Социальная защита населения: генезис и эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита – это гарантии помощи, предоставляемые государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность социальной защиты и её виды…………………………....5
1.1Распределение и перераспределение доходов……………………………..11
1.2Экономические функции государства в смешанной экономике………….12
Глава 2 Социальная защита в РК………………………………………………18
2.1 Основные социальные проблемы в РК……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

вввв.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Понятие  «социальная защита населения» отражает многообразие человека и общества, с помощью которых осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие  и использование их способностей. Сегодня цель социальной защиты населения это избавление значительной части населения от условий жизни, в которых среднедушевой совокупный доход семьи ниже уровня удовлетворения элементарных физических и материальных потребностей.  Необходимость предотвращения того, что снижается уровень жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Таким образом система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан , нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых человек мог бы и хотел зарабатывать. Изменение в социальной политике государства в условиях, когда бюджетные ограничения очень велики, могут быть успешными только лишь при условии введения новых механизмов функционирования социального сектора и их совершенствования, перед государствами стоит необходимость постоянно модернизировать систему социальной защиты. 

Одним из важнейших вопросов является вопрос о способах финансирования.   Оно  может быть осуществлено двумя способами:  за счет общих налоговых поступлений, за счет целевые налоги  тоесть  социальные взносы на социальное страхование. Расширение системы социальной защиты осуществляется в трех направлениях: расширение социальной сферы, расширение состава социально защищенных групп, увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения. В зависимости от избранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально ориентированной модели. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования: осуществляется частными компаниями (добровольное), осуществляется государством (принудительное). Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Сходства между социальной помощью и общественным страхованием: предполагают перераспределение доходов, связаны со сложившимися в обществе представлениями о справедливости, имеют поля пересечения. Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход: помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере, помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность, размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя,  величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригодным если речь идет о возмещении утраченного заработка, так как размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.  Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система  социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако, если значительная часть системы социального обеспечения  построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов. В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода. Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода. Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума. Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два: социальные гарантии должна обеспечивать минимально-достаточный уровень жизни, социальные пособия не только не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения. Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий. Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.  Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей. Сегодня приходится констатировать, что государство не может обеспечить не только достойную старость, но и нормальную жизнь активного населения: гарантировать своевременную выплату зарплаты военным, врачам, учителям, обеспечить безопасность граждан, предоставить элементарные коммунальные и бытовые услуги.  На разных этапах реформ в качестве основных направлений социальной защиты населения нашим государством последовательно выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид, чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов.  [4] 

1.1 

Рыночная  система приносит очень крупные  доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и  благоприобретенного образования  и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической проблемой. Одна из древнейших проблем человечества – неравенство благосостояния, поэтому экономическая наука занимается изучением неравенства и его негативные последствия. Решением этой проблемы являются распределение и перераспределение доходов.

Распределение доходов становится более справедливым и равномерным по мере того как  развивается общее благосостояние отдельной страны. К примеру, Швейцария имеет самый высокий доход на душу населения в мире, она является самой эгалитарной, тоесть общество имеет равные возможности по управлению и доступу к материальным благам. Уровень дохода на душу населения, влияет на распределение доходов общества больше чем социальная система, которая существует в стране. Перераспределение доходов это изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, которые больше нуждаются в них. Перераспределение доходов имеет место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе семей путем общего дохода, распределения дохода семьи между её членами. Распределение и перераспределение доходов позволяет решать такие проблемы как неравенство доходов и богатства. Неравенство доходов и богатства может достичь огромных масштабов и создавать угрозу для экономической стабильности в стране. Одним из методов решения этих проблем  является метод, который оценивает масштаб неравенства, как различие доходов, этот метод назван в честь его создателя – «метод построения кривой Лоренца».  Кривая показывает различие доходов страны между семьями от абсолютного неравенства , для построения кривой  требуются данные о том, какая часть семей получила долю общего дохода страны. Доля семей расположена на  оси абсцисс, доля дохода на оси ординат. Кривую Лоренца используют для того чтобы сравнивать распределение доходов а различные периоды времени в различных странах.  [1] 

1.2 

Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период  формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках  господствовавшая тогда экономическая  доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. [3]

Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Он выступает  как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.  К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику. Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. [4]

Экономических функций государства в смешанной  экономике много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства  осуществляется в таких широких  масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, защита конкуренции. Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства: перераспределение дохода и богатства, корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта, стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный. [5]

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов — все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. [3]

Информация о работе Социальная защита населения: генезис и эволюция