Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 08:16, курсовая работа
Целью работы является изучение состояния нефтегазовой отрасли России, мира, а также определение специфики и места малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучить нефтяную и газовую отрасли России;
- рассмотреть современное состояние малого и среднего бизнеса в нефтегазовой промышленности;
- проанализировать проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовом комплексе России и мира.
Что все же мешает нормальному функционированию малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли, и какая поддержка ему необходима? Изначально необходимо на государственном уровне закрепить классификацию малых предприятий в энергетической отрасли, для того чтобы иметь четкие инструкции, по которым определять, относится то или иное предприятие к данной группе или нет. Исходя из того что энергетическая промышленность имеет собственные стандарты, отличающиеся от тех, что присутствуют в других отраслях, такие показатели как годовой оборот и количество персонала будут выше относительно фирм, работающих в иных отраслях.
Вторым шагом со стороны государства могла бы стать стимулирующая политика относительно малого бизнеса в данной области, которая могла бы заключаться в предоставлении таким фирмам свободного доступа к существующим нефтепроводам, транспортной инфраструктуре и перерабатывающим предприятиям. Необходимо отметить, что уже сейчас предприняты некоторые шаги, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли. К примеру, в Татарстане уже существует нефтеперерабатывающий комплекс ОАО «ТАИФ-НК», отвечающий всем мировым стандартам и принимающий на переработку около 7 тонн в год от малых компаний.
Однако малый бизнес также крайне нуждается в привлечение инвестиций, в основном в области инноваций. Для эффективного взаимодействия вертикально интегрированных нефтяных корпораций и представителей малого и среднего бизнеса необходима передача различных уникальных прав от первых ко вторым для возможности дальнейшего сотрудничества. Вертикально интегрированные корпорации и малый бизнес в нефтегазовой отрасли скорее являются сотрудниками, а не конкурентами. Упрощенное налогообложения для малых компаний и эффект масштаба, присутствующий у крупного бизнеса, может стать плюсом и для тех и для других.
По словам президента Российского Общества Инженеров Нефти и Газа, Вячеслава Николаевича Манырина, в настоящее время бездействующие скважины на территории России составляют примерно 40% от общего числа.
Манырин убежден, что такая ситуация сложилась из-за того, что власти игнорируют предложения различного рода о поощрении разработок ранее приостановленных или замороженных месторождений нефти и газа. Он также упомянул, что кардинальные изменения в существующем законодательстве необязательны, за исключением, возможно, статей о налогообложении, которые не менялись со времен распада Советского Союза в начале 1990-х годов. Со слов президента РОСИНГ, документ, подписанный в ноябре 1999 года Владимиром Путиным, тогда находившемся в должности премьер-министра, и направленный на оказание поддержки компаниям, взявшимся за разработку ранее замороженных месторождений, был крайне важным и верным решением. Но эта инициатива требовала соответствующего отклика со стороны крупных игроков рынка, вертикально интегрированных компаний. Однако до сих пор данная инициатива не была воплощена в жизнь. При этом показатели, находящиеся в распоряжении РОСИНГ свидетельствуют о том, что эффективность работы российской нефтяной отрасли снижается с каждым годом на 5-7%.
Решением сложившейся проблемы могло бы стать вмешательство государства, направленное на передачу неэффективных для крупных компаний месторождений руки более мелких игроков. Речь не идет о том, чтобы отобрать у крупных корпораций эти месторождения. Подразумевается обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к этим скважинам, предложив при этом крупным компаниям такие условия, чтобы они были заинтересованы в успехе проекта. Если малый бизнес не сможет обеспечить данные условия своими силами, возможно предоставить ему государственную поддержку, как это было сделано в США и Канаде. Нельзя исключать привлечения государственных ресурсов, в том числе и кадровых, для наиболее эффективного управления малым и средним бизнесом в данной ситуации.
Для того, чтобы запустить подобный механизм необходимо создать соответствующий орган при Комитете Государственной Думы по энергетике или при Министерстве Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. Предположительно этот государственный орган может включать в себя представителей различных компаний нефтегазовой отрасли России, а также специалистов из Ростехнадзора, которые совместными усилиями смогли бы сдвинуть проблему с мертвой точки.
Если возобновить работу, хотя бы на половине ныне заброшенных площадках, то это приведет к увеличению добычи нефти на 25 миллионов тонн в год, не говоря уже о том, что это, несомненно, создаст порядка 250 тысяч новых рабочих мест.
Данные, предоставленные Юрием Иконниковым, главой производственного отдела компании Лукойл, говорят о том, что за прошедшие три года доля неактивных скважин в различных проектах компании не превышает 15,1%, что в свою очередь является более низким показателем относительно других компаний, работающих в данном секторе. Он подчеркнул, что Лукойл готов передать часть неактивных скважин малому бизнесу, но этот вопрос тесно связан с множеством правовых норм, которые должны регулировать процесс и которые зачастую отсутствуют в существующем законодательстве.
При этом необходимо четко различать такие понятия как «неактивное месторождение, находящееся в разработке» и «неактивное замороженное месторождение». Без пробных скважин и скважин в процессе разработки не представляется возможным оценить перспективы того или иного месторождения в целом, и такие скважины никак нельзя относить к «простаивающим». Более того, чем сложнее условия добычи, тем больше требуется экспериментальных скважин для объективной оценки ценности месторождения. К примеру, в Калифорнийских месторождениях, работающих уже более века, можно насчитать порядка 600 инспекционных скважин (при общем количестве около 16000).
Нельзя забывать и о том, что на замороженных скважинах оборудование по разным причинам может быть неисправно. Малые компании не в состоянии самостоятельно привести его в рабочее состояние в силу того, что у них нет необходимых для этого мощностей и технологий. Следовательно, им придется обращаться к услугам компаний, обслуживающих данное оборудование, что, несомненно, приведет к дополнительным издержкам. Из-за небольшого объема работ стоимость обслуживания оборудования только повысится.
Несмотря на все сложности процесса передачи месторождений от крупных игроков к малым, эта система имеет неплохие перспективы. Малый и средний бизнес гораздо легче и быстрее адаптируется к изменениям на рынке, что является его неоспоримым преимуществом. Учитывая шаги государства, направленные на поддержание мелких компаний, к примеру, подписанный президентом в августе 2009 года акт о допуске малого бизнеса к научным и образовательным центрам, малый и средний бизнес имеет будущее и шансы на существование в нефтегазовой отрасли в России.
Однако, у законодательных актов, подобных принятому в августе 2009 года, всегда есть противники, утверждающие, что все научные разработки, ведущиеся государственными научно-исследовательскими университетами, принадлежат непосредственно государству. При этом, ни для кого не секрет, что государство довольно часто является не самым эффективным правообладателем тех или иных научных разработок.
Анализируя опыт образовательных учреждений Великобритании, можно констатировать следующее: в Соединенном Королевстве, в случае, если в рамках научно-исследовательского университета сделано какое-то открытие (будь то новый реагент, метод или что-либо иное), то университет предоставляет защиту интеллектуальной собственности, ее регистрацию и оказывает помощь в дальнейшем ее практическом применении. Чаще всего университет открывает компанию в форме закрытого акционерного общества, и ученый, сделавший открытие становится совладельцем этой компании. После этого специалисты запускают кампанию по продвижению открытия на рынке и привлекают инвесторов. В год, в Великобритании открывается около 50 подобных фирм, некоторые из них добиваются значительных успехов и приносят доход более 1,5 миллионов фунтов в год.
Подобную схему можно применить и в Российских условиях, учитывая тот факт, что ряд отечественных университетов, таких как Высшая Школа Экономики и Университет нефти и газа имени И.М.Губкина, имеют статус научно-исследовательских университетов. При поддержке инициативы правительством и крупными игроками на нефтегазовом рынке, возможно создание малых и средних компаний с непосредственным участием государственных университетов. Подобное сотрудничество было бы выгодно для всех участвующих в нем сторон. Крупные компании смог ли бы передать неэффективные для них месторождения в руки более мелких игроков, правительство могло бы стать основным посредником в данной области, а университеты получили бы дополнительное финансирование для разработки новых проектов. Именно симбиоз научной деятельности и экономически эффективного управления может привести к положительным результатам в области нефтегазовых отношений.
Наиболее вероятно, что адекватные налоговые ставки и налогообложение в целом являются для малых и средних компаний крайне важными факторами. Если разработка определенных месторождений невыгодна для крупного бизнеса, у которого в распоряжении огромные оборотные активы, то должны быть созданы условия, при которых она станет выгодной для малого, в чьем распоряжении куда меньшие средства. Не стоит забывать, что в нефтегазовой отрасли стоимость одной операции может исчисляться миллионами рублей.
Проблема почти всех отечественных компаний, осуществляющих деятельность на нефтяном и газовом рынках, заключается в излишней консервативности. Низкое качество оборудования не позволяет перейти на новый уровень добычи полезных ископаемых. А новые достижения науки внедряются непосредственно в производственный процесс недостаточно часто. С этой точки зрения малый и средний бизнес может оказаться в более выигрышной ситуации. Современный рынок технологий предоставляет огромный выбор и им необходимо пользоваться. Однако российские компании довольно плохо взаимодействуют с ним и создание форумов, на которых присутствовали бы представители компаний и представители разработчиков технологий, могло бы значительно улучшить ситуацию. Проблема недостаточного взаимодействия характерна для крупного бизнеса даже внутри одной отдельной компании, когда один завод не осведомлен о том, что происходит на другом. При поддержке государства возможно создание конференций по обмену опытом между не только крупными компаниями, но и малыми и средними. На базе подобных форумов и конференций есть возможность организовать отдельный институт, подобно французскому Institut Français du Pétrole, который бы разрабатывал ключевые направления развития всего сектора.
Камнем преткновения в подобных проектах зачастую становится нежелание крупных компаний осуществлять сотрудничество. Зачастую руководство нефтяных и газовых гигантов придерживается мнения, что у них нет необходимости вступать во взаимодействие с более мелким бизнесом. В данном случае размер таких компаний играет отрицательную роль, так как для них проще оставить замороженные скважины в том состоянии, в котором они находятся сейчас, нежели вступать в переговоры с представителями мелкого бизнеса для дальнейшей передачи им этих скважин. До тех пор пока крупные игроки не придут к осознанию выгодности вышеизложенных проектов, они не будут откликаться на предложения, как малого бизнеса, так и государственных институтов. На кого должно лечь бремя переговоров и предоставление наглядной информации об экономической выгоде проектов – остается открытым вопросом. Несомненно, малому бизнесу будет сложнее вступить в контакт с крупными компаниями, чем представителям государства. Однако, при участии в решении данного вопроса только государственных специалистов, процесс может затянуться на долгое время. Учитывая то, что Россия в отношении малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли идет в разрез с такими передовыми странами как США и Канада, и доля малых игроков падает с каждым годом, описанная выше проблема является достаточно отстрой и требует скорейших принятий решений.
Заключение
Структура малых и средних нефтегазодобывающих предприятий различается от страны к стране, а также от региона к региону, в рамках одной страны. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется во многих странах. Основными направлениями этой поддержки являются такие, как создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Подводя итог, можно утверждать, что малый и средний бизнес в нефтегазовой отрасли является неотъемлемой и важной составляющей для любой страны мира. В одних странах, таких как Канада, он занимает более уверенные и значимые позиции, в других, как Российская Федерация, на его долю приходится меньшие обороты в нефтегазовом секторе. Однако его значение для экономики неоспоримо.
Делая акцент на российском рынке нефти и газа, необходимо отметить, что малые и средние компании являются одними из самых эффективных собственников и создают дополнительные стимулы для развития всего рынка в целом путем внедрения передовых технологий и инноваций в производственные процессы. Адаптация подобного бизнеса к быстро меняющимся условиям рынка происходит значительно быстрее относительно их более крупных партнеров.
При всех плюсах, присущих малым и средним предприятиям, они сталкиваются со значительными проблемами касательно ведения бизнеса в России, мешающими им занять достойное место на рынке нефти и газа. К основным проблемам, во-первых, можно отнести избыточную налоговую нагрузку и очевидные недостатки плоской шкалы налогообложения. Во-вторых, непредсказуемость цен на внутреннем рынке России не дает малому бизнесу спрогнозировать свою деятельность и сделать адекватную оценку состоянию рынка. Учитывая специфику работы малых компаний в нефтегазовой сфере, а именно капиталозатратное производство и ориентированность на внутренний рынок, достоверная аналитика является залогом построения верной политики и ведения бизнеса. В-третьих, недостаточное количество нефтеперерабатывающих заводов, способных сотрудничать с малыми производителями, вносит свой отрицательный вклад в положение малого и среднего бизнеса. В-четвертых, по разным причинам существует дискриминация малых производителей при доступе к рынкам сбыта, что не дает им свободы в реализации собственной продукции.
Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, государство способно оказать достойную поддержку малому бизнесу в достижении им значимой позиции на нефтегазовом рынке. Перспектива малых компаний огромна, что доказывают приведенные в работе данные и опыт зарубежных партнеров. Недооценка роли и места малого и среднего бизнеса может привести к упущению существующих на данный момент возможностей, и, как следствие потере Российской Федерации лидирующих позиций в нефтегазовой отрасли на мировой арене.
Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли в России и мире