Социальная защита населения: генезис и эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита – это гарантии помощи, предоставляемые государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность социальной защиты и её виды…………………………....5
1.1Распределение и перераспределение доходов……………………………..11
1.2Экономические функции государства в смешанной экономике………….12
Глава 2 Социальная защита в РК………………………………………………18
2.1 Основные социальные проблемы в РК……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

вввв.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Согласно  первому Закону РК «О занятости населения» были установлены дифференцированные пособия безработным в зависимости от их предыдущего трудового стажа, наличия иждивенцев, длительности перерывов в работе и других факторов. Более высокий уровень социальной поддержки гарантировался работникам, уволенным по сокращению штатов или в случае ликвидации предприятий. Предусмотрена была также выплата стипендий безработным в период обучения  их профессии.  В соответствии с законом РК  от 5 апреля 1999г «О внесении изменений в Закон РК «О занятости населения» гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице отменено.  Вместо него предусматривается оказание адресной помощи за счёт средств местного бюджета, осуществлять которую будут районные отделы труда, занятости и социальной помощи. Некоторое развитие в 1998 г получила в Казахстане программа микрокредитования (выделение безработным и малоимущим микрокредитов в размере, эквивалентном 400 долларам.США), которую можно  рассматривать в контексте создания новых сфер занятости и социальной помощи. Однако в 2000 г в связи с недостаточностью финансовых средств эта программа была свёрнута. Таким образом, переход к активной политике занятости означал по сути секвестирование пособие по безработице, в то время как реальных шагов по трудоустройству и переобучению кадров предпринято не было. В «Концепции социальной защиты населения РК», одобренной Постановлением правительства от 27 июня 2001г где выделен специальный раздел, посвященный социальной защите в случае потери работы, в котором предусмотрено внедрение её двухуровневой структуры: социальная защита безработных граждан путём содействия в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, предоставлении оплачиваемых общественных работ за счёт местных бюджетов. Второй уровень: предоставленные работникам формального сектора выплат из системы социального страхования в течении определенного периода времени. Право граждан на получение выплат из системы социального страхования будет возникать в случае, если гражданин в установленном законодательством порядке признан безработным и занят активным поиском работы, а также при наличии определенного вклада в систему. Размер выплаты будет зависеть от уровня заработной платы и продолжительности страховых отчислений. Будет применена система дисквалификации различной степени за отдельные правонарушения, что может отсрочить, уменьшить либо отменить выплату, например за отказ от подходящей работы, если она соответствует специальности и квалификации, увольнение по собственному желанию и т.д. Внедрение системы обязательного страхования позволит значительно улучшить и расширить систему обеспечения безработных, а ограниченность периода выплаты пособия будет стимулировать активный поиск работы. [7] 
 

Медицинское страхование

Гарантии  получения необходимых медицинских услуг в большинстве стран мира реализуются на основе медицинского страхования. Оно является важным составным звеном системы социальной защиты населения, и его роль в человеческом развитии, социально-экономических процессах воспроизводства важнейшего фактора общественного производства - человеческого капитала достаточно весома. Эта роль базируется на важных принципиальных особенностях функционирования системы медицинского страхования: общественной солидарности формирования, децентрализация действия, обязательной форме организации, что обеспечивает гарантии предоставления всем гражданам необходимой медицинской помощи. Действие медицинского страхования порождает рынок медицинских услуг, где у производителей этих услуг возникает прямая заинтересованность в количестве и качестве своего труда, который имеет реальную оценку. Кроме того у пациентов, как потребителей медицинской помощи появляется право выбора лечебно-профилактического учреждения и конкретного врача. Это сопровождается защитой интересов пациентов со стороны страховщика, который может дать экспертную оценку качества и объема оказанных медицинских услуг, выдвинуть претензии к результатам лечения, а при необходимости – применить экономические санкции к лечебному учреждению или частнопрактикующему врачу. Страховая медицина в Казахстане начала развиваться с 1995г когда был принят закон и образован Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Средства Фонда составляли трехпроцентные отчисления от заработной платы предприятий и организаций на работающее население и бюджетные средства на студентов, пенсионеров, школьников и безработных.

В базовую  программу обязательного медицинского страхования входил перечень страховых  случаев, в случае которых за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещались расходы  по указанию услуг со стороны медицинских организаций. Этой программой предусматривалось также необходимое лекарственное обеспечение и льготы по лекарствам отдельным категориям населения согласно действующему законодательству. Помимо базовой программы обеспечивался гарантированный объем медицинской помощи, финансируемый через органы здравоохранения из государственного бюджета. В системе обязательного медицинского страхования предусматривался контроль качества медицинской помощи, цель которого – обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи в объемах, качестве и условиях, гарантированных базовой программой обязательного медицинского страхования и действующими стандартами медицинской помощи. На практике из-за крупных финансовых нарушений руководства и других причин функционирование ФОМСа вызвало много нареканий. В  значительной мере деятельность его парализовалась несвоевременным перечислением средств, особенно бюджетных, на лечение неработающего населения. В свою очередь, Фонд несвоевременно и в неполном объеме перечислял средства в лечебные учреждения. Тем самым нарушались права застрахованного населения. С 1999г на базе Фонда обязательного медицинского страхования создан Центр по оплате  медицинских услуг. Реорганизация ФОМСа в Центр не улучшила финансирование лечебных учреждений. Центр по оплате медицинских услуг с его подразделениями на местах, большой численностью работников являлся лишним промежуточным звеном. В связи с этим функции распределения фонда оплаты медицинских услуг из соответствующего центра (ЦОМУ) передали в местные органы управления здравоохранения (облздравм), что повысило контроль и гибкость регулирования бесплатного оказания медицинских услуг в зависимости от бюджетных поступлений. В создавшихся финансовых условиях большей части больнично-поликлинических учреждений, начиная с 1999г был присвоен статус казенных предприятий, предполагающий режим самофинансирования за счет расширения платности оказываемых услуг. Переход к платным формам медицинского обслуживания резко ухудшил социальную защищенность населения, особенно его малообеспеченных слоев. Мировой опыт свидетельствует о том, что чем беднее становится та или иная страна, тем меньше ее возможности по содержанию медицины и, соответственно, выше доля частных расходов в совокупном объеме затрат на здравоохранение. Проведенные международные сопоставления говорят о наличии тесной корреляции между уровнем экономического развития страны и мерой государственных обязательств в отношении предоставления населению бесплатной медицинской помощи.  [7] 

Социальная помощь в форме пособий

С 1 января 1999 года в соответствии с Законом  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» лица, ранее имевшие право  на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, по возрасту (не имеющие необходимого стажа), по инвалидности (инвалиды I, II,III группы, инвалиды детства), переведены в систему государственных пособий, они стали получать не пенсии, а государственные пособия. Системой социальной защиты в Республике Казахстан регламентирована защита малообеспеченных семей с детьми. Семейные пособия назначаются при условии, если совокупный доход на члена семьи меньше 2-х кратной величины расчетного показателя. Размер семейных (детских) пособий весьма скромный. Однако и эти пособия уже в течение нескольких лет из-за финансовой недостаточности местных бюджетов невозможно получить или они выдаютя с большим опозданием, что ставит малообеспеченные семьие в очень трудное положение. Следует добавить, что ранее выплачиваемое государственное ежемесячное пособие одиноким матерям с детьми, а также временное ежемесяное пособие на несовершеннолетних детей в случае невозможности взыскания алиментов с их родителей в 1997 году отменены. Кардинальную метаморфозу в конце 90-х годов претерпело собственно социальное страхование. Ранее пособия по временной нетрудоспособности выплачивались за счет отчислений работодателейв Фонд социального страхования (1,5% от фонда заработной платы), как правило, в размере 100% средней заработной платы. Полностью оплачиваемые дородовые и послеродовые отпуска составляли 4 месяца. Кроме этого, по желанию женщины ей предоставлялся до года ребенка частично оплачиваемый отпуск. С 1999 года практика отчислений 1,5% от фонда заработной платы в фонд социального страхования прекращена. Работодатели сами должны оплачивать больничные. Это на практике часто не соблюдается, то есть больные люди и беременные женщины остаются без материального обеспечения. Для повышения социальной защищенности работников при потере трудоспособности и решения проблемы социального страхования разработана «Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан».  Реформирование системы социальной защиты пи потере трудоспособности и потере кормильца предусматривает внедрение следующей структуры. Первый уровень – предоставление гражданам за свет бюджета равных пособий (в зависимости от видов социальных рисков). Второй уровень – дополнительные выплаты из системы обязательного социального страхования работникам формального сектора до наступления пенсионного возраста или прекращения обстоятельств, послуживших основанием для страховых выплат. Размер выплаты из системы социального страхования будет рассчитываться исходя из коэффициента замещения к средней заработной плате за определенный промежуток времени, продолжительностьи отчислений и в зависимости от степени утраты трудоспособности или количества иждивенцев. В случае потери трудоспособности или потери кормильца в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении трудовых обязанностей предусматривается дополнительная социальная защита в виде выплат из страховой организаци (третий уровень). Финансирование системы социального страхования будет осуществляться за счет снижения ставки соуиального налога на 3% и введения обязательных страховых отчислений в размере 3% от доходов работника. При этом плательщиками отчислений на первом этапе будут являться работодатели. Персонификация отчислений на социальное страхование повысит мотивацию работника, профсоюзов и объединений работников контролировать процесс перечисления средств. Внедрение персонифицированного учета отчислений на сооциальное страхование является одним из важнейших условий реформирования системы социальной защиты.

Принципиально новым стало положение о страховании  ответственности работодателя, что будет способствовать соблюдению техники безопасности на своих предприятиях и материально отвечать за вред, причиненный работнику вследствие производственной травмы или профзаболевания. Схема такова: работодатель будет обязан заключать договор со страховой компанией для страхования своей ответственности, ежемесячно отчислять компании определенную сумму, а последняя, в свою очередь, возьмет обязательства обеспечивать до конца жизни работника, потерявшего работоспособность из-за производственной травмы. Наличие большого числа льгот обусловило чрезмерную, не соответствующую уровню развития экономики, нагрузку на бюджет, и более 75% социальных трансферов числилось только на бумаге. Социальные выплаты, льготы, пособия и дотации на начало 1999 года в РК получали десятки различных категорий населения, а их перечень включал в себя более 140 наименований. Это следствие того, что разветвленная система выплат и льгот, слодившаяся в рамках СССР, за годы суверенитета Казахстана была дополнена новыми категориальными льготами. В 1999 году был значительно сокращен объем льготного социального обеспечения и социальной помощи. При этом многочисленные льготы участникам войны и некоторым другим слоям населения были заменены единым государственным денежным пособием, которое в неполной мере компенсирует оплату ранее бесплатных льгот. В связи с вводом в действие Закона РК  «О государственной адресной помощи» представляется необходимым сохранить категориальный принцип выделения социальных льгот только там, где это действительно нужно ( инвалиды войны и I группы, медицинское обслуживание при некоторых заболеваниях и т.д). Во всех остальных случаях должен доминировать адресный принцип предоставления льгот тем, кто на самом деле нуждается в социальной помощи, что при прочих равных условиях разрешит повысить средний размер выделяемых социальных пособий. С углублением рыночных отношений в нашей стране происходит повсеместный отказ приватизированных предприятий от выполняемых ими ранее социальных функций, перестала ощущаться роль трудовых коллективов, что резко снизило социальную защищенность населения и отрицательно сказалось на уровне человеческого развития.  [7] 

Пенсионное  обеспечение

Пенсионное  обеспечение, являясь частью системы  социальной защиты, придает чувство безопасности как тем, кто получает пособие, так и тем, кто знает, что будет его получать. Размеры пенсии зависят от уровня социально-экономического развития той или иной страны, политического режима и законодательства. В 2000 г средний размер назначенной пенсии по возрасту в республике был 4462 тенге, а размер пособия по возрасту- 2175. При этом прожиточный минимум равнялся 4007 тенге. На 2002 г минимальный размер пенсии установлен на уровне 4000 тенге. Вследствие этого, с выходом на пенсию люди живут по более низким жизненным стандартам, чем они хотели бы. Начиная с 1991г, пенсионное законодательство Казахстана все более трансформируется  сторону его ужесточения и снижения социальной защищенности многих категорий граждан. В 1991г назначалось 5 видов пенсий: по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии. В 1996 г в действующий закон о пенсионном обеспечении  были внесены существенные изменения, которые в основном свелись к постепенному поднятию для мужчин и женщин возрастной планки выхода на пенсию. С 1 июля 2001 г мужчины, по достижении 63 лет, женщины 58 получали пенсию. Крупные изменения, затрагивающие коренные интиресы многих пенсионеров, были предусмотрены также Законом РК (июль 1997г) «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», согласно закону начали функционировать пенсионные системы двух видов: обязательная и добровольная. Самым крупным институциональным измененением в пенсионном обеспечении населения явился переход в 1998 г с распределительного на накопительный принцип функционирования пенсионной системы. Распределительная пенсионная система, основанная на принципе «социальной солидарности» устойчиво действует  при высоких темпах развитии экономики и низкой демографической нагрузке на трудоспособных членов общества. В противном случае она начинает давать «сбои», а в ряде случаев неспособна обеспечить приемлемый уровень существования пенсионеров. Доказано, что для успешного функционирования этой системы нужно, чтобы на одного пенсионера приходилось не менее 4-ех работников. В Казахстане по данным Министерства труда и социальной защиты населения, к концу 90-х годов из 15 млн человек населения республики3 млн являются пенсионерами, инвалидами или относятся к другим группам граждан, чье социальное обеспечение брало на себя государство. Из оставшихся 12 млн  человек 6 млн дети. На долю трудоспособного населения, частично безработного, приходится 6 млн человек. По мнению ряда ученных, критическое значение коэффициента зависимости соответствует пропорции 10 плательщиков - 1 получатель [7] 

2.1 

Отсутствие  централизованных финансовых ресурсов при растущей дороговизне медицинских  услуг оставляет без медицинской  помощи значительную часть населения. Медицина находится в тяжелейшем положении во всех регионах Казахстана. Проблемы гарантированного получения минимума медицинских услуг актуализируется в связи с ухудшением здоровья и условий проживания населения. Практически во всех регионах увеличился процент больных туберкулезом. В сложившейся ситуации в здравоохранении назрела необходимость в реанимации медицинского страхования. [7]

Экономические преобразования в стране, с одной стороны, усугубляют проблемы таких социальных  явлений, как инвалидность, алкоголизм, наркомания, травматизм и с другой стороны, породили бедность, безработицу, детскую беспризорность, которые ведут к устойчивому росту численности населения, нуждающегося в социальном обеспечении. [8]

Рост  бедности в республике связан со значительным в связи со спадом проиводства  в реальном секторе экономике, низком уровне оплаты труда в отдельных видах экономической деятельности, в частности, в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве, длительными задержками оплаты труда работникам, снижением реальных доходов населения. Из более чем 7 млн экономически активного населения 13,5% являются безработными. Однако занятость 6,1 млн человек не всегда означает достаточный уровень доходов. Значительную часть занятого населения, особенно в бюджетной сфере, можно смело относить к малообеспеченным. Размер оплаты труда работников в бюджетной сфере, как правило, не превышает 75% среднереспубликанского уровня оплаты труда занятого населения. Среди безработных превалируют женщины, остро стоит проблема их трудоустройства. Из обратившихся в службы занятости безработных женщин работу получает лишь каждая шестая. Самые наименьшие перспективы устройства  на работу у женшин, имеющих высшее и среднее специальное образование, в возрасте 45 лет и старше. [8] 
 

Слабые  стороны

Низкая  эффективность и результативность государственной политики развития системы профессионального образования. Отстутсиве экономических стимулов для работодателей по сохранению старых и созданию новых рабочих мест, ограниченные возможности организации профессионального обучения безработных. Практически полное прекращение отраслевой и внутрифирменной подготовки и переподготовки рабочих и специалистов. Низкий охват программами профобучения безработных. Неразвитость социального партнерства по вопросам занятости. Неориентированность мер по организации общественных работ на получение экономических результатов. Ограничение видов и источников финансирования общественных работ. Недостаточность средств для повышения эффективности программ в области занятости населения. Низкии уровень учета качества трудовых навыков при формировании программ профессиональной переподготовки безработных. Несовершенство законодательства по вопросам труда и занятости – слабая защищенность трудящихся. Недостаточная адресность, прозрачность и доступность государственной социальной помощи. Неэффективные подходы к измерению уровня глубины и бедности. Снижение расходов на социальную защиту безработных. Низкий уровень размера оказываемой материальной помощи. Ущемление прав на социальную защиту высвобождаемых работников. Отсутствие политики формирования навыков у населения к самообеспечению  при наступлении социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности  и доходов. Несовершенное пенсионное законодательство и отсутствие четкого механизма пенсионных выплат. Ограниченность круга финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы средства вкладчиков пенсионных фондов. [8] 

Информация о работе Социальная защита населения: генезис и эволюция