Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:16, шпаргалка
Работа содержит 68 ответов на овпросы по дисциплине "Экономическая теория"
Немарксистская позиция Т. Веблена наиболее очевидна в его концепции реформ. Критикуя «паразитический» образ жизни занятых только финансовой деятельностью владельцев особой формы частной собственности, а также осуждая подчинение сферы «индустрии» миром «бизнеса», стремящегося в лице финансистов и крупных предпринимателей лишь «к возможно большей прибыли», он ратовал не за революционное устранение «классового антагонизма» и победу «диктатуры пролетариата», а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемую реформированием. Как уточняет М. Блауг, «речь идет о классовой борьбе, которая в условиях капитализма идет, согласно Веблену, не между капиталистами и пролетариями, а между бизнесменами и инженерами. Денежный образ мышления объединяет банкиров, брокеров, юристов и менеджеров, отстаивающих центральный принцип делового предприятия – принцип частного присвоения».
Сценарий реформ Т. Веблена состоит к неуклонном ускорении научно-технического прогресса и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. По его убеждению, интеллигенция, рабочие, техники и другие участники производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. Они предопределяют растущую зависимость «бизнеса» от «индустриальной системы», неотвратимость «паралича старого порядка» и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции.
В результате реформ Т. Веблен предвидел установление «нового порядка», при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников», и «индустриальная система» перестанет служить интересам «абсентеистских собственников» (монополистов), поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не «денежная выгода», а служение интересам всего общества.
59.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ ДЖ. КОММОНСА.
Джон Р. Коммонс (1862 – 1945) – лидер юридического течения институционализма. Исследовал такие коллективные институты, как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления «сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения».
Правовой аспект Коммонс использовал в выдвинутой им КОНЦЕПЦИИ СТОИМОСТИ, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов». К последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.
Эволюция капитализма
свободной конкуренции в
Юридические аспекты
«коллективных действий» Дж.
58.КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ В ТРУДАХ Т. ВЕБЛЕНА («ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА») И ДЖ. КОММОНСА.
«Эффект Веблена». В теории «праздного класса», судя по содержанию одноименной книги Т. Веблена, отношение этого «имущего непроизводственного» класса к экономическому процессу характеризуется как отношение «стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности». Этот класс, по Веблену, предпочитает «обычаи мира бизнеса», сложившиеся «под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма». В частности, для представителей именно этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона спроса, что ныне принято называть «эффектом Веблена». Последний характеризует ситуацию, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения и тогда этот товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти. Поэтому «финансовые слои, – заключает Т. Веблен, – имеют известную заинтересованность в приспособлении финансовых институтов... Отсюда более или менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежным целям, формирующим экономическую жизнь праздного класса». Итак, эволюция общественной структуры – это, говоря словами Т. Веблена, «процесс естественного отбора институтов» в «борьбе за существование».
Правовой аспект Коммонс использовал в выдвинутой им КОНЦЕПЦИИ СТОИМОСТИ, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов». К последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
60.КОНЦЕПЦИЯ «ИЗМЕРЕНИЯ БЕЗ ТЕОРИИ» У. МИТЧЕЛЛА.
УЭСЛИ КЛЭР МИТЧЕЛЛ (1874 – 1948) – ученик и последователь Т. Веблена. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя Митчелл подготовил посмертный сборник «Учение Веблена», включив в него избранные извлечения из его книг и статей.
Митчелл в своей основной публикации «Лекции о типах экономической теории» (1935) исходил, прежде всего, из идей Веблена. Следуя им, он настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, культуры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.
Тем не менее, в эк-кой литературе этого ученого воспринимают нередко как представителя КОНЦЕПЦИИ «ИЗМЕРЕНИЯ БЕЗ ТЕОРИИ». Кроме того, как полагает В. Леонтьев, «критикуя процесс построения сложных экономических моделей, он предложил опираться на прямые наблюдения, не основанные ни на каких предварительных предположениях, а ориентированные на всестороннее измерение наблюдаемых фактов. Митчеллу, его ученикам и последователям США обязаны крупномасштабным развертыванием описательной экономической статистики, без которой не только современная экономическая наука, но и многие из современных экономических учреждений не могли бы, по-видимому, существовать».
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ. Личный вклад Митчелла в институциональную теорию состоит, во-первых, в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и др.) так называемых неэк-ких факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки. И, во-вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов гос-ного вмешательства в экономику.
Он считал возможным и необходимым государственное воздействие на экономику в области денежных, финансовых и кредитных факторов во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.
Лежащие в основе новой отрасли экономической науки – эконометрики – математика и статистика, позволявшие Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность «малых» и «больших» циклов, нацеливали на попытки конституировать модели бескризисного развития экономики, предсказывать отклонения в динамике показателей, предотвращать их спад. Средством смягчения циклических колебаний и достижения благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У. Митчелла, явиться создание специального государственного планирующего органа.
Неквалифицированный прогноз «Гарвардского барометра» накануне эк-кого кризиса 1929-1933 гг., предвещавший «процветание экономики», показал несовершенство методологической базы исследований тех лет, но убедительно продемонстрировал правильность главного положения институционалистов 20-30-х гг. о необходимости социального контроля над экономикой. Это значит, что институционализм является одним из теоретических предшественников возникшей в 30-е гг. кейнсианской и нелиберальной концепции государственного регулирования экономики, основной идеей которой является вмешательство государства в экономику.
Наряду с этим
созданная У. Митчеллом и его
«школой» наука эконометрика
к концу второй мировой войны
стала, как пишет М. Блауг,
«наиболее динамичной отраслью
экономической науки, а кейнсиа
61. «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА» И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ В ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА.
ЭДВАРД ХЕЙСТИНГС ЧЕМБЕРЛИН (1889–1967) – глава отделения эк-кой теории Гарвардского университета. В 1965 был избран членом Американской экономической ассоциации. В трудах Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей теории стоимости» (1957) содержится характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия – такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Главной сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ ПРОДУКТА». Он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
Рынки, на взгляд Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны». В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции.
Чемберлин отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта.
Значит, продавец-монополист, по логике Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек пр-ва. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.
В развитие своей идеи о процессе «дифференциации продукта» Чемберлин обосновывает растущее влияние на этот процесс НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНЦИИ, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.
Чемберлин высказал чрезвычайно важные положения о рекламе, отметив двойственную форму ее воздействия на спрос, т.е. ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменение. Влияние рекламы на увеличение спроса на продукт он увязывает с возможностью продавца сбывать большее количество своего продукта независимо от назначаемой цены, «чем без помощи рекламы». Но одновременно высказывается и напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно.
Основные заслуги Э. Чемберлина можно обозначить следующим образом. 1) Его суждения впервые подвели исследователей эк-кого либерализма к тому, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. 2) Он показал, что монополия необязательно является следствием финансового контроля, концентрации пр-ва и централизации капитала. Следовательно, выдержать состязание с крупным производителем-монополистом и стать тоже монополистом может и мелкий и средний продавец или производитель. 3) Чемберлин выдвинул идею о том, что конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга. 4) Огромная заслуга Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции – техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке. 5) Э. Чемберлин выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» – разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации дифференцированной продукции без снижения цены до уровня предельных издержек.