Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 68 ответов на овпросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ответы история эк уч.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

62.ФЕНОМЕН ИЗБЫТКА МОЩНОСТИ В ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА.

ЭДВАРД ХЕЙСТИНГС ЧЕМБЕРЛИН (1889–1967) – глава отделения эк-кой теории Гарвардского университета. В 1965 был избран членом Американской экономической ассоциации. В трудах Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей теории стоимости» (1957) содержится характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия – такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Совокупность названных неценовых факторов, по мнению Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что «учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого».

 Если принять первое  условие, соглашается Э. Чемберлин,  тогда в соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. По второму условию, когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».

Он убежден, что в  предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

Однако и в таких  случаях, утверждает автор «Теории  монополистической конкуренции», конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя, ссылаясь при этом на обычные жизненные наблюдения.

Именно к специфической  особенности монополистической  конкуренции относит Э. Чемберлин  то обстоятельство, что она устраняет  ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится ФЕНОМЕН ИЗБЫТКА МОЩНОСТИ, который (избыток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и фабричными марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования. Эти явления – часть сферы деятельности лиц свободных профессий, и они также являются предметом «теории монопольных доходов», – заключает ученый.

Резюмируя достигнутые  теоретико-методологические построения, гарвардский профессор в конце пятой главы своей книги приходит еще к одному серьезному выводу: «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства– слишком крупными, а число предприятий – слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции – дифференциация и издержки сбыта – выпадают совершенно». Вот почему, объясняет здесь же Э. Чемберлин, неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию – более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой.

Как видим, по мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чем могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки и фирменная упаковка и даже стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».

63.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ДЖ. РОБИНСОН.

ДЖОАН ВАЙОЛЕТ РОБИНСОН (1903–1983) – видный представитель и продолжатель школы Маршалла, профессор Кембриджский университета. Мировую известность ей принесла книга «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), написанная в начале творческого пути. Главная идея – выявление рыночных аспектов функционирования монополий, в условиях которых конкуренция является несовершенной (по Чемберлину – монополистической). Исходная задача - выяснение механизма установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.

В дальнейшем ее рассуждения во многом расходятся с логикой Чемберлина. Робинсон в  несовершенной конкуренции видела, прежде всего, нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и «эксплуатацию» наемного труда. Сущность монополии она рассматривает негативно – как фактор, дестабилизирующий социально-эк-кие отношения рынка.

Поэтому в этой работе можно выделить следующие основные положения.

Во-первых, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации пр-ва, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки пр-ва путем совершенствования организации пр-ва в отрасли».

Во-вторых, кроме того, что монополия требует дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные».

В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей.

В-четвертых, Робинсон приходит «...к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы», «что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства».

Исследуя  ее работу, Кейнс сделал другие логические выводы, в т.ч. о конкретных мерах  гос-ного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции.

64.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ДЖ.М КЕЙНСА.

Мировой экономический  кризис 1929–19ЗЗ предопределил возникновение  новых проблем – государственное  регулирование экономики в рыночном хозяйстве. В условиях кризиса с  безработицей возникла необходимость в макроанализе. ДЖОН МЕЙНАРД КЕЙНС (1883–1946) –английский ученый-экономист, ученик Маршалла. Основные работы: «Индексный метод» (1909), «Денежное обращение и финансы Индии» (1913), «Экономические последствия Версальского мирного договора» (1919), «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930), главный его труд – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Идеи Дж. Кейнс  реально правили миром и оказывают огромное влияние до настоящего времени. «Общая теория» Кейнса – поворотный пункт в эк-кой науке ХХ в., во многом определяющий эк-кую политику стран и в настоящее время.

Центральная идея учения Кейнса в том, что система  рыночных эк-ких отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой, максимально возможную занятость и эк-кий рост может обеспечить только активное вмешательство государства.

Кейнс по-новому определяет предмет эк-кой науки. Он считает, что предметом является исследование количественных функциональных зависимостей воспроизводственного процесса, закономерных количественных связей совокупных народнохозяйственных величин (инвестиции – совокупный доход, инвестиции – занятость и совокупный доход, потребление – сбережение и др.), результаты которого используются для разработки программ эк-кой политики, нацеленных на обеспечение устойчивого эк-кого развития.

Кейнс отмечал, что целью является отбор таких  переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем.

Для реализации предмета исследования Кейнс пользуется новым понятийным аппаратом. Он вводит такие понятия, как эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупные спрос и предложение, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и др.

Методология макроэкономической теории Кейнса также  имеет свои особенности. Он использует в качестве философской основы сочетание субъективизма, утилитаризма и функционального анализа, а также обширный арсенал методов исследования. Основу при этом образует макроэкономический анализ, центральным моментом которого является теория воспроизводства всего общественного капитала, на которой базируется программа государственного регулирования экономики. Но Кейнс не занимается исследованием сущности воспроизводственного процесса, а посвящает макроэкономический анализ выяснению совокупных эк-ских процессов с помощью определенных функциональных зависимостей агрегативных величин.

Кейнс предлагает свой вариант стоимостной структуры  общественного продукта и считает, что она включает такие элементы, как издержки использования, факториальные издержки, добавочные издержки, совокупный доход предпринимателей.

Для методологии  Кейнса является характерным использование субъективно-психологического подхода. Кейнс ориентируется на совокупный психологический фактор, с которым он связывает состояние рыночной экономики в целом.

Использование «психологии публики» обусловило преобладание количественного анализа. Эк-кие явления рассматриваются им в обобщенном виде, формулируются в форме агрегативных показателей. В качестве измерителей он выделяет деньги, эквивалентные «количеству денежных ценностей».

Кейнса сформулировал «ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН», суть которого в следующем: «Психология общества такова, что сростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее государственного регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики». По его мнению, существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение происходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями. По Кейнсу, наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в эк-кой литературе название ЭФФЕКТА МУЛЬТИПЛИКАТОРА, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Таким образом, новаторство экономического учения Дж. Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела эк-кой теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из «психологического закона») концепции о «эффективном спросе», т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. Опираясь на собственную методологию исследования Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания з/платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов.

65.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УЧЕНИИ ДЖ.М. КЕЙНСА.

В концепции Кейнса экономические  факторы делятся на независимые и зависимые. К НЕЗАВИСИМЫМ ФАКТОРАМ он относит склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Именно они определяют размер эффективного спроса. К ЗАВИСИМЫМ ФАКТОРАМ, относятся объемы занятости и национального дохода. Задачу гос-ного вмешательства Кейнс усматривает во влиянии на независимые переменные, а через их посредничество – на занятость и национальный доход. Другими словами, задачами государства являются увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблем реализации. Решающим компонентом эффективного спроса, Кейнс считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. Им рекомендуются 2 основных метода увеличения инвестиций: бюджетная и денежно-кредитная политика.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"