Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа
С древних1времен1человечество1объединялось1в1более крупные группы, начиная с домашних хозяйств и клановых формирований, которые расширялись до современных государств. Чтобы государство могло существовать, отдельные лица и группы уступают государственному органу в ключевых областях, таких, как законодательство, контроль за соблюдением правопорядка, оборона и т.д.
В древности под понятием государство понимали организацию оседлого населения, занимающую определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.
Платон,1Аристотель,1Цицерон1рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду обитания, где человек находит благоприятные условия для существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство1воспитывает человека в добродетели, именно в этом он видел назначение государства.
1. Введение.
2. Минимальные функции государства, «провалы» рынка.
2.1. Общественные товары (блага).
2.2. Внешние эффекты
2.3. Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика.
2.4. Пресечение ассиметричной информации рынка.
3. Максимальные функции государства.
4. Формы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.
4.1. Государственное экономическое программирование.
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики.
6. Теория общественного выбора. «Провалы» государства.
6.1. «Провалы» государства.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem).
Проблема безбилетника больше возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы «безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, появляются «провалы» рынка. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от личных. Например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но и оно имеет и черты собственного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться с сочетании рыночной и государственной основ.
Общественные
товары связывают коллективные потребности
с налоговой и бюджетной
Из определения общественных товаров можно сделать следующие выводы для экономической политики государства:
Экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражение в ценах. Они так называются, потому что касаются не только участвующих в данной «сделке» экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате производства и потребления товаров и услуг.
Экстерналии бывают отрицательными и положительными. Отрицательные связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, экстерналии показывают разность между социальными издержками (выгодами) и собственными:
где MSC – предельные общественные издержки (marginal social cost); MPS – предельные частные издержки (marginal private cost); MEC – предельные внешние издержки (marginal external cost).
Классический пример отрицательного эффекта – строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для проживающих в низшем течении реки ухудшается рыбный улов. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капиталов их владельцев.
На графике кривая предложения равна динамике MSC – предельных общественных издержек; кривая спроса D1 –динамике MPB – предельных частных выгод (marginal private benefits); кривая спроса D2 – MSB – предельных общественных выгод (marginal social benefits); MEB – предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке E2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AE1E2.
Таким образом, отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного «экономического агента» вызывает издержки других.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного «экономического агента» приносит выгоды другим.
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем эффективном объеме, т.е. имеет место производство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
При наличии положительного внешнего эффекта экономической благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может достигаться путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который увеличивает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер называл теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что если права собственности всех сторон точно определены, а трансакциональные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглег выразил следующим образом: «… в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении становится некорректной.
Регулирование
внешних для рынка эффектов берет
на себя государство. Большое значение
для современной экономики
Существует три пути уменьшения вредных выбросов в окружающую среду:
1.
Установление норм или
2. Введение платы за выбросы;
3. Продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует уменьшению общего объема вредных выбросов, о чем говорит опыт применения ее в ФРГ. Но полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, нет.
Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.
Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, получившие такие лицензии, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от выброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в нормы выброса (см. приложение 2).
Таким
образом, из концепции внешних эффектов
можно сделать следующие
Поддержание естественного порядка в рыночной экономике, под которым понимается совершенная конкуренция, установление на этой основе «правил игры», т.е. правовой основы экономики, является важнейшей функцией государства.
В рыночной экономике существует предрасположенность к монополизму, причем объективная, так как она обусловлена развитием самого рынка, конкуренции, а также процессом концентрации производства.
Проблема монополии – одна из немногих проблем, где нет разногласий между неоклассикой и марксизмом. Монополия является проблемой, которая требует вмешательства государства, потому что ведет к: неоправданному росту цен на товары монополии, неэффективной структуре производства, неэффективному распределению ресурсов, снижению уровня жизни потребителя; образованию монопольно высоких цен, монопольных прибылей и углублению неравенства в распределении доходов, усилению политического влияния монополистов. Одновременно эти концепции по-разному определяют задачи антимонопольной политики: не столько бороться с монополией, сколько помогать конкуренции; или национализация монополий и руководство ими в интересах всего общества, либо прямой и всесторонний контроль над ценами, прибылями и производством монополистов. Практика показала, что во многих странах антимонопольная политика, являясь по законодательным основам рыночной, в конкретных ситуациях часто принимала марксистскую позицию как более понятную. Например, если возникает опасность монополизации, то объявляется запрет приватизации предприятий. При этом, исходя из неправильной посылки: монополия опасна только как частное предприятие, а если она находится в государственной собственности, то монополия не является опасной. В действительности смена собственности не исключает главный недостаток монополии – неэффективное распределение ресурсов.
Хотя, существует ряд отраслей, где монополия просто необходима. Это так называемая сфера естественных монополий. Государство осуществляет прямое и косвенное регулирование деятельности таких монополий. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное – во введении дополнительных налогов, субсидий и т.д.
Выполняя функцию защиты и стимулирования конкуренции, государство способствует сохранению самого рыночного механизма. В рамках этой функции особое внимание заслуживает антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий, которое осуществляется при помощи конкурентной политики.
Конкурентная политика является системой мер, цель которых – исключить подрыв или искажение конкуренции со стороны фирм, имеющих рыночную власть.
Исторически
так сложилось, что защита конкуренции
требовала ограничения «грабительских»
действий первых монополий в конце XIX в.
Конкурентная политика иногда называется
антимонопольной политикой. Среди основных
мер антимонопольной политики выделяются
меры по коррекции
поведения, запрещающие антиконкурентные
действия, и структурная
политика, в ходе которой изменяется
структура отрасли, становящаяся больше
конкурентной. Разделение крупной компании
на ряд мелких независимых фирм или запрещение
слияния двух крупных фирм, может стать
следствием получением доминирующей позиции
на рынке, являются примерами структурной
политики.