во-первых, для минимизации капиталовложений и большей эффективности затрачиваемых средств размеры СЭЗ должны быть довольно компактны и, во-вторых, максимально учитывать имеющуюся инфраструктуру. Для развития инфраструктуры за счет внутренних источников можно предоставлять льготы участника СЭЗ также и тем отечественным компаниям, которые принимают участие в создании этой инфраструктуры. Однако отбор таких участников и реализуемых ими проектов следует проводить на конкурсной основе. Представляется целесообразным поручать проведение подобных конкурсов соответствующим органам, подконтрольным полномочным представителями Президента, а не субъектам, для которых эти проекты предназначаются (хотя, безусловно, с их участием), тем самым, обеспечивая независимость экспертных оценок и отбора проектов.

      Координация взаимодействия таких органов с  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для обеспечения ускоренного решения самых существенных и масштабных задач в рамках СЭЗ будет находиться в компетенции полномочных представителей Президента в соответствии с их функциями.

      В целом существование имеющихся  в настоящее время СЭЗ является, по моему мнению, экономически целесообразным, за исключением, возможно, СЭЗ на Сахалине, поскольку там не предполагается развертывание крупного производства. Создание локальных СЭЗ, что предлагается некоторыми специалистами, тоже требует анализа. Возможно, было бы целесообразно предоставление Сахалину статуса особого экономического района по примеру Магаданской области. Для остальных СЭЗ в первую очередь должно быть проработано технико-экономическое обоснование дальнейшего развития в контексте общего плана повышения инвестиционной привлекательности Сибири и Дальнего Востока, в координации с существующими и планируемыми федеральными программами развития, а также с учетом их взаимодействия между собой. Должно быть тщательно разработано положение о статусе участника СЭЗ, при этом предпочтение следует отдавать проектам, в которых предусматривается производство продукции с достаточной степенью переработки, а также в особенности высокотехнологичной продукции. Для этого следует рассмотреть вопрос о совместной работе СЭЗ с существующими в регионе и в целом по стране технопарками или формирование новых технопарков (технико-внедренческих зон) в увязке с СЭЗ. Деятельность разного рода торговых и посреднических организаций должна осуществляться в минимально необходимом объеме с созданием для них конкурентных условий.

      Смысл свободных экономических зон должен сводиться к реализации конкурентных преимуществ областей или районов, а также в привлечении тех иностранных компаний, которые планируют осуществлять инвестиции в производство продукции, для которой в настоящее время нет отечественных возможностей (финансовых средств, технологий, управленческого опыта и т.п.) Таким образом, основное внимание следует уделять не предоставлению каких-либо исключительных налоговых и таможенных льгот (льготы должны быть едины для всех и согласованы с мировой практикой, особенно с учетом конкурирующих СЭЗ в соседних странах региона), а более четкой и упрощенной организации работы и развитию инфраструктурных условий для участников СЭЗ. Обеспечение развития и дальнейшего существования всех крупных и стратегически значимых проектов должно осуществляться на самых высоких уровнях власти в регионах, что позволило бы на примере СЭЗ отрабатывать и совершенствовать методы работы с иностранными инвесторами с учетом уровня их требований, что тем самым будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона в целом.

     3. ФОРМЫ СЭЗ 

     3.1  Требования по  размещению СЭЗ

     Исходя  из задач,  поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования и к  ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • развитый производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья,  цветных  металлов, лесных ресурсов и т.д.).

     Поэтому территории,  наиболее  благоприятные  для  размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами  и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами),  сложившимися промышленными,  научными  и  культурными центрами,  районами  концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

     В отдельных  случаях  создание  СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью,  производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

     Все свободные экономические зоны (беспошлинные  таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с  иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.    

        Кроме  того,  многие  страны,   создающие  СЭЗ, считают,  что они  будут способствовать  развитию  отсталых  в  экономическом  отношении  районов,  модернизации  технологий,   получению   новых  ноу-хау,  обучению  собственных специалистов  и рабочих  новым  методам труда,  а также  использованию собственных  сырьевых  ресурсов  для   производства  экспортной продукции.  

3.2  Принципы создания и функционирования свободных экономических зон

     Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования. Принцип — это основное положение, руководящее правило, выражающее закономерность, постоянное соотношение с чем-нибудь и определяющее тот или иной порядок использования.

     В то же время, учитывая специфику СЭЗ, принципы, определяющие особенность их функционирования, должны предусматривать учет и специфику рыночного механизма функционирования СЭЗ, ценовых возможностей этих секторов рынка, а также особых организационных и правовых финансово-экономических технологий, способствующих ускорению процессов обращения товаров и услуг для достижения прибыльности и эффективности как региона (территории) в целом, так и отдельных ее субъектов.

     При рассмотрении принципов создания и  функционирования СЭЗ следует, прежде всего, выделить общие принципы их регулирования. К ним относятся: принцип управленческого и предпринимательского риска; принцип конкурентных преимуществ, принцип равноправного партнерства, принцип рефлексивного поведения и ряд других.

     Принцип управленческого  и предпринимательского риска — один из основополагающих принципов регулирования рыночной экономики. Сущность этого принципа на территории свободных экономических зон заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают ее.

     Руководитель  должен уметь оценить ситуацию риска, проявить инициативу предпринимательской деятельности, быть готовым к ответственному решению на принятие конкретного риска. Без существования данного механизма экономическая ситуация обречена на выжидание, замедление управленческих решений и на сворачивание предпринимательской активности.

     Реализация  принципа управленческого и предпринимательского риска позволяет соединить силу предпринимательских качеств и инициатив с силой экономических механизмов СЭЗ и достигнуть наивысших результатов. Соблюдение этого принципа есть основное руководящее положение, предполагающее обеспечение единства предпринимательской и управленческой инициативы и личных интересов конкретной фирмы с интересами СЭЗ, дающее импульс эффективному развитию.

     Рассмотрение  механизма проявления управленческого риска лежит в границах действия закона спроса и предложения. Многообразие факторов, проявляющихся на рынке СЭЗ, усложняет задачу отслеживания и регулирования покупательских предпочтений и вынуждает предпринимателя искать инструменты и технологии, которые способствовали бы повышению эффективности деятельности фирмы. Ситуация риска и неопределенности всегда требует выбора из альтернатив, лежащих в границах максимального риска и возможного максимального успеха или неудачи либо выжидания или выбора наиболее мягкой ситуации, но тогда значительной потери в результатах и темпах развития.

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы