Российские ученые в экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие мировой экономической мысли
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что данный вклад был очень значителен. Мы остановимся лишь на двух экономических школах 20 века: организационно-производственной и экономико-математической. Рассмотрим по одному представителю от каждой школы.

Оглавление

Введение
1 .Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России
и СССР
1.2
А.Н. Челинцев и его
вклад в развитие мировой экономической мысли
2 .
Экономико-математическая школа.
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и
СССР
2.2 Л.В.
Канторович и его вклад в развитие мировой
экономической мысли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

 Челинцеву,  Н.П.Макарову, А.Г. 

 Дояренко- довелось уцелеть, но они, конечно,  не могли возродить организационно-производственной  школы.

 Лишь  в 1987 г. было официально пересмотрено «дело ТПК»

и реабилитированы  экономисты организационно-производственной школы, а

 в  1988 г. было широко, хотя и большим  налётом притворной

 помпезности  , отмечено столетие со дня  рождения А.В.

 Чаянова,  чье имя к этому времени  снискало мировое признание.

 С  распадом в 1959-60-е годы колониальной  системы и ростом

 внимания  к «третьему миру» экономический  оптимизм местных националистических  лидеров и западных теоретиков  «модернизации» 

 относительно  того, что «освободившиеся

 страны» станут приближаться по уровню развития к передовым, вскоре уступило место острым дискуссиям о том, почему ожидавшегося «приближения»

 не  происходит. Переключение внимания  на архаичные 

социально-экономические  структуры привело к «открытию» крестьянства как одной главных детерминант «разваливающегося» мира, открытию семейного разделения труда и трудопотребительного баланса как «специфической стратегии выживания и использования ресурсов»  

 Т.Шанин.  Понятие крестьянства// Великий незнакомец. М., 2002. С.1112 .

 Научный  путь оганизационно-производственной  школы привел 

 к  созданию фундаментального направления  в экономической теории — учения  о некапиталистических системах  хозяйствования, которое во многом  объясняет экономическое поведение  любых организаций, не ставящих целью своей деятельности получение прибыли.

 Направления  научного поиска 

данной  школы в аграрной экономике были широки и разнообразны. Они включали в себя всё, что касалось организации  крестьянского хозяйства и крестьянской жизни. Организационно-производственной школе удалось создать и развить семейно-трудовую теорию устойчивости крестьянского хозяйства. Она стала значительным вкладом в мировую экономическую науку начала XX века.

 Суть  позиции представителей организационно-производственной 

 состояла в том, что в сельском хозяйстве кооперативная концентрация производства оказывается тем более экономически выгодной, чем дальше отстоит подлежащая кооперированию сфера аграрной деятельности от непосредственной работы крестьянина с биологическими организмами. Правильность суждений

 этих  учёных опытом развития сельского  хозяйства в 

развитых  странах мира в начале и середине XX века и в развивающихся странах  по многим позициям — вплоть до настоящего времени.

 В  связи с изучением вопросов  организации крестьянского хозяйства и развития кооперации находилось и такое направление научного поиска ученого, как теория дифференциальных оптимумов крестьянского хозяйства. Творческое наследие представителей организационно-производственной остается актуальным и в настоящее время.

1.2 А.Н

. Челинцев  и его вклад в развитие мировой  экономической мысли

 Крупнейший  русский ученый в области организации  и 

экономии  сельского хозяйства России и  СССР -

 Александр  Николаевич Челинцев – занимает 

 особое  место в плеяде ученых и практиков, сыгравших выдающуюся роль в развитии экономической, сельскохозяйственной и статистической науки конца XIX – 30-х гг. XX вв. Огромен диапазон его научных работ, в которых разработаны вопросы организации и экономики крестьянского хозяйства, его производства и потребления, кредитов и рыночных отношений, сельскохозяйственной кооперации. С этими проблемами тесно

связаны работы по сельскохозяйственной географии, урожайности сельскохозяйственных культур, животноводству, сельскохозяйственному  районированию и планированию, статистике. Им были заложены основы «организационно-производственной школы» (1904 г.) в аграрной науке. Позже, в 1920-х гг. ведущим

представителем  и фактически главой этого научного направления стал А.В.

Чаянов.

 А.Н.  Челинцев родился 3 августа 1874 г. в г. Волынске Саратовской губернии в семье торгового служащего. Среднее образование будущий ученый получил в широко известном в России Мариинском земледельческом училище (Саратовская губерния), которое окончил в 1895 г.

 По  окончании воинской службы в 1896 г. он поступил на работу статистиком в Саратовскую губернскую земскую управу и вольнослушателем в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (бывшая Люблинская губерния). Совмещение работы и учебы было вызвано тяжелым материальным

 положением  в семье после смерти отца.

 Окончив  экстерном институт и получив  звание агронома 1-го разряда,  Александр Челинцев в ноябре 1900 г. был назначен на должность  учителя экономии, технологии, огородничества  и садоводства в родном ему Мариинском училище.

Здесь он увлекся исследовательской работой. В 1901 - 1904 гг. вышли в свет его первые научные труды: «Садоводство г. Хвалынска», «Очередные задачи с.х. экономии», «Поденная  плата рабочим в сельском хозяйстве  России» и другие, которые вызвали интерес у научной общественности.

 В  1904 - 1906 гг. А.Н. Челинцев был откомандирован  в Германию и Францию для  изучения курса декоративного  садоводства в высших школах 

Далема  и Версаля .

 В  это же время Саратовским губернским  жандармским управлением было возбуждено «Дело о преступной пропаганде среди учеников Мариинского земледельческого училища», по которому в распространении нелегальной литературы и антиправительственной пропаганды наряду с учениками обвинялась и группа преподавателей, в том числе и А.Н. Челинцев. В феврале 1905 г. дело было закрыто по настоянию администрации училища

 По  возвращении из-за границы он  получил место учителя в Уманском  среднем

 училище  садоводства и земледелия (Киевская  губерния), продолжил научные

 поиски  в области садоводства и организации сельского хозяйства.

 Совет  профессоров Ново-Александрийского  института в декабре 1908 г. пригласил  способного преподавателя на  работу в институт, где он, будучи  избран сначала доцентом, а затем  и адъюнкт-профессором, в течение  десяти лет читал лекции по садоводству, плодоводству и огородничеству, сельскохозяйственной экономии и статистике.

 В  1908 - 1913 гг. Челинцев, ставший уже  ученым широкого профиля, опубликовал  работы: «Улучшенная зерновая система  земледелия в крестьянском хозяйстве нечерноземной России», «К вопросу о русско-германском торгово-промышленном договоре», «Погубернские избытки и недостатки ржи, пшеницы, овса, ячменя и муки ржаной и пшеничной в 1909 г. для Европейской России», «Обзоры русской литературы по с.х. за 1908 - 1913 гг.», «Очерки сельскохозяйственной экономии»

и другие. Все они напрямую связаны с  коренными преобразованиями в аграрном секторе экономики России. Обращает на себя внимание тот факт, что они  написаны в разгар проводившейся  в стране столыпинской аграрной реформы,

когда вопросы районирования, повышения  производительных сил сельского

 хозяйства  и его новой ячейки – индивидуального  крестьянского хозяйства - прибрели  общероссийское звучание. Его оригинальная  научная работа «Сельскохозяйственные  районы России как стадии эволюции сельского хозяйства и культурный уровень сельского хозяйства в них», которая имела большое значение и влияние на последующие исследования вопросов рационального размещения и углубленной специализации сельскохозяйственного производства страны, оказалась актуальной на многие десятилетия вперед.

 С  1914 г., по признанию самого ученого,  главным направлением его научных  поисков стала выработка курса  организации сельскохозяйственного  производства для «крестьянского  хозяйства мелкого размера, кооперативно объединенного», в противоположность курсу профессора А.И. Скворцова, отвечающего на запросы крупного капиталистического (помещичьего) хозяйства, а также в противовес заграничным курсам.

 Особо  следует отметить научно-организаторскую  работу А.Н. Челинцева. Он

участвовал  в работе съездов естествоиспытателей  и врачей (Москва), по селекции и семеноводству (С.-Петербург), на съездах в Киеве  и Вильно по вопросам экспорта сельскохозяйственной продукции и пересмотра торгового  договора с Германией, выработке планов заготовок мясного скота. Принял активное участие в организации и проведении сельскохозяйственной переписи 1916 г.

 Исключительно  важное место заняла разработка  программы аграрного устроения  деревни, от правильности которой  в значительной степени зависело

дальнейшее  экономическое развитие страны. Поэтому  русская общественная и экономическая  мысль с исключительным вниманием  отнеслась к этой проблеме государственного строительства в новых условиях. Следует отметить, что еще в 1916 г. Экономический совет Союза городов предпринял попытку «привлечь научные, экономические силы страны

 к  разработке общественной программы  по важнейшим вопросам экономической  политики».

 Для  осуществления поставленных задач  Экономический совет на своем  заседании 9 июня 1916 г. решил «обратиться к виднейшим теоретикам России» с просьбой составить на определенные темы предварительные сообщения, которые должны содержать конкретные практические предложения, дать материал

для всестороннего  их обсуждения в собраниях Экономического совета при

участии экономистов-практиков России. В  письме профессору Челинцеву за

подписью  председателя Экономического совета Э. Мануилова предлагалось

 подготовить  сообщения «Об общем направлении  развития производительных сил  России» и «Об условиях производства ,

 и  сбыта главнейших продуктов во  время войны».

 По  приглашению Временного правительства  (с мая по октябрь 1917 г.) А.Н.  Челинцев работал управляющим  Отделом сельской экономии и  статистики Министерства земледелия, участвовал в разработке принципов аграрной реформы. 21

июня  Ученый комитет министерства единогласно  избрал его своим членом.

 Захват  власти большевиками ученый пережил  в Харькове, целиком углубившись  в научную работу. В 1917 - 1919 гг. его научные публикации составили  около 2 000 страниц. В личном фонде А.Н. Челинцева отложилось несколько работ этого периода: «Вопросы животноводства в связи с земельным переустройством», «Перспективы молочной кооперации в Харьковской губернии», «Состояние и развитие русского сельского хозяйства по данным переписи 1916 г. и железнодорожных перевозок», «Есть ли земельная рента в крестьянском хозяйстве?», «О строительстве сельскохозяйственной кооперации», «Опыт изучения организации крестьянского хозяйства в целях обоснования общественной и кооперативно-агрономической помощи на примерах Тамбовской губернии».

 Гражданская  война, в которой он не поддерживал  ни одну из сторон, застала 

ученого на Кубани во время руководимой им экспедиции «по исследованию казацко-крестьянского  сельскохозяйственного производства».

1 марта  1920 г., по договоренности с посольством  Сербии о преподавательской работе  в Белградском университете, он  покинул Россию, выехав морем  из Новороссийска.

 В  творческом плане югославский  период жизни А.Н. Челинцева  (1920 - 1923 гг.) был весьма результативен. Он был назначен штатным профессором Сельскохозяйственного факультета Белградского университета, где читал лекции по географии, статистике, организации и экономии сельского хозяйства. Он сразу

Информация о работе Российские ученые в экономической науки