Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить предмет, задачи и проблемы взаимодействия в бизнесе.
Определение понятий моделей бизнеса и проведение анализа проблем взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в экономике рассмотрение как предмета.
Задачи:
Определить понятие бизнеса и его разновидностей, малого и крупного, объяснить их роль в современной экономике.
Раскрыть основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Выявить проблемы малого и крупным бизнеса. Проблемы взаимодействия между ними.
Проанализировать проблемы и противоречия малого и крупного бизнеса в Российской экономике и на конкретных примерах Перми и Пермского края.

Оглавление

Введение 3
Глава I Общие основы бизнеса. Взаимодействие крупного и мелкого
бизнеса 5
1.1 Бизнес как особый вид деятельности 5
1.1.1 Определение понятия «Бизнес» 5
1.1.2 Формы экономической деятельности 8
1.2 Виды бизнеса 9
1.2.1 Виды бизнеса и критерии их выделения 9
1.2.2 Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике 14
1.2.3 Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса 19
Глава II Анализ проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса. 23
2.1 Проблемы малого и крупного бизнеса 23
2.2 Масштабы и характер кооперационных связей малого
бизнеса и крупных предприятий 27
Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в
Пермском крае. 33
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 334.50 Кб (Скачать)


 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ФИНАНСОВ»


 

Кафедра Менеджмента

Специальность Менеджмент организации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине        ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ _______________________________________________   

(наименование  дисциплины)

Тема: ___ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МЕЛКОГО

БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ»

_____________________________________________________                                             (наименование темы)

______________________________________________________________ 

 

Выполнил(а) студент(ка)_1_курса, группы М1-29-С (И) 

Рязанова Людмила  Петровна_____________________________________

                                    (фамилия, имя отчество)

 

Руководитель работы  Ельшина В.В.__________________________________                                       (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

 

 

К защите__________________________ 

                                                                                                       (дата, подпись руководителя)

                                                         

                                                                               Работа защищена с оценкой___________

 

                                                                           ________________   _______________

                                                                                      (подпись руководителя)                   Ф.И.О.

   

                                                                             «___» __________________200_г.

 

 

 

 

 

Пермь 2010_г. 

Содержание.

      Введение 3

Глава I    Общие основы бизнеса. Взаимодействие крупного и мелкого

          бизнеса 5

  • 1.1 Бизнес как особый вид деятельности 5

  •      1.1.1 Определение понятия «Бизнес» 5

  •      1.1.2  Формы экономической деятельности 8

    1.2 Виды бизнеса 9

  •     1.2.1 Виды бизнеса и критерии их выделения 9

  •     1.2.2  Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике 14

        1.2.3 Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса 19

    Глава II   Анализ проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса.  23

                2.1 Проблемы  малого и  крупного бизнеса 23

              2.2 Масштабы и характер кооперационных связей малого

               бизнеса и крупных предприятий  27

      1.   Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в

    Пермском  крае. 33

          Заключение  39

          Литература 41

    Введение.

    Бизнес и предпринимательство - очень сложные и многогранные явления. Они является объектом изучения в курсах: "Экономической теории" и "Гражданского права". Студенты экономисты знакомятся с отдельными сторонами предпринимательской деятельности в рамках таких учебных дисциплин как "Менеджмент", "Маркетинг", "Экономика предприятия" и др.

    В данной работе знакомство с содержанием, общими закономерностями и особенностями функционирования современного бизнеса. Рассмотрение проблемы российского бизнеса. Тема бизнеса, взаимодействия разных видов бизнеса между собой, возникающие проблемы в экономике очень интересны, хочется более подробно изучить этот материал.

    Цель работы: определить предмет, задачи и проблемы взаимодействия в бизнесе.

    Определение понятий моделей бизнеса и проведение анализа проблем взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в экономике рассмотрение как предмета.

    Задачи:

    Определить понятие  бизнеса и его разновидностей, малого и крупного, объяснить их роль в современной экономике.

    Раскрыть основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.

    Выявить проблемы малого  и крупным бизнеса. Проблемы взаимодействия между ними.

    Проанализировать проблемы и противоречия малого и крупного бизнеса в Российской экономике и на конкретных примерах Перми и Пермского края.

    Структура работы:

    Курсовая работа разделена на два раздела. В первом разделе знакомство с общими основами бизнеса, предполагается анализ функций бизнеса, раскроем место бизнеса в развитии экономики, рассмотрим формы взаимодействия малого и крупного бизнеса. Во второй части работы изложены основные проблемы малого и крупного бизнеса, проблемы при взаимодействии друг с другом и возможные варианты решения проблем, приведем примеры взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в разных сферах деятельности, как в России так и у нас в Перми. И в заключении итоги по проблемам взаимодействия между малым и крупным бизнесом и предложения для устранения данных проблем.

    Для России процессы взаимодействия крупного и малого бизнеса актуальны  потому, что в состоянии неустойчивости, в котором находится и крупный и малый бизнес, процессы взаимного перетекания различных видов ресурсов между предприятиями, должны приводить к повышению эффективности их использования, а так же к экономическому развитию страны в целом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА I  ОБЩИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЛКОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА

    1.1 Бизнес как особый вид деятельности

    1.1.1 Определение понятия «Бизнес»

    Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако дать однозначное определение термину "бизнес" нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. Английский профессор Алан Хоскинг в учебнике Курс предпринимательства определяет бизнес как "деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций". [11]

    Американский ученый, профессор Роберт Хизрич [10] определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым" В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих бизнес с экономической, политэкономической, психологической, правовой, управленческой и других точек зрения.

    Термины "бизнес" и "предпринимательство" прочно вошли в наш словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий.

    Бизнес - это делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности, изготовлением продукта или оказания услуги. В учебнике А.В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства и как "искусства ведения деловой активности", и "как мыслительного процесса", и как "особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций" и как "умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела".

    В Гражданском кодексе  РФ дано следующее официальное понятие бизнесу:

    самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [1]

    Такое разнообразие определений связано с тем, что бизнес и предпринимательство являются объектом изучения в курсах разных экономических дисциплин. И каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в понимание этих явлений и по-своему определяет, что такое бизнес.

    «Процедурный» и «интуитивный» бизнес

    Для анализа таких  явлений  как экономические и  правовые условия становления рынка  в России и других странах мы будем  пользоваться терминами «процедурный»  и «интуитивный» бизнес.

    Процедурный или рациональный бизнес - это бизнес, в основе которого лежат формальные правила и процедуры, применимые в стандартных ситуациях. [7]

    Большинство крупных  фирм в современных развитых рыночных экономиках можно отнести к этому  типу бизнеса. Поэтому, когда экономисты анализируют поведение современной крупной фирмы использую термин "рациональное поведение". Оно складывается из большого количества формальных структур и процедур ведения бизнеса, которые получили название рутин. Рутины позволяют снизить риск и неопределенность ведения бизнеса в динамично изменяющихся условиях, позволяют фирмам активно усваивать и рационально перерабатывать огромный поток внешней и внутренней информации. Эти рутины получают организационное завершение в форме структурных подразделений фирмы с жестко заданными иерархическими обязанностями и функциональными обязанностями. Рациональный бизнес является ведущим в развитых странах.

    В основе интуитивного предпринимательства  лежит личный опыт и интуиция бизнесмена. Эти два вида бизнеса связаны  между собой. Интуитивные находки  предпринимателей по мере становления бизнеса постепенно формализуются и превращаются в формальные правила и процедуры (должностные инструкции, этику предпринимателей, нормы права). Бурное развитие бизнеса регулярно заставляет предпринимателей искать новые формы организации дела и правило ведения бизнеса, в основе которых также лежит интуитивный бизнес. Интуитивное предпринимательство часто встречается и в развитых рыночных странах в фирмах, которые проходят этап становления или находятся в кризисном состоянии.

    В таблице 1 сведены основные признаки «интуитивного» и  «рационального» бизнеса.

    Признаки интуитивного и рационального бизнеса

    Таблица 1

    Признаки интуитивного бизнеса

    Признаки рационального  бизнеса

    Преимущественно экстенсивный характер развития

    Преимущественно интенсивный характер развития

    В основе принятия решений  активный поиск и создание новых  правил и процедур ведения бизнеса

    В основе принятия решений  лежат стандартные и в основном формальные правила и процедуры

    Неустойчивая внутренняя и внешняя среда предпринимательства

    Устойчивая внешняя  и внутренняя среда предпринимательства

    Ассиметричные и неустойчивые взаимоотношения между партнерами по бизнесу внутри и вне бизнеса, основанные на личных связях 

    Симметричные и устойчивые взаимоотношения между партнерами внутри и вне бизнеса, основанные на возмездной основе


     

    Современный российский бизнес находится  в стадии становления рационального  процедурного предпринимательства. Элементы процедурного бизнеса в России только складываются.

     

    1.1.2 Формы экономической деятельности

    Экономическая деятельность представляет собой одну из форм активного участия человека в общественном производстве. В основе выделения различных экономических функций лежат различия ролей человека в общественном производстве источниках доходов. Как правило, в реальной жизни человек выполняет несколько функциональных ролей. Он может быть и наемным работником и владельцем акций предприятия. Точно также менеджер может быть одновременно и собственником фирмы.

    Формы экономической деятельности:

    · собственник различных материальных благ и финансовых активов, которые позволяют получать доход от предоставления их в аренду или кредит (собственник земельного участка, сдаваемого в аренду; кредитор и т.д.) [9]

    · наемный работник, работающий по найму на частном предприятии, получающий за свой труд заработную плату (токарь на заводе, преподаватель в университете и т.д.) [9]

    · предприниматель (бизнесмен) - организатор собственного бизнеса, получающий доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов. [9]

    · менеджер, занятый организаций управления на чужом предприятии. [9]

    Самой активной формой экономической  деятельности человека является предпринимательство  или бизнес.

    Информация о работе Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике