Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 08:16, курсовая работа
Целью работы является изучение состояния нефтегазовой отрасли России, мира, а также определение специфики и места малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучить нефтяную и газовую отрасли России;
- рассмотреть современное состояние малого и среднего бизнеса в нефтегазовой промышленности;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовом комплексе России и мира.
Все вышеизложенные проблемы можно в той или иной степени отнести и к малому и среднему бизнесу в нефтегазовой отрасли. Однако, данная сфера имеет большое количество особенностей, отличающих ее от любой другой сферы бизнеса.
В нефтяной отрасли нашей страны осуществляют деятельность не только крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) но и малые и средние независимые нефтяные компании (ННК). Данный тип предприятий привлекает к себе существенно меньше внимания, чем нефтяные гиганты. Однако именно средние и малые предприятия в своей деятельности особенно активно используют новые технологии.
Малым компаниям в существующих на сегодняшний день в энергетической отрасли условиях трудно конкурировать с крупнейшими в мире вертикально интегрированными корпорациями, однако их деятельность все же является востребованной и на Российском рынке. Основная ниша для малого бизнеса в нефтегазовой отрасли – это ведение работ и оказание услуг в той сфере, где крупные игроки считают экономически нецелесообразным ведение деятельности. В первую очередь это относится к разработке месторождений с относительно небольшими запасами полезных ископаемых, а также к трудноизвлекаемым запасам. Подобные месторождения могут как принадлежать самим малым и средним компаниям, так и могут быть сданы им в аренду более крупными партнерами. Малый бизнес часто берет на себя возобновление ранее замороженных скважин, их ремонт и обслуживание, поставка и установка более современного оборудования. Различные виды экологической деятельности, к примеру утилизация неиспользованных во время производства нефтепродуктов, также входят в сферу интересов малых компаний.
Возникновение малых предприятий, как необходимой составляющей в структуре нефтяной промышленности России, неизбежно предопределено следующими объективными факторами:
• изменение сырьевой базы, увеличение роли малых и средних нефтяных месторождений, рост доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, значительные затраты на содержание региональной инфраструктуры;
• отсутствие экономической заинтересованности крупных компаний в разработке отдельных участков месторождений в связи с их низкой рентабельностью, увеличение числа бездействующих скважин;
• необходимость широкого и оперативного внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН);
• низкий уровень инновационной активности в нефтедобывающей отрасли.
Необходимо отметить, что деятельность малых и средних предприятий осложняется рядом принципиальных проблем.
• В связи с тем, что малые и средние компании зачастую работают на трудноизвлекаемых месторождениях, где добыча полезных ископаемых неминуемо сопряжена с высокой себестоимостью, им приходиться затрачивать больше средств на обслуживание скважин, чем крупные корпорации, в основном предпочитающие работать на месторождениях, где себестоимость добычи как можно ниже.
• Только благодаря внедрению нового и современного оборудования малый бизнес способен вести работы на малоэффективных месторождениях, что влечет за собой дополнительные затраты на покупку и обслуживание этого оборудования.
• Малые и средние компании в основном ориентируются на внутренний рынок, вывозя за рубеж малую часть своей продукции, что обуславливает их зависимость от состояния внутреннего рынка и скачков цен на нем.
• Избыточная налоговая нагрузка. Малые и средние предприятия платят в 1,5 раза больше рентных платежей, чем в целом по нефтегазовой отрасли, поскольку в РФ (как, впрочем, и в некоторых других странах) рентные платежи исчисляются без учета качества месторождений. Напротив, крупные добытчики, используя заниженные внутрикорпоративные цены, сильно занижают налоговые платежи.
• Малые компании, в отличие от крупных игроков зачастую сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Данная проблема усложняется расположением месторождений малого бизнеса в удаленных, труднодоступных районах страны.
Малая компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 25 относится к малодебитным (0,5 т в сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего количества добываемой нефти добывается из малодебитных скважин.
Положение малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России осложняется тем, что на государственном уровне дана не совсем верная оценка его деятельности. В частности, существуют мнения, что независимые нефтяные компании не заинтересованы в сбыте своей продукции на внутреннем рынке, а стремятся лишь достичь мировой арены с целью продажи нефтепродуктов за рубеж. Более того, некоторые специалисты говорят о том, что малый бизнес использует устаревшее и несовершенное оборудование, не позволяющее производить качественные товары.
Заблуждения относительно независимых нефтяных компаний, которые являются представителями малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли, приводят к ошибочным выводам и, как следствие, к недооценке эффективности и важности таких компаний для экономики страны.
Широко распространено мнение относительно того, что малый бизнес в нефтяной и газовой сфере – неэффективный собственник капитала и не использует вложенные инвестиции с максимальной отдачей. Подобное мнение в корне ошибочно. Малые компании, не имея такой существенной поддержки, как крупные, стараются извлекать максимум выгоды из любых доступных им средств. Инвесторы не будут финансировать компании, в чьих успехах на рынке они сомневаются, а значит, достижение положительных результатов и поддержание репутации на высоком уровне является первоочередной задачей независимых нефтяных компаний. Все вышеупомянутое подтверждают цифры. К примеру, в 2005 году, когда наблюдался пик экономического роста малого бизнеса в нефтегазовой сфере, рост объемов добычи нефти по отношению к 2004 г. по вертикально интегрированным компаниям составил 1,5%; по отрасли – 2,5%, а по малым компаниям – 18,9%.
Также в средствах массовой информации активно развивается позиция относительно того, что малые и средние нефтегазовые компании не обеспечивают внутренний рынок России своим сырьем и отправляют всю продукцию на экспорт. Действительно, малый бизнес не имеет собственных нефтеперерабатывающих заводов, и может поставлять только сырую продукцию. Однако, парадокс заключается в том, что независимые нефтяные компании экспортируют лишь треть всей добытой продукции, в то время как вертикально интегрированные корпорации увозят за рубеж порядка двух третей.
Некоторые специалисты ошибочно аргументируют свою позицию относительно неэффективности малых нефтяных и газовых компаний тем, что они (малые компании) используют давно устаревшие методы и способы добычи сырье, в связи с чем не являются надежными и перспективными партнерами. Но при более глубоком изучении проблемы можно сделать вывод, что в настоящее время малый бизнес наоборот старается использовать самые передовые технологии для улучшения производительности. Как малые, так и средние компании не могут рассчитывать на получение дополнительной прибыли от эффекта масштаба. Именно поэтому первоочередной задачей для них являет максимальная отдача от каждой единицы техники и от персонала. Если бы малый бизнес действительно работал с применением устаревших технологий и с использованием несовременного оборудования, он стал бы совершенно неконкурентоспособным. Следовательно, утверждение некоторых экспертов относительно низкого технологического уровня малых независимых компаний является ошибочным.
2.3.Перспективы
развития средних и малых
Для контраста и более ясного представления возможностей отечественных малых и средних компаний в нефтегазовой отрасли можно привести данные относительно Соединенных Штатов Америки. Нефтяная промышленность США — представляет пример сосуществования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих предприятий. Если первым подконтролен весь производственный цикл от геологоразведочных работ до реализации нефти и нефтепродуктов, то вторые занимаются исключительно разведкой и добычей нефти.
В Соединенных Штатах Америки семья может полностью обеспечивать себя, имея в собственности всего одну скважину, передавая ее своим детям и внукам из поколения в поколение.
Малые нефтяные компании многочисленны, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи. Часть из них добывает менее 10 баррелей в сутки. В то же время лидеры среди «малых» (производящие 20–320 тыс. баррелей в сутки) обладают разветвленной сетью зарубежных активов, добыча нефти с которых, правда, не достигает значительных объемов.
В России подобные явления крайне редки. По общепринятым данным, в 2000 году на долю малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России приходилось всего 10% от общего объема добычи, что является совершенно незначительным показателем, учитывая тот факт, что к 2007 году он снизился и едва превосходил отметку в 4%.
За прошедшие годы после распада Советского Союза и образования Российской Федерации стимулирование развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли практически не осуществлялось. Несмотря на то, что многие факторы указывают на целесообразность внедрения малых компаний на нефтегазовый рынок, поддержка государства остается на самом низком уровне и, как следствие, доля малого и среднего бизнеса в данной сфере крайне мала и незначительна.
Так в чем же заключается проблема малого и среднего предпринимательства в данной отрасли в Российской Федерации? И почему их доля в добычи таких ресурсов как нефть и газ с каждым годом становится все меньше и меньше, стремясь к нулю? Первый ответ, который с первого взгляда лежит на поверхности, указывает на недостаточную поддержку государства предпринимателей малого бизнеса в данной отрасли. Иногда можно наблюдать полное отсутствие какой-либо поддержки со стороны правительства. Политика как федеральных так и местных властей не направлена на развитие и укрепление предприятий малого и среднего звена в нефтегазовой отрасли. После распада Советского Союза, тотальной приватизации и начала перехода к рыночной модели экономики прошло уже более 20 лет, однако государство не смогло создать необходимые условия для роста и развития малого бизнеса, что в настоящее время приводит к неблагоприятным последствиям.
Слишком много времени уходит у властей на то чтобы рассмотреть существующие проблемы, перейти от обсуждения к делу и устранить преграды на пути развития малого и среднего бизнеса. И основной причиной отсутствия конкретных действий, скорее всего, является неполное осознание государственными служащими сложившейся проблемы. Более того, в отличие от большинства западных стран, в Российской Федерации процесс принятия каких либо решений на государственном уровне сильно бюрократизирован, что, в свою очередь, тормозит общее развития страны. И вопросы, связанные с решением проблем малого бизнеса, проходят десятки комиссий и сотни обсуждений прежде чем они смогут оказать реальное влияние на сложившуюся ситуацию. Иногда складывается впечатление, что у властей отсутствуют как желание, так и стимулы к принятию верных решений, которые бы привели к положительным сдвигам относительно малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли.
Однако почему России столь необходимо развитие малых и средних компаний в энергетической отрасли? Основная причина заключается в том, что 75% всех полезных ископаемых располагаются в мелких залежах, разработка которых не представляет никакого интереса для крупных энергетических корпораций и является уникальной нишей для малого и среднего бизнеса.
Отмечается, что на 40% скважин, расположенных на территории Российской Федерации, работы были прерваны или приостановлены из-за обнаружения высокого уровня грунтовых вод, сложностей, возникших в процессе добычи или из-за сравнительно малого количества полезных ископаемых, недостаточного для рентабельности дальнейшей разработки. И, скорее всего, количество подобных заброшенных и не до конца разработанных объектов будет только расти. Очевидно, подобная ситуация открывает широкие перспективы для развития малого и среднего бизнеса в данной отрасли.
Также необходимо помнить о положительном социальном воздействии, которое оказывает малый и средний бизнес, особенно в кризисный период. Для многих российских городов и удаленных поселений малые добывающие компании могли бы стать решением целого ряда проблем, в том числе снизить уровень растущей безработицы. Таких компаний, работающих на полную мощность, несомненно, хватило бы для того, чтобы улучшить многие статистические показатели России, которые далеки от идеальных.
В 2008 году малые компании, независимые от вертикально интегрированных нефтяных корпораций, произвели более 20 миллионов тонн нефти. Около 160 малых и средних компаний, работающих в нефтедобывающей отрасли в настоящее время в России, создают определенную конкуренцию и способствуют небольшому снижению цен на региональных рынках нефтепродуктов. К регионам, в которых наиболее широко распространены малые предприятия в нефтегазовой отрасли, относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан и Республика Коми.
В 2009 году Государственная Дума Российской Федерации провела несколько заседаний, основной темой которых стала «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли». Юрий Александрович Липатов, в 2009 году являющийся председателем Комитета Государственной Думы по энергетике, в ходе заседаний отметил, что существующее законодательство, включая статьи о поддержке малого бизнеса, не имеет должной адаптации для малых предприятий в энергетической отрасли и не отвечает в полной мере их специфике. На деле такие компании практически не получают никакой поддержки со стороны правительства. Более того, во время кризиса малый и средний бизнес в нефтегазовой отрасли остался за бортом государственной антикризисной программы. Существуют мнения, что такой вид бизнеса находится на грани исчезновения. И именно поэтому крайне необходимы изменения в законодательстве, направленные на улучшение положения малых и средних предприятий энергетической промышленности.
Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России и мире