Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ответы к госам.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ.

Вопрос 1. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Государственное  регулирование экономики.

 Рын-ная эк-ка–это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

Как особая эк-кая система рыночная эк-ка имеет ряд характерных особенностей. К ним относятся:

    1. частная собственность на инвестиционные ресурсы;
    2. свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора;
    3. приоритет личного интереса над общественным;
    4. рынок и цены как особый механизм саморегуляции;
    5. социальное неравенство.

В рамках национальной экономики различают три  основных экономических субъекта:

          1) сектор  домашних хозяйств;

          2) предпринимательский  сектор;

          3) государственный  сектор.

Каждый из этих секторов представляет собой сов-сть реальных хозяйствующих  субъектов. Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения.

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются  с помощью модели круговых потоков их доходов и расходов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

Приведенная схема показывает, что рын-ая эк-ка является замкнутой системой, в кот-й доходы одних эк-их агентов предстают как расходы других.

Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Гос-во взимает налоги с фирм и домашних хозяйств, одновременно предоставляя им трансферты и субсидии. Кроме того, гос-во закупает на рынке ресурсов услуги труда и других факторов, а на рынке благ – различную продукцию, произведенную фирмами.

 

            В определенных ситуациях рынок оказывается не в состоянии координировать процессы эк-го выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (монополия, рынки с ассиметричной информацией, экстерналии, общественные блага). Тогда неизбежным становится гос-ное вмешательство в эк-ку.

Гос-во не только обеспечивает правовую среду функционирования рынка, но и осуществляет антициклическое  регулирование; контроль за денежной массой; регулирует цены на продукцию естественных монополий; обеспечивает охрану окружающей среды и производство общественных благ; предпринимает различные меры для борьбы с безработицей. В общем, делает то, что не может сделать рынок.

Наиболее общим подходом, характерным для развитых стран  является ограничение прямого регулирования  на микро- (предприятие) уровне и усиление его на мезо- (отрасль) и макро- (национальный и межгосударственный) уровнях.

Впервые комплексный  анализ эк-кой политики гос-ва был  проведен в 1952г. голландским эк-стом Яном Тинбергером в работе «Теория  экономической политики».

Гос-ое регулир-е рын-ой эк-ки осуществляется с помощью опред-х макроэкономических инструментов:

1)  бюджетно-налоговой (фискальной);

            2) денежно-кредитной (монетарной) политики.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется преимущественно правительством,  кредитно-финансовая – преимущественно Центральным банком.

 

 

Вопрос 2

Билет по экономической  теории.

Обычно рынком называют место, где  встречаются продавцы и покупатели, однако экономисты используют др. определение. Они называют рынком особый экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей. Рынок базируется на 4 основных элементах: спрос, предложение, цена и конкуренция.

Основные функции рынка:

  1. Регулирующая — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Санирующая — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  5. Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.
  6. Посредническая – рынок устанавливает эконом. связи между субъектами экономики.
  7. Контролирующая – контроль за эффективностью использования эконом. ресурсов.
  8. Ценообразующая – формирование рыночной цены.
  9. Координирующая – обеспечение сбалансированности и пропорциональности общественного производства.

И др.

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья), и по ряду других признаков. Наиболее важное деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов: 1. Рынок средств производства 2. Рынок рабочей силы 3. Рынок капитала и финансов. 4.Рынок потребительских товаров 5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.

 

. Вопрос 3. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены.

 

В самом общем виде мех-м функционирования рын. экономики описывается с помощью таких понятий как спрос и пр-е.

Спрос – это желание и возм-ть потребителей приобрести тов. или усл. в данном месте в данное время и по данной цене.

М/д ценами и кол-вом тов. и усл. существует причинно-следств. связь. Ее вскрывает з-н спроса: при проч. равных усл. чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот. Графически это можно показать в виде кривой, наз. кривой спроса.

QDx=f(Px)

Кр. спр. имеет отрицательный наклон, что показ. обр. завис. спроса от цены. Обр. завис. спр. от цены объясн. 3-мя прич.: снижение цен увелич. число покупателей; сниж. цен расшир. покупательскую способность; насыщение рынка привод. к сниж. полезн-ти дополн. единицы продукта, поэтому покупат. готовы покуп. его по более низким ценам (дейст. з-на убывающ. пред. полезности).

Изм. цен приводит к изм-ю велич. или объема спроса, это отраж-ся дв-ем по кр. спр. из одн точки в др.

Кроме цены на спрос влияют др. факторы: уровень дохода(Y); цены на др. тов (Pj…Pn); число покуп-лей(N); потр. вкусы(Т) – изменения в оценке полезн-ти товара; инфляц. ожид-е (IE). Под действ. переч. факторов кр. смещается вправо(рост спроса) или влево(падение спроса).

QDx=f(Px,Y,Pj…Pn,N,T,IE)

Изм-е величин спроса(дв-е по кр.) происх. в рез. изм-я цены товара. Изм-е в спросе (смещ. кр. спроса) может быть вызв. действием какой-то неценов. переменой, не отраженной на осях графика спроса.

Пр-е – это кол-во тов. и услуг, к-рые продавцы готовы продать пок-лю в данн. месте, в данн. время и по данн. цене.

М/д ценами и кол-вом предл. тов. сущ. прич-следств связь – з-н предл-я: при проч. равн. усл. чем больше цена, тем больше тов. и услуг будет предложено на рынке и наобор. Это можно показ. графич. при помощи кривой пр-я.

QSx=f(Px)

Крив. пр-я имеет полож. наклон, что показ. прям. завис. предл-я от цены. Она объясн-ся в эк. теор. при пом понятий границы производственных возможностей и альтернатив. стоимости. Изм-е цен привод к изм. величены (объема) пр-я. Это показ дв-е по кр. предл. из одн. точки в др. Кроме цены на предл влияют и др. факторы: цены на др. тов(Pj…Pn); уровень технологии(K); налоги и субсидии (TS); изм-е числа поставщ.(V); инфляц. ожид. (IE). Под действ этих фак. кр. пр-я сдвигается вправо(пр-е расшир) или влево(пр-е падает).

Изм-е велич. пр-я (дв-е по кривой) происх в результате изм. цены товара, изм. в пр-нии (смещ. кр. пр-я) может быть вызвано только  дейст-ями к-л неценовой переменной, не отраженной на осях графика пр-я.

Взаимодействие спроса и пр-я приводит к установлению рын. или равновесн. цены. Для того, чтобы установить как определенная величина равнов. цены необходимо совместить графики спроса и пр-я.

Т.о. равновесн. цена – это такая цена, кот. складывается при рав-ве спроса и пр-я. При любой цене ниже равновесн. излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесн. пр-е будет чрезмерным и цены будут сниж. до ур. равнов-я.

Сила, вызыв. дв-е рын цены к ур равн-я яв-ся экон. конк-цией.

По этой схеме равн-е спроса и  пр-я устанавливается только на рынке соверш. конк-ции. Меняя неценов. факторы, смещающ. крив. спроса и пр-я экономисты могут моделировать разл. ситуации, приводящие к изм-ю точки равн-я равновесного объёма производства и равновесного ур-я цен.

Эластичность.

Спрос и пр-е зависят от многих факторов. Изменение этих факторов ведет и изм-ю спроса и пр-я. С этой способностью изм-ся под влиянием опр. факторов связано понятие эластичности. Осн. из факторов, влияющих на изм-е спроса и пр-я яв-ся: изм-е цены на данный товар; изм-е цен на др. товары; изменение доходов.

В связи с этим выделяют: прямую эластичность спроса по цене, перекрестную эл-ть спроса по цене, эл-ть спроса по доходу, эл-ть пр-я.

1. Прямая эластичность спроса  по цене – это степень реакции товарного спроса на изменение цены. Изм-ся с пом. коэффиц. эл-ти спроса по цене Еd. Она показ. на сколько % изменился размер спроса в результате изм. цены товара на 1%.

 

Если Δ (изм-е переем.)  очень мала, то получ. результат наз. точечной эл-ю спроса (эл-ть точки).

Если  Δ велика, то получ. результат наз. дуговой эл. спр. Она опр-ся как средняя эл-ть спр. или эл-ть в середине хорды.

Прям. эл. спр. по цен завис от: нал-я тов-зам-лей(чем больше таких тов. и чем ближе их осн. св-ва, тем эластичнее спрос на данн. тов.); разн-я воз-тей исп-я данн. тов.(чем разн. эти воз-ти, тем выше эл-ть); степени насыщ-я потр-тей (чем выше степ. насыщ. потр., тем меньше эл. спр.); фактора времени (спрос более эл-н в длит. периоде, чем в коротком).

Вар эл-ти спроса по цене:

2. Перекрестная эл-ть спроса – степень реакции спр. на к-л товар к изм-ию цены на др. товары. Показ. на ск. % изм-ся разм. спр. на 1 тов. в результате изм-я цены др. товара на 1%. Изм. с пом. коэф. перекр. эл-ти спроса.

Если Eij>0, то тов. наз-ся взаимозаменяем (тов-субституты). Повыш. цены на 1 тов. ведет к увел. спр. на др. тов. (разл. виды топл). Если Eij<0, то тов. наз. взаимодоп. (комплементарии). Пов. цены на 1 тов. ведет к сниж. спроса на др. тов (фотоап. и пленка, авто и бензин). Если Eij=0, то тов. наз. независ. Повыш цены на 1 тов никак не влияет на объем спроса на др. тов. (хлеб-цем).

Осн. факт, опред. перекр. эл. спроса по цене явл. естеств. св-ва благ, их сп-ть замещ. друг друга в потр-нии. Если 2 тов. могут с одинак. успехом исп-ся для удовлетв. одн. и той же потр., то  коэф. перекр. эл-ти будет высок.

3. Эл-ть спр. по доходу – это степень реакции тов. спроса на изм-е дохода потр-ля. Показ на ск. % изм-ся размер спр. на тов. в результате изм-я дохода потр-ля на 1%. Изм-ся с пом. коэф эл-ти спр. по дох.

 

Если Ey<0, то тов. яв-ся низкокачественными. Увел. дох. ведет к сниж. спр. на этот тов. Если Ey>0, то тов. наз-ся нормальными. С ростом дох. спрос на этот тов. увел. Среди норм. тов. выделяют 3 группы: 1) Тов. первой необх. (0<Ey<1). Спр. на эти тов. растет медл-е доходов – имеет предел насыщения. 2) Тов. второй необх. (Ey=1). Спр. на эти тов. растет в меру доходов – имеет пред насыщ. 3) Предметы роскоши и престижного потребления (1<Ey<∞). Спрос на эти тов. опережает рост доходов – не имеет предела насыщения.

4. Эл-ть пр-я – степень реакции продавцов на изм-е цены. Показ. на ск. % изм-ся объем пр-я в результате изменения цены тов. на 1%. Измеряется с пом. коэф. эл-ти пр-я Еs.

 

Эл-ть пр-я завис. от след. факторов: от способности к длит. хранению и стоимости хранения (чем меньше спос. к длит. хр-ю и выше стоим. хр-я, тем ниже эл-ть и наобор.); от особенности произв. процесса (чем быстрее производитель тов. может увел. объем пр-ва, тем выше эл-ть и наоб.); от фактора времени (если врем. мало, производитель не успев. отреагир. на изм-е цены – кр. пр-я будет неэласт.).

Варианты эл-ти пр-я:

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"