Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:16, шпаргалка
Работа содержит 68 ответов на овпросы по дисциплине "Экономическая теория"
БЮДЖЕТНАЯ предполагает активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из гос-ного бюджета. Кейнс назвал такую политику социализацией инвестиций. В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, в рамках бюджетной политики предусматривалась также организация гос-ных закупок товаров и услуг. Также для оживления эк-кой конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль «ключа зажигания», запускающего механизм мультипликатора. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно перспектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство. При этом главный критерий успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, – увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством по внешней видимости будут бесполезны. Более того, гос-ные расходы на непроизводительные цели предпочтительнее, т.к. они не сопровождаются ростом предложения товаров, а мультипликационный эффект тем не менее обеспечивают. Такой канал подкачки эффективного спроса, как потребление, носит в практических рекомендациях Кейнса подчиненный характер. Главным фактором воздействия на рост склонности к потреблению Кейнс считал организацию общественных работ, а также потребление государственных служащих. Неоднократно в своей работе Кейнс высказывает мысль о целесообразности уменьшения имущественного неравенства, перераспределения части доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению. К таким группам относятся лица наемного труда, особенно лица с низкими доходами. Эти рекомендации не должны вызывать удивления, поскольку, согласно основному психологическому закону Кейнса, при низком доходе склонность к потреблению выше и, следовательно, эффективность гос-ной поддержки населения будет ощущаться сильнее.
Что касается КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, то она должна заключаться во всемерном понижении ставки %. Это уменьшит нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделает их более привлекательными. Гос-во должно обеспечить такое количество денег в обращении, которое позволило бы снизить процентную ставку (так называемая политика дешевых денег). ТО, Кейнс фактически утверждает допустимость инфляции, считая, что инфляция меньшее зло, чем безработица. Она может быть даже благотворной, т.к. снижает предпочтение ликвидности.
Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение и к внешне эк-кой политике. Не отрицая позитивные стороны свободы торговли, он утверждал, что если страна ограничивает импорт более дешевых иностранных товаров с целью обеспечения занятости «своим» рабочим, даже если национальная пром-ть недостаточно эффективна, то действия этой страны следует признать эк-ки целесообразными.
В отличие от представителей классического и неоклассического направлений, которые сосредоточили свое внимание на потенциальных факторах эк-кого роста, лежащих на стороне предложения, Кейнс сделал акцент на факторах эк-кого роста, лежащих на стороне спроса, разрушив при этом господствующее до него в эк-кой науке представление об автоматическом достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Тем самым Кейнс подорвал веру во внутренние восстановительные силы рыночного механизма и обосновал теорию, которая оправдывала вмешательство государства в эк-кие процессы.
66.НЕОКЕЙНСИАНСКИЕ ДОКТРИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
После второй
мировой войны кейнсианские идеи
регулируемого рыночно-
В 50–70-е гг. важнейшей проблемой, находившейся в центре внимания неокейнсианских теоретиков, стала ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Ее научное значение актуализировалось политико-идеологическими факторами, т.к. в этот период на мировой арене развернулось острое соперничество капиталистической и социалистической систем, причем социалистические страны демонстрировали более высокие темпы роста. Проблемы занятости и антикризисного регулирования, имевшие основное значение в произведениях Кейнса, продолжали разрабатываться и его последователями, но постепенно отходили на второй план соотносительно с анализом движущих импульсов экономического роста.
Углубив анализ динамики макроэкономического равновесия, неокейнсианцы детализировали исследования структуры инвестиционного процесса. Механизм действия мультипликатора был распространен ими на ряд последовательных временных интервалов, в результате чего он стал рассматриваться как расширенно воспроизводящийся мультипликационный процесс. В то же время в структуре инвестиций были выделены, во-первых, так называемые «автономные», обусловленные научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, регулирующими функциями государства, и, во-вторых, «производные», или «индуцированные», вызванные ростом доходов, спроса и потребления. Применительно к индуцированным инвестициям была разработана концепция так называемого «акселератора», в соответствии с которой рост доходов ведет к опережающему росту капиталовложений в экономику.
Руководствуясь
методолого-теоретическими установками
Кейнса об утрате рынком автоматического
характера саморегулирования, неокейнсианцы
уделяли значительное внимание проблеме
экономических функций
В современном кейнсинианстве доминируют 2 тенденции: американская и европейская, связанная с французскими учеными.
Американские последователи Дж.
«Американский Кейнс» – Хансен вошел в историю, прежде всего, как автор кейнсианской концепции цикла, относящейся к теориям экономической динамики. Эти взгляды изложены во всемирно известной работе «Экономические циклы и национальный доход». Рассматривая экономическую динамику, он выделяет четыре модели циклических колебаний: 1. «малые циклы» от 2 до 9 лет (их причина – неравномерность воспроизводства оборотного капитала); 2. «большие циклы» от 6 до 13 лет порождаются неравномерностью вложений в основной капитал; 3. «строительные циклы» от 17 до 18 лет применимы только к строительству зданий. Механизм «качания» этого цикла связан с нехваткой жилья. Рынок на образовавшийся дефицит отвечает ростом цен на жилплощадь и повышением квартплаты. Быстро растут инвестиции в эту отрасль. Заложенных зданий (долгов) в основном уже достаточно для удовлетворения спроса. Однако не завершенное строительство подталкивает цены вверх, из-за которых в свою очередь закладываются новые здания. Строительный бум продолжается. Но наступает момент истины: построенных зданий уже достаточно для покрытия спроса. Цены падают. В тоже время достраиваются заложенные здания, возникает перепроизводство и спад. Величина строительного цикла определяется временем между возникновением потребности в жилье и сроком ее удовлетворения. 4. «вековые циклические волны» продолжительностью до полувека и более – следствие коренных переворотов в технике, технологиях и производстве.
Исследуя механизм эк-кого роста, Хансен пришел к выводу, что он состоит из взаимодействия мультипликатора и акселератора. Мультипликационный эффект проявляется в том, что за увеличением инвестиций следует рост дохода, занятости и «эффективного спроса». В то же время увеличение отмеченной триады (дохода, занятости, «эффективного спроса») приводит к росту инвестиций (АКСЕЛЕРАТОР). Если при этом эк-кого роста не происходит, то, по Хансену, причина – предельная склонность населения к сбережению, что приводит к задержке процессов расширения. Механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора Хансен называет СВЕРХКУММУЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ.
Модель акселератора стала симметрично дополняющей к модели мультипликатора, и во взаимодействии с ней составила логически завершенную теоретическую характеристику стимулирования макроэкономического роста и динамики равновесия совокупного спроса и предложения.
Экономисты Франции – Ф. Перру и др.: 1. сочли необязательным регулирование ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций, т.к. корпорации с преобладанием государственной доли собственности и так играют доминирующую и координирующую роль в обществе; 2. по этой же причине определяющим средством воздействия на незатухание инвестиционного процесса сочли индикативный (рекомендательный) метод планирования экономики (обязательность только для государственного сектора экономики) в противовес индикативному императивному (директивному, социалистическому и недопустимому).
Социальные проблемы занимают особое место в подходах так называемого «левого кейнсианства». Его представители (Дж. Робинсон и др.), отмечая влияние роста заработной платы на увеличение совокупного спроса и, тем самым, на стимулирование экономического роста, доказывают необходимость подъема жизненного уровня широких масс населения, и, в первую очередь, его трудящихся слоев. Увязывая динамику доходов трудящихся с макроэкономическим ростом, а таким образом и с доходами собственников, левые кейнсианцы стремятся дать обоснование возможностей и механизмов смягчения социально-экономических противоречий.
Рецепты неокейнсианцев в течение нескольких послевоенных десятилетий составляли теоретическую основу экономической политики во многих развитых странах, однако в 70-е гг. обнаружилась их историческая предельность. Инфляционное стимулирование роста, систематическая дефицитность государственных бюджетов явились предпосылками возникновения «стагфляции» – одновременного проявления стагнации экономики и инфляции. К тому же, эффект рекомендуемых неокейнсианцами «встроенных стабилизаторов», как правило, сказывался с определенным, а иногда и весьма значительным, временным лагом и оказывал не стабилизирующее, а напротив, дестабилизирующее воздействие на динамику цикла, что дало основание оппонентам кейнсианства подвергнуть эти рекомендации критике. Результатом кризиса кейнсианских подходов стала «неоконсервативная революция» – усиление теоретической и практической роли неолиберальных и монетаристских концепций (стали доминировать в 80 –90-е гг.).
В то же время в рамках кейнсианского направления получили развитие идеи посткейнсианства (наиболее известные представители – Н. Калдор, С. Вайнтрауб, А. Лейонхувуд). В условиях обострения проблем и противоречий инфляции посткейнсианцы стали уделять значительно больше внимания проблемам денежной политики и искать ответы на вопросы, которые хотя и были отмечены некоторыми неокейнсианцами, но не получили удовлетворительного решения: о границах эффективности умеренной инфляции; о пределах, за которыми отрицательные следствия инфляции становятся более весомы, чем положительные; об оптимальных размерах бюджетного, в том числе дефицитного финансирования и т.д. Данная проблематика сближает посткейнсианские подходы с идеями монетаризма. Вместе с тем, посткейнсианский факторный анализ влияния механизмов распределения национального дохода на динамику сбережений, а тем самым, – на экономический рост, методологически близок к ряду ключевых идей Д. Рикардо и К. Маркса, а изучение экономической роли социальных институтов – к концепциям институционализма. Это свидетельствует о сближении методолого-теоретических позиций ведущих направлений современной мировой экономической мысли.
67.ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА НЕОЛИБЕРАЛИЗМА. МОНЕТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ М. ФРИДМЕНА.
Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е годы как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. В теории и на практике неолиберализм основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Кейнсианство требует активного государственного вмешательства в экономику. Неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии соответственно называются Фрайбургская, Чикагская и Лондонская школы.
Основные принципы неолиберализма: либерализация экономики; использование принципов свободного ценообразования; ведущая роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур.
Роль государства в
регулировании экономики
В США, альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг. XX в. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х – начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М. Фридмена (род. в 1912 г,), ставшего в 1976 г. нобелевским лауреатом по экономике. Последний и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам (например, инвестиции) предпочли именно денежные факторы.
Первые достаточно серьезные сомнения в необходимости упрощенных экономических рекомендаций политикам, типичных для времен кейнсианской революции, вкрались в экономическую науку с появлением выведенной в 1958, Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным процентным изменением з/платы в денежном выражении и уровнем безработицы в Англии за период с 1861 по 1913. Она оказалась тем открытием, которое сразило наповал прежний кейнсианский идеал полной занятости без инфляции в качестве цели экономической политики. Стабильность цен и безработица оказались несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно предполагает увеличение безработных. Таким образом, прежняя надежда на одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место понятию выбора между стабильностью цен и полной занятостью.
Имя Фридмена – в современной экономической теории ассоциируется, с лидером «чикагской монетарной школы» и главным оппонентом кейнсианской концепции гос-ного регулирования эк-ки. Это особенно стало заметным в те годы (1966-1984), когда ему довелось вести еженедельную колонку в журнале, ставшей как бы пропагандистским рупором его монетаристской теории.