Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа
С древних1времен1человечество1объединялось1в1более крупные группы, начиная с домашних хозяйств и клановых формирований, которые расширялись до современных государств. Чтобы государство могло существовать, отдельные лица и группы уступают государственному органу в ключевых областях, таких, как законодательство, контроль за соблюдением правопорядка, оборона и т.д.
В древности под понятием государство понимали организацию оседлого населения, занимающую определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.
Платон,1Аристотель,1Цицерон1рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду обитания, где человек находит благоприятные условия для существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство1воспитывает человека в добродетели, именно в этом он видел назначение государства.
1. Введение.
2. Минимальные функции государства, «провалы» рынка.
2.1. Общественные товары (блага).
2.2. Внешние эффекты
2.3. Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика.
2.4. Пресечение ассиметричной информации рынка.
3. Максимальные функции государства.
4. Формы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.
4.1. Государственное экономическое программирование.
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики.
6. Теория общественного выбора. «Провалы» государства.
6.1. «Провалы» государства.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
Административные регуляторы связаны с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Это, например, директивное регулирование цен, зарплаты, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование. Однако административные регуляторы следует использовать осторожно, так как чрезмерное их применение опасно перерождением рыночной экономики в административно-командную.
На практике административные и экономические методы не только противоположны, но и взаимосвязанные. Преобладание тех или иных методов зависит от исторической обстановки и от тех задач, которые необходимо решать.
При этом используют прямые и косвенные методы.
Прямое вмешательство означает прежде всего существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Прямое вмешательство государства выражается и в принятии законодательных актов, призванных упорядочить отношения между рыночными субъектами. Сюда относятся самые различные законы, ограничивающие деловую активность, Гражданский и Налоговый кодексы и др. К прямому вмешательству можно отнести и систему государственных закупок, гарантирующих нужным государству фирмам сбыт продукции и выгодную цену. Государство может напрямую и полностью финансировать региональные программы в депрессивных районах и т.д.
Косвенное
вмешательство предполагает проведение
государством определенной экономической
политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,
амортизационной, валютной, таможенной
и т.д.
4.1 Государственное экономическое программирование.
Высшей формой государственного регулирования рыночной экономики является государственное экономическое программирование. Эго задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Объектом таких программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.
Программы бывают национальные среднесрочные, чрезвычайные и целевые. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления значительное место занимают средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в различных странах разный. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. К самым старым целевым программам относятся регионально-энергетическая программа по освоению бассейна р. Тенесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, программа хозяйственного развития юга Италии. Успешно выполняется международная долгосрочная целевая программа научных исследований «Эврика», в которой участвует Россия.
Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации в Восточной Германии после присоединения ГДР к ФРГ.
На базе опыта составления целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х гг. в ряде стран перешли общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие показатели народного хозяйства; пионерами в этой области стали Франция, Нидерланды, Скандинавские страны, южная Корея. Общеэкономическое среднесрочной программирование в настоящее время получило сильное развитие также в Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, Ряд стран Латинской Америки. В цитадели рыночного хозяйства – США – общенационального программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные программы. Различия в степени развития программирования в отдельных странах зависит от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.
Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если такого нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом. При этом министерство экономики, как правило, готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие ответственность за исполнение. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; создаются различные комиссии и советы экспертов.
Программа и финансовый план
ежегодно утверждаются
Государственное экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее, даже если государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений.
Государственное финансовое стимулирование, заказ и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались ущемленными. Поэтому на государственные программирующие органы постоянно оказывается разносторонне влиянии, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных групп, политических партий.
Экономическое программирование в отдельных государствах Западной Европы развивается в направлении все большей взаимной координации экономической политики стран – членов ЕС.
Применяя различные методы при выполнении своих функций, государство не должно забывать о требованиях, которые предъявляет к этим методам рыночная система хозяйствования, а именно:
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики.
Однако возможности государственного регулирования экономики не безграничны. Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственная собственность. Но у государственных доходов и ГС есть относительные границы роста.
В 50-х, 60-х и частично 70-х гг. государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибыли и капитала подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для бегства капитала.
Повышение налогов и сборов работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий так же не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема, когда увеличивается база налогообложения.
Итак, существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:
Ограниченны и возможности государственной собственности. ГС не может расти, захватывая все новые и новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности. Не случайно в конце 80-х годов и в 90-е года во многих развитых странах, в частности в США, Великобритании, ФРГ, Италии, проводилась широкая приватизация объектов ГС.
Главная граница государственного регулирования экономики – возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.
Частный
капитал участвует в
Механизм
государственного регулирования экономики
совершенствуется, независимо от того,
ориентируется правительство на монетаристские
принципы экономической политики или
склонны к использованию более жестких
бюджетных инструментов регулирования.
В современных условиях практика государственного
регулирования экономики оказалась достаточно
результативной, чтобы не допустить
всеобщих кризисов и социально опасных
масштабов безработицы.
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Эта теория сформировалась в экономической науке в конце 1960-х годов. Американский экономист К. Эрроу и шотландский ученый Д. Блэк применили принципы экономического анализа к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Поэтому нередко термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» на Западе используется применительно к теории общественного выбора. Для развития этой теории много сделали Дж.Бьюкенен, Д.Норт, М.Олсон и др.
Суть этой теории в том, что сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка. Отсюда поведение государственного чиновника определяется законами рынка, и он не обязательно будет руководствоваться соображениями общественного благополучия своих избирателей. Если потребитель в рыночной экономике заинтересован в максимизации полезности приобретаемых товаров, то бизнесмен – в максимизации прибыли в хозяйственной деятельности, то представитель государственных органов – в максимизации своей частной выгоды. Поэтому в процессе принятия каких-либо политических и экономических решений государственные чиновники непременно будут учитывать свои личные интересы.
На этом графике отражена важнейшая идея теоретиков общественного выбора: государственное должностное лицо, так же как и другие субъекты рыночной экономики, стремиться уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды, или же MC должны быть равны MR. Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание.