Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.
Введение
1 .Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России
и СССР
1.2
А.Н. Челинцев и его
вклад в развитие мировой экономической мысли
2 .
Экономико-математическая школа.
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и
СССР
2.2 Л.В.
Канторович и его вклад в развитие мировой
экономической мысли
Заключение
Список использованных источников
странам,
чтобы ознакомиться с
Александр
Николаевич собирал
предреволюционной
России. С 1913 по 1919 гг. он произвел
бюджетные обследования
точки зрения - в отношении типичности обследованных хозяйств, широты программы, качества собранных сведений - эта статистическая операция была проведена образцово. Был собран огромный фактический материал для изучения всех сторон крестьянской жизни, но, ввиду военного времени, .только немногие первичные бюджеты отдельных хозяйств увидели свет (в частности, были опубликованы таблицы к бюджетному обследованию крестьянских хозяйств Тамбовской губернии - 85 подробных бюджетов отдельных хозяйств).
Александр Николаевич частично разработал собранный материал и подытожил результаты этих обследований в двух книгах: "Опыт изучения организации крестьянского сельского хозяйства в целях обоснования общественной
и кооперативно-агрономической помощи - на примере Тамбовской губернии" и"Теоретические основания организации крестьянского хозяйства".
Эти
книги представляют собой не
только фундаментальный
анализ положения крестьянства основной сельскохозяйственной полосы предреволюционной России. В них изложены, как показывает само название первого труда, взгляды автора на пути переустройства и рациональной организации крестьянского хозяйства и предлагается программа соответствующих агротехнических и организационных мероприятий в соответствии с тогдашними общественными и социально-политическими воззрениями А. Н. Челинцева.
До
Октябрьской революции
некоторого смягчения вопиющей нищеты, бесправия крестьянства, улучшения его экономического положения в рамках капиталистического развития.
К этой группе примыкало большинство научных работников и прогрессивно
мыслящих земских служащих (агрономы, земские статистики, кооператоры, сельские врачи, учителя и т. д.).
К
чести Александра Николаевича
необходимо отметить, что он осознал
ошибочность своих прежних
Наряду
с экономико-организационным
различных
культур, разных типов сельского
хозяйства, сопоставляя ряд признаков,
характеризующих
А.
Н. Челинцева, тесную связь
между двумя комплексами
Метод
пространственных
Методология
сельскохозяйственного
, "Сельскохозяйственные районы, порайонные перспективы сельского хозяйства и направление мероприятий сел ьскохозяйственной политики" .
А.
Н. Челинцеву принадлежит
северного зернового хозяйства. Александр Николаевич применил в них свой оригинальный метод экспертно-агрономической оценки агротехнических
комплексов. По данным оперативной статистики Наркомзема СССР с 1930 по 1935 гг.
он проанализировал этим методом динамику агротехники и изменение урожайности по областям Союза и обобщил результаты своих изысканий в следующих работах:"Урожайность, погода и агротехника" (1935 г.), где ему удалось показать, как в результате улучшения агротехники ослабевает зависимость урожаев от метеорологических факторов; "Агротехника зерновых и главных технических культур по областям и республикам за первую и вторую пятилетки" (1936 г.); "Севообороты засушливой полосы" (1939 г.); несколько записок о развитии плодоводства
и плодоягодной продукции (1936 г.).
Крупнейший
русский ученый в области
экономии сельского хозяйства России и СССР -
Александр
Николаевич Челинцев –
особое
место в плеяде ученых и
практиков, сыгравших
связаны
работы по сельскохозяйственной географии,
урожайности сельскохозяйственных культур,
животноводству, сельскохозяйственному
районированию и планированию, статистике.
Им были заложены основы «организационно-
2 . Экономико - математическая школа
2.1 Учение
экономико- матем атической школы в СССР и России
Признанный
мировой экономической наукой
и практикой феномен
Эта научная традиция сложилась во 2-й половине XIXв.
на основе развития "чистой" математики и разработок
экономистов, использовавших математический аппарат для количественных оценок хозяйственных процессов.
В конце XIX столетия появляются оригинальные экономико-математические работы российских экономистов В.К. Дмитриева, В.И. Борткевича (1868-1931), В.С. Войтинского (1885-1960), Р.М. Орженцкого (1863-1923), Н.А. Столярова, Н.Н. Шапошникова. Среди отечественных экономистов возвышается имя В.К. Дмитриева
(1868-1913),
чья книга "Экономические
Работа Дмитриева была переведена на многие языки мира и вошла в золотой
фонд
мировой экономической
Важное
место в развитии
Первым достижением в развитии экономико-математической школы стала разработка советскими учеными межотраслевого баланса производства и распределения продукции в народном хозяйстве страны
за 1923/24 хозяйственный год. В основу методологии их исследования были положены модели воспроизводства К. Маркса, а также модели В. К. Дмитриева. Эта работа нашла международное признание и предвосхитила развитие американским экономистом русского происхождения В. В. Леонтьевым его знаменитого
метода “затраты — выпуск”.
Примерно в это же время советский экономист Г. А. Фельдман представил в Комиссию по составлению 1-го пятилетнего плана доклад “К теории темпов народного дохода”, в котором предложил ряд моделей анализа и планирования синтетических показателей развития экономики. Этим были заложены основы теории экономического роста. Выдающийся российский ученый Н. Д. Кондратьев разработал теорию долговременных экономических циклов, нашедшую
мировое признание. Однако в начале 30-х гг. экономико-математические исследования в СССР были практически свернуты, а Фельдман, Кондратьев и сотни
других советских экономистов были репрессированы, погибли в застенках
ГУЛАГа. Продолжались лишь единичные, разрозненные исследования.
В
одном из них, работе Л. В.
Канторовича “Математические
В. Канторович четко сформулировал понятие экономического оптимума и ввел в науку оптимальные, объективно обусловленные оценки — средство решения и анализа оптимизационных задач. Одновременно советский экономист В. В. Новожилов пришел к аналогичным выводам относительно распределения ресурсов. Он выработал понятие оптимального плана народного хозяйства — как такого плана, который требует для заданного объема продукции наименьшей суммы трудовых затрат, и ввел понятия, позволяющие находить этот минимум: в частности, понятие “дифференциальные затраты народного хозяйства по данному продукту”, близкое по смыслу к оптимальным оценкам Л. В.