Социальная защита населения: генезис и эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита – это гарантии помощи, предоставляемые государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность социальной защиты и её виды…………………………....5
1.1Распределение и перераспределение доходов……………………………..11
1.2Экономические функции государства в смешанной экономике………….12
Глава 2 Социальная защита в РК………………………………………………18
2.1 Основные социальные проблемы в РК……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

вввв.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов покупателя или потребителю. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций, а для тех кто нарушает законы рынка, результатом являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели — это хозяин, рынок — их агент, а предприятия — их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия— это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом.

Известны  два случая резкого нарушения  функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила "не те" количества определенных товаров и  услуг, либо оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой — с государственными, или социальными, благами. Издержки перелива. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки — не говоря уж о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, — все они несут издержки перелива. Когда нефтеперегонный завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или завод, производящий краски, в таком случае население несет издержки перелива, которые ему никак не компенсируются. Однако перелив может принять и форму выгоды. Производство или потребление определенных товаров и услуг может также обусловить не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды, созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом. Например, рентгенограмма грудной клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую выгоду непосредственному потребителю. Между тем ранний диагноз туберкулеза и предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлющую и существенную для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще одним классическим примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным потребителям: "более образованные" люди обычно получают более высокие доходы, чем "менее образованные". Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу; например, экономика в целом выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и меньших затрат на предотвращение преступности, на надзор за соблюдением законов и на благотворительные программы — с другой. Существенное значение имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямом соответствии с уровнем образования; например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается увеличение доли избирателей по степени образованности. [3]

Свойства товаров индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупателям. Кроме того, товары индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом. Существуют определенные виды товаров и услуг — называемых государственными, или общественными, благами, — которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.  [6]

Одна  из важнейших функций правительства  заключается в том, чтобы стабилизировать  экономику, то есть помогать частной  экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.

1. Безработица.  Общий уровень расходов в частном  секторе может быть слишком  низким для реализации полной  занятости. В этом случае правительство  обязано так дополнить частные  расходы, чтобы общий объем расходов — частных и государственных — был достаточен для создания полной занятости.

2. Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать  больше, чем позволяют производственные  мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора. Государство имеет набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. [1] 

Глава 2 

2 

Главная цель: создание условиий для достойной  жизни человека, при которой он имеет права и возможности  для реализации и развития своих  способностей.

В сфере  занятости основной целью является обеспечение наиболее полной продуктивной занятости населения. Эта цель предполагает достижение двух подцелей: уменьшение уровня увольнений, увеличение уровня трудоустройства безработного населения. В области социальной защиты населения основной целью является создание эффективно действующей системы социального обеспечения населения, ориентированной на снижения уровня бедности, искоренение нищеты. Подцелями определены: повышение уровня оплаты труда работников по найму по всем видам экономической деятельности, создание доступного механизма самообепечения возможных рисков путем внедрения различных видов социального страхования, переход о тсистемы социального обеспечения, осуществлявшегося в большей степени за счет государства, к системе социального страхования, которая предполагает участие не только государства или работодателя, но и каждого отдельного человека.  [7]

Стратегические  задачи

В области  обеспечения занятости определены слудующие стратегические задачи: обеспечить эффективное развитие системы проффесиональной подготовки, изыскать возможность организации перепоготовки безработных, содействовать формированию национального менеджмента предпринимательского класса, содействовать созданию различных отраслевых союзов и обеспечить надежный источник финансирования их деятельности, проработать вопросы стимулирования работодателей к сохранению старых и созданию новых рабочих мест, оказания содействия развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, содействовать занятости социально уязвимых слоев населения, придать организации общественных экономическую целесообразность, обеспечить меры по организации трудовой миграции.

В области  социальной защиты населения определены следующие стратегические задачи: совершенствовать систему оплаты труда, обеспечивать увеличение реальных доходов населения, внедрить систему социального страхования, создать условия для развития партнерства государства и общественности в решении социальных проблем, повысить результативность программ реабилитации инвалидов, по вопросам профилактики случаев, приводящих к инвалидности.

Стратегия действиий

Политика  в области занятости может  быть успешной только тогда, когда когда  она будет опираться на цели обеспечения  продуктивной занятости населения. Этого можно добиться только через  обеспечение качества трудовых ресурсов. Необходимое для обеспечения экономического роста качество трудовых ресурсов возможно через стратегию развития человеческих ресурсов. Это, в свою очередь, позитивно скажется на эффективности системы социальной защиты населения.

В разрешении проблем бедности и безработицы  необходимо провести четкое различие между краткосрочными и среднесрочными целями.

Краткосрочне  цели (2001-2005) годы – это предупреждение безработицы и содействие в трудоустройстве  ищущим работу наряду с оказанием им временной материальной поддержки.

В среднесрочном  плане (2005-2010) годы главная цель- стимулирование спроса на рабочую силу путем структурных  реформ в экономике: формирование благоприятной  среды для предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности и создания новых рабочих мест, улучшение качества человеческого капитала, гарантирование адекватной заработной платы и доходов, снижение бедности.  [7] 

Содействие  занятости социально уязвимых слоев  населения

Следующей группой программ должны стать программы содействия занятости социально слабозащищенных категорий населения: обеспечение занятости женщин, молодежи; оказание помощи подросткам, стоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в выборе ими профессии и направлении их на профобучение; оказание профориентационного содействия детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей; содействие временному трудоустройству подросткоа на предприятиях и в организациях.[8] 

Совершеноствование  системы оплаты труда

Любой труд требует своего вознаграждения, положительная динамика оплаты труда фактически является основой для повышения качественного потенциала рабочей силы и решения проблемы социальной защиты почти для половины казахстанских семей, находящихся за чертой бедности по причине низкой заработной платы. Без роста оплаты труда нельзя не только трансформировать рынок рабочей силы, но, главное- создать эффективно функционирующую в условиях рынка систему социального обеспечения [8] 

Обеспечение увеличения реальных доходов населения

В государственной  политике социального обеспечения  необходимо применять прожиточный  минимум, а не расчетный показатель. Причем адресная социальная помощь должна оказываться действительно нуждающимся. Стимулирование привлечения населения  в ту или иную сферу деятельности при помощи системы социального обеспечения- опыт не очень удачный. Для таких целей должен быть один единственный стимул- оплата труда. [8] 

Внедрение системы социального страхования

Начало  создания устойчивого и стабильного  страхового рынка является условием развития сторйной системы социального страхования, которая повлечет повышение ответственности граждан в вопросах самообеспечения, самодостаточного и эффективного реения проблемы социального обеспечения на принципах справедливости и равномерности распределения. [8]

Предпологается  охватить социальным страхованием трудоспособное население на формальном рынке труда. Более того, участие в системе  социального страхования будет  стимулировать граждан легализовать свои трудовые отношения. Это обусловлено тем, что участники системы получат неоцениемые преимущества по сравнению с гражданами, занятыми на неформальном рынке труда. [7]

Социальное  страхование включает в себя комплекс мероприятий, позволяющих работающему  населению застраховаться от основных социальных рисков (смерть, утеря кормильца, инвалидность, старость, болезнь и безработица). Участие в системе социального страхования предпологает учет зависимости размера страховых выплат от срока и размера отчислений. Реальное развитие получит обязательное страхование ответственности работодателя за причиненный ущерб жизни и здоровью работника. Социальная защита населения РК  за счет средств социального страхования до 1999г регулировалась соответствующим Законом «Об обязательном социальном страховании» от 1996 г согласно которому гражданам страны предоставлялись следующие виды социальных гарантий: пенсионное обеспечение, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, услуги оздоровительного характера, социальная поддержка на случай безработицы, обязательное медицинское страхование, пособие на рождение ребенка, пособие на погребение. [7]

Кризис  экономики начала и середины 90-х  годов обусловил кризис системы  социального страхования, выразившийся в низком уровне собираемости взносов  на социальное страхование, как из-за падениябазовых показателей их взимания, так и вследствие незаинтерисованности плательщиков в их полном и своевременном перечислении в социальные фонды. Это привело к крупномасштабной задолженности перед пенсионерами и получателями пособий. [7]

Сегодня в Казахстане условно можно выделить следующие направления социальной защиты населения: защита безработных, частичная оплата медицинских услуг, социальная помощь, пенсионное обеспечение. Защита безработных: в системе социальной защиты безработных выделяют активные и пассивные меры. К первым относятся профессиональная подготовка и переобучение безработных, организация общественных работ и создание новых рабочих мест. Пассивные меры включают в себя помощь в трудоустройстве, выплату пособий и материальную помощь безработным. В политику занятости в развитых странах также включаются активные и пассивные компоненты. На активные мероприятия-создание новых рабочих мест, переквалификацию, трудовую реабилитацию инвалидов и др.-приходится 25-30% всех расходов. Остальные средства идут на выплату пособий по безработице. При хронической безработице (1-2 года) безработные переходят в категорию малообеспченных граждан и начинают получать пособия по бедности.

Информация о работе Социальная защита населения: генезис и эволюция