Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить предмет, задачи и проблемы взаимодействия в бизнесе.
Определение понятий моделей бизнеса и проведение анализа проблем взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в экономике рассмотрение как предмета.
Задачи:
Определить понятие бизнеса и его разновидностей, малого и крупного, объяснить их роль в современной экономике.
Раскрыть основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Выявить проблемы малого и крупным бизнеса. Проблемы взаимодействия между ними.
Проанализировать проблемы и противоречия малого и крупного бизнеса в Российской экономике и на конкретных примерах Перми и Пермского края.

Оглавление

Введение 3
Глава I Общие основы бизнеса. Взаимодействие крупного и мелкого
бизнеса 5
1.1 Бизнес как особый вид деятельности 5
1.1.1 Определение понятия «Бизнес» 5
1.1.2 Формы экономической деятельности 8
1.2 Виды бизнеса 9
1.2.1 Виды бизнеса и критерии их выделения 9
1.2.2 Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике 14
1.2.3 Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса 19
Глава II Анализ проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса. 23
2.1 Проблемы малого и крупного бизнеса 23
2.2 Масштабы и характер кооперационных связей малого
бизнеса и крупных предприятий 27
Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в
Пермском крае. 33
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Можно выделить четыре основные, причины, стимулирующие рост корпораций.

Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

Наряду с конкурентными  преимуществами крупный бизнес имеет  и слабые стороны. Рост фирмы часто  сопровождается снижением эффективности  ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

Сильные и слабые стороны крупного бизнеса

Таблица 6

Сильные  стороны

Слабые стороны 

Способность активно  изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к  росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса

Возможность для ограничение  доступа других фирм к достижениям  НТП и рационального бизнеса 

Экономия на издержках  производства

Падение эффективности  управление с ростом объема фирмы

Устойчивость

Негибкость, возможность потери контакта с потребителем


Малый бизнес

Если понятие крупный  бизнес - это понятие в основном экономическое. Законодательство специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными  организациями критериях (показателях), констатирующих сущность данного понятия.

 

 

 

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

- Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

- Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

- Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).

- Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

- Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные  функции малого бизнеса:

- Обеспечивает рост занятости.

- Снижает социальную напряженность.

- Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные  достоинства малого бизнеса проявляются  отнюдь не автоматически. Проблема состоит  в том, что небольшие предприятия  как правило подвержены гораздо  большему риску чем крупные фирмы.

 

Сильные и слабые стороны крупного бизнеса

Таблица 7

Сильные  стороны

Слабые стороны 

Гибкость

Зависимость от поддержки  крупных фирм и государства.

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

Высоко-рискованный характер

Использование незанятых  ресурсов на неформальных рынках

Интуитивный характер и  неспециализированное управление

 

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

 

Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР


Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут, же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Малый бизнес сильно зависит  от конъюнктуры. Небольшие размеры  не позволяют создать внутри фирмы  современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от государственной принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Для нормального развития экономики государства, успешного и конкурентоспособного рынка страны в целом, должны развиваться все отрасли экономики, взаимодействуя друг с другом. Взаимоотношения малого и крупного бизнеса, основанные на юридическом, экономическом взаимодействии и деловом партнерстве, в котором необходимо учитывать интересы этих структур.

 

1.2.3. Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса

Впервые проблема взаимодействия крупного и малого бизнеса поставлена на таком высоком уровне. Хотя, как и в мировой практике, в России все чаще крупные предприятия привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики очень выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам, их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но в период неблагоприятной конъюнктуры гиганты разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Это явилось одной из причин того, что во многих индустриальных странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе кооперации и специализации производства в крупные отраслевые консорциумы, которые довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями. Развитие форм и методов взаимодействия в условиях ожесточенной конкурентной борьбы за место под солнцем можно считать еще одним достижением мелких предприятий.

С одной стороны, крупные предприятия могут оказывать негативное влияние на малые предприятия через жесткую, в том числе и недобросовестную конкуренцию, постепенный захват рынков, на которых действуют малые предприятия. С другой стороны, крупные предприятия являются заказчиками для малых предприятий, делегируют им часть своих функций, используя их гибкость, сравнительно небольшую величину накладных расходов.

В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается, подчинен крупному бизнесу, через систему подрядов и субподрядов. Активно используются формы лизинга, франчайзинга и т.д. Лизинг выгоден тем, что позволяет малому предприятию получить современное оборудование без больших единовременных затрат. Крупному бизнесу, как правило обеспечивает гарантию возврата кредита, и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком. Франчайзинг - срочный или бессрочный договор коммерческой концессии, который предоставляет лицензиату (держателю франшизы) права использовать в своей предпринимательской деятельности за вознаграждение комплекс исключительных прав (франшиза) принадлежащих лицензиару (компании предоставляющей франшизу). С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду, обеспечить конкурентные преимущества. Франшиза обеспечивает малым фирмам выход на рынок под известной маркой, зарекомендовавшей себя на рынке, что снижает расходы на маркетинговую и рекламную деятельность. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и сферу своего влияния. В современных условиях выгоду от франчайзингового сотрудничества получают обе стороны.

Часть малого бизнеса  является дочерними и ассоциированными компаниями. Сотрудничая с крупным бизнесом малый бизнес, получает доступ к патентам, лицензиям, современным технологиям, финансам, а крупный бизнес получает дополнительную гибкость.

Создание венчурных компаний - рисковых мелких и средних фирм, занимающихся научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений также является широко распространенной формой сотрудничества крупного и малого бизнеса в условиях сетевой экономики. Классическим венчуром является инновационное предприятие создаваемое несколькими фирмами, каждая из которых вносит в капитал фирмы небольшую долю средств. Коллективное финансирование снижает риск и потери в случае, если инновация не сможет стать прибыльным бизнесом. В случае выигрыша фирмы-инвесторы получают право на лицензию и значительный выигрыш от роста курсовой стоимости акций фирмы. Малый бизнес получает стартовый капитал.

В последнее время активно развивается  такая форма взаимодействия малого и крупного бизнеса как аутсорсинг. Аутсорсинг - передача сторонней организации тех или иных функций бизнеса. Различают производственный аутсорсинг, когда независимой фирме передаются те или иные задачи, связанные с производством продукции (аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции). И аутсорсинг управленческий, когда независимым организациям передаются те или иные управленческие функции, чаще маркетинговые, сбытовые и т.д.

В зависимости от обстоятельств, предприятия могут объединяться в:

* ассоциации - договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация;

* корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;

* консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;

* концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;

* картели - договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности;

* синдикаты - разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения;

* тресты - монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность; 
* холдинги - специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал;

* финансовые группы (финансово-промышленные группы) - объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит. 

Сложившаяся ситуация в  стране и в мире в целом, заставляет бизнес искать варианты выживания. Государство по возможности помогает малому и крупному бизнесу. Но полагаться только на государство это давно в прошлом. Сейчас надо самим выходить из сложившейся ситуации, например создавая различные объединения, финансовые группы и вступать в партнерские взаимоотношения. Вступая во взаимоотношения, друг с другом могут возникать различные проблемы, которые мы и рассмотрим во второй главе этой работы.

 

 

ГЛАВА II    АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА. ПРИМЕЫ В ПЕРМИ И ПЕРМСКОМ КРАЕ.

2.1.  Возникающие проблемы  малого и 

крупного бизнеса

В настоящее время  в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Информация о работе Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике