Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 5
1.1 Сущность СЭЗ 5
1.2 Характерные черты СЭЗ 9
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 14
2.1 Экспансия СЭЗ 14
2.2 Организация первых СЭЗ 17
2.3 Процесс развития СЭЗ в России 19
2.4 Свободно экономические зоны Сибири и Дальнего Востока 21
3.ФОРМЫ СЭЗ 37
3.1 Требования по размещению СЭЗ 37
3.2 Принципы создания и функционирования СЭЗ 39
3.3 Этапы создания СЭЗ 46
3.5 Классификация свободных (специальных) экономических зон 50
3.6 Организационно-функциональная структура СЭЗ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

свободные экономичес кие зоны моя3.DOC

— 336.50 Кб (Скачать)

     Организационное поведение фирмы в условиях риска и неопределенности должно быть направлено на рефлексивное осмысление процесса формирования, прежде всего, покупательских предпочтений и определение товарной и ценовой политики, обеспечив тем самым гибкость и маневренность жизни фирмы на рынке СЭЗ. При этом фирма должна уметь отслеживать внешние изменения рыночной среды СЭЗ; кроме этого, отслеживать причины успеха и поражения компании на конкретном рынке, погружаясь в различные информационные потоки, которые требуют разнозначимого толкования.

     Неустойчивость  спроса и цен на готовую продукцию, сырье и энергию, не всегда имеющуюся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, определяют степень предпринимательского риска, а, следовательно, уровень маневренности, поведения фирмы на рынке. Механизм реализации данного принципа сталкивается не только с поиском организационно-технологических схем продвижения товаров и услуг в СЭЗ, но и отслеживанием финансового механизма сопровождения сделок на рынке, что создает свой аспект риска — в виде финансового риска. Выбор соответствующих финансовых условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами может уменьшить этот риск.

     Финансовый  риск лежит в границах предпринимательского риска и, тем не менее, имеет самостоятельное значение для раскрытия механизма реализации рассматриваемого принципа.

     Кроме этого следует заметить также, что  умение управлять ситуацией риска и неопределенности зависит во многом от профессионализма руководства и умения нормировать адекватные экономические потери и прибыльность посредством грамотного прогнозирования всех ситуаций внешней и внутренней среды фирмы, проявляющей свою рыночную активность в СЭЗ.

     Принцип конкурентных преимуществ — применительно к СЭЗ означает создание таких предпочтений активизации предпринимательской активности на территориях, СЭЗ которые обладают безусловными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Это связано, как показано выше, с ситуацией активного привлечения инвесторов и предпринимателей в СЭЗ.

     Как правило, данный принцип означает сочетание механизма правового и таможенного регулирования с льготной налоговой политикой СЭЗ, удачного согласования размещения СЭЗ, преимуществ поведения иностранных инвесторов и т.д.

     Принцип конкурентных преимуществ лежит  и основе формирования деятельности всех органов управления СЭЗ и механизма реализации исполнения решений. Его применение позволяет на базе единого механизма обеспечить управляющее воздействие на приток капиталов и технологии в СЭЗ. Это в свою очередь дает импульс к ее развитию в соответствии с целями и ценностными ориентациями СЭЗ.

     Одним из наиболее важных проявлений данного  принципа является ориентация большинства зон на широкое привлечение иностранных инвестиций, создающих импульс развитию территории.

     Данный  принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и ее позиционировании на рынке, то есть другими словами, наличие данного принципа создает ситуацию активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение, выиграть “бой” в конкурентном соперничестве, свободного входа и выхода для новых и работающих фирм в конкурентных сферах — вот основной спектр форм проявления данного принципа.

     Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса. Однако в практике имеется немало случаев нарушения данного принципа, что, как правило, завершается конфликтом либо системой жестких конфликтов, вплоть до разрушения отношений между партнерами в бизнесе. Результаты несоблюдения данного принципа могут быть столь велики, что вызывают зачастую лавинообразную цепь негативных последствий, резко отражающихся на имидже фирмы.

     Поэтому данный принцип должен быть одним  из наиболее ценностных принципов, которого должна придерживаться предпринимательская  среда СЭЗ.

     И, наконец, определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ  принцип рефлексивного поведения. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.п.

     Данный  принцип — это высокотехнологичная  система самооценки поведения с контролированием элементов развития каждой ситуации, позволяющая установить и оценить правильность ходов, которые были другим еще не видны. При больших объемах бизнеса часть достаточно важных моментов может упускаться и не контролироваться в должной степени, что и приводит к ошибкам поведения на рынке.

     В связи с этим данный принцип позволяет  своевременно корректировать ситуацию и оценивать уровень собственных предпринимательских идей.

     Принцип информационной достаточности также является общим принципом создания и функционирования СЭЗ. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленных фирмой и зоной в целом.

     Особенно  высоко значение данного принципа при установлении статуса СЭЗ и правовых норм регулирования, налоговых льгот, инвестиционных механизмов и т.п.

     Принцип информационной достаточности позволяет  регулировать степень вовлеченности экономики СЭЗ в мирохозяйственные связи, уровень развития ее потенциала, прогнозировать интенсивность привлечения иностранного капитала в СЭЗ, регулировать инвестиционную среду. Не менее значимо использование данного принципа в регулировании стратегического, концептуального поведения фирмы в СЭЗ. Он выполняет функцию осуществления необходимых правил определения, позиционирования фирмы во внешней среде, оценки покупательских предпочтений, интересов, конкурентных преимуществ и т.п. Характерными чертами данного принципа являются информационная комфортность познания и использование конкурентных преимуществ, решение возникающих проблем системного и комплексного анализа оценки и прогнозирования, как собственного поведения, так и корпоративного или территориального.

     Правильное  использование данного принципа позволяет фирме конкретизировать свою позицию на рынке, делать ее более стабильной и управляемой, выделить главные стратегические направления, требующие особого внимания и изучения. Многие фирмы идут на создание специализированных аналитико-информационных центров, снимающих те затруднения, с которыми сталкивается предприниматель на рынке.

     Принцип согласования по целям — взаимосвязан с ранее рассмотренными принципами и важен как на этапе создания, так и на стадии функционирования СЭЗ. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих ее стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и ее организационно-правовых норм. Но он также определяет концептуальные стратегические цели развития СЭЗ, реструктуризацию отраслей СЭЗ, согласование целей нормативного обеспечения их работы.

     В то же время, данный принцип предусматривает согласование по целям и уточнение целевых функций поведения на рынке СЭЗ отдельных ее институтов.

     Стратегическое, концептуальное поведение фирмы в условиях риска и неопределенности должно придерживаться строго движения в направлении конкретных предпочтительных целей. Знание внешней среды и мотивация внутренней среды создает для СЭЗ ее предпосылки по уточнению данного направления.

     Принцип соответствия структуры  управления СЭЗ уровню развития рыночных отношений и предпринимательской активности. Этот принцип вытекает из характера регионального управления. Он тесно связан с гармонизацией внутренней организационной структуры управления СЭЗ, целью которой является гибкость и динамичность развития всех экономических субъектов СЭЗ и их адекватное реагирование на рыночные изменения. Данное соответствие, возможно достигнуть лишь при условии понимания и знания ресурсных возможностей СЭЗ, подтверждении и уточнении выбранного варианта развития с точки зрения предпочтительности целей и направлений движения.

     Выпадение из рассмотрения одной из этих позиций  приведет к тому, что структура  управления и уровень развития рыночных отношений и предпринимательской активности в СЭЗ будут опираться на неполные и недостоверные посылки, в результате чего возможны неадекватные взаимоотношения между ними, так как либо система управления СЭЗ, либо предпринимательская среда будут выступать преградой, тормозящей выполнение миссии СЭЗ. Как правило, такая ситуация разрушает экономические интересы зоны, и она своих функций выполнить уже не может.

     Принцип прибыльности и эффективности является также основополагающим принципом управления. Для СЭЗ этот принцип реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

     Этот  принцип является основным мотивационным положением развития предпринимательской инвестиционной активности СЭЗ и зависит от уровня проработанности правовых и финансово-экономических механизмов, действующих в СЭЗ. 

     3.3 Этапы создания СЭЗ

     Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет  констатировать, что в наиболее общем  виде весь проект создания СЭЗ может  быть разделен на четыре основные стадии:

     1. прединвестиционный период;

     2. инвестиционный период;

     3. период функционирования зоны: операционный период

     4. период развития.

     Прединвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны. Существенным для данного этапа станет подробный анализ специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании собранной, на этом этапе информации и будет вероятнее всего приниматься общее решение по конкретной СЭЗ.

     Второй этап прединвестиционного периода предполагает уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Желательно на этом этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых на развитие территории. Для этого этапа необходима опережающая переговорный процесс кропотливая работа по территориальному географо-экономическому анализу; определению условий рациональной организации хозяйства; определению концепции и статуса зон с учетом базовых интересов страны и действующих отечественных предприятий. Именно разработка и согласование программ и технико-экономических обоснований строительства объектов, вариантная оценка решений могут создать предпосылки для оптимального формирования территориально-экономических границ зон, исключения ведомственного и регионального эгоизма и диктата транснациональных монополий.

     Активизация внешнеэкономической деятельности, широкое использование ее в качестве фактора интенсификации производства, демонополизации и приватизации предполагают равноправие условий совместного предпринимательства и привлечения иностранного капитала, защиты социальных интересов трудящихся. Именно эти задачи должны решаться на начальной стадии формирования зон, для того чтобы обеспечить, в первую очередь, активное развитие рыночной инфраструктуры (банки, связь, транспорт), малых и средних предприятий с короткими сроками их сооружения и ввода, с высокой и быстрой отдачей. Очевидно, что определенные приоритеты в использовании прибыли от деятельности в таких зонах должны иметь регионы, предоставляющие территории и ресурсы.

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы