Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить предмет, задачи и проблемы взаимодействия в бизнесе.
Определение понятий моделей бизнеса и проведение анализа проблем взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в экономике рассмотрение как предмета.
Задачи:
Определить понятие бизнеса и его разновидностей, малого и крупного, объяснить их роль в современной экономике.
Раскрыть основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Выявить проблемы малого и крупным бизнеса. Проблемы взаимодействия между ними.
Проанализировать проблемы и противоречия малого и крупного бизнеса в Российской экономике и на конкретных примерах Перми и Пермского края.

Оглавление

Введение 3
Глава I Общие основы бизнеса. Взаимодействие крупного и мелкого
бизнеса 5
1.1 Бизнес как особый вид деятельности 5
1.1.1 Определение понятия «Бизнес» 5
1.1.2 Формы экономической деятельности 8
1.2 Виды бизнеса 9
1.2.1 Виды бизнеса и критерии их выделения 9
1.2.2 Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике 14
1.2.3 Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса 19
Глава II Анализ проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса. 23
2.1 Проблемы малого и крупного бизнеса 23
2.2 Масштабы и характер кооперационных связей малого
бизнеса и крупных предприятий 27
Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в
Пермском крае. 33
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Такое же единодушие демонстрируют  регионы в выборе предпочтительных форм кооперации. В среднем, порядка 75% опрошенных утверждают, что наилучшей  формой отношений с крупными предприятиями являются договорные, они позволяют сохранить малому бизнесу свою самостоятельность и независимость, что для них представляется главным и неоспоримым преимуществом. Лишь не более 10% предпринимателей готовы идти на создание совместного предприятия, столько же готовы обсуждать формы передачи технологий, но это скорее особые случаи сотрудничества, когда отношения между будущими партнерами выстраивались давно и зашли достаточно далеко. Здесь скорее сама решаемая задача диктует соответствующие формы. В целом же, неоспоримый приоритет отдается договорным отношениям.

Из анализа масштабов и характера кооперационных связей малого бизнеса и крупных предприятий, можно сделать следующие выводы:

-   от 30% до 40%, что примерно соответствует средней по выборке доле субъектов МП, участвующих в той или иной форме кооперационных связей с крупными предприятиями.

-  Для таких отраслей, как промышленность, наука и научное обслуживание, строительство, розничная торговля и бытовое обслуживание населения. Во всех случаях наиболее распространенными являются материальные потоки между членами кооперации - это комплектующие, оборудование, транспорт, объекты капитального строительства. Передача финансовых ресурсов более распространена в розничной торговле и строительстве.

-  Для малого бизнеса основными стимулами для кооперации с крупным являются расширение масштабов производства и совместные НИОКР.

2.3 Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в Пермском крае.

Взаимодействие малых и крупных предприятий в Пермском крае, а именно в такой отрасли как машиностроение можно сравнить предприятия Пермсикй металлургический комплекс и завод «Точлит», инновационная ЦНТИ и ООО «Аксис», аграрные сферы СХПК «Труженик» и «Уралагро».

Итак, Пермский край — один из экономически развитых регионов России. В 2007 году объем валового регионального продукта составил 436 203 млрд. руб, средняя начисленная заработная плата - 9516,2 руб.

В машиностроении важную роль играет производство продукции военного назначения. Крупнейший центр машиностроения — Пермь; производятся авиационные и ракетные двигатели, нефтедобывающее и горно-шахтное оборудование, бензомоторные пилы, аппаратура связи, суда, кабельная и другая продукция. Крупнейшие предприятия — Мотовилихинские заводы и Пермский моторостроительный комплекс. Мы рассмотрим взаимодействие Пермского моторостроительного комплекса и Металлургического завода "Точлит" (малое предприятие), занимающегося производством готовых металлических изделий металлургии.

Организация совместных производств позволит и существенно снизить острую зависимость от поставок импортных комплектующих. Она уже давно является препятствием для максимальной загрузки производственных мощностей.

Другим важным направлением в сфере обеспечения конструктивного взаимодействия крупного и малого бизнеса в рассматриваемой отрасли по праву можно считать создание кластеров. Такая форма объединения усилий близких по профилю своей деятельности хозяйствующих субъектов использует эффект синергетики, возникающий в результате совместного действия конкурентов, поставщиков и покупателей в рамках образующейся сети. Преимущества кластера раскрываются в полной мере там, где высока плотность специализированных ресурсов для инновационного развития, высококвалифицированных кадров, инновационных фирм, исследовательских институтов.

В рамках развитого отраслевого  кластера подобного рода создаются  благоприятные условия для привлечения  широкого круга малых и средних предприятий к интеграционному взаимодействию с крупными структурами. Здесь возможны различные формы, в числе которых образование компактных временных коллективов для реализации четко сформулированной задачи или проработки некоторой идеи, необходимой, например, для повышения конкурентоспособности крупного предприятия (интрапренерство); создание и мониторинг работы специализированной малой фирмы для решения задач инновационного характера (инкубаторство); формирование различного рода сателлитных структур, сохраняющих родственные узы с крупными компаниями-"родителями", а также сети малых предприятий, работающих по схеме франчайзинга.

Благодаря кластерам  открывается "второе дыхание" и  у таких проверенных временем форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, как

субконтрактация. Она, как известно, представляет собой  разновидность кооперационного партнерства крупных и малых структур на основе договора. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия без собственного участия, либо на основе привлечения малых фирм к работе на отдельных стадиях технологического процесса. На условиях субконтрактации может осуществляться и работа малых предприятий на давальческом сырье. В рамках кластера успешнее и оперативнее решаются вопросы по аренде помещений, льготному кредитованию, модернизации основных фондов, по поставкам оборудования по лизингу и франчайзингу. Становится возможной, и это главное, поддержка инновационной деятельности и технологического трансферта, обучение и консультационное сопровождение.

Анализ конкурентоспособности  и устойчивости малых предприятий выявил, что малое предпринимательство сдерживает тенденция монополизации рынка крупными производителями, поэтому правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание1.

Весьма специфичны взаимосвязи между Пермскими  малыми и крупными фирмами в инновационной сфере. Например, такие организации как ЦНТИ (отдел инновационных технологий и стратегического планирования) и ООО «Аксис», занимающиеся инновационными проектами. Здесь поисковый характер работы предопределяет необходимость постоянных контактов, позволяющих корректировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Особенности взаимосвязей обусловлены также корпоративными интересами работников инновационной сферы, которые обеспечивают научную интеграцию любых организаций независимо от их размера2.

Пермь считается  одним из крупнейших аграрных регионов России. Крупным и малым предприятиями здесь можно считать СХПК «Труженик» и «Уралагро» соответственно. Социально-экономическое развитие региона, формирование рыночной системы хозяйствования находится в тесной связи с развитием малого сектора экономики. В то же время производственная сфера деятельности остается менее привлекательной для малого бизнеса, чем непроизводственная, что объясняется большими стартовыми затратами и медленной отдачей вложенных средств и по-прежнему в аграрной сфере региона превалируют крупные предприятия и объединения. При этом существует определенная взаимосвязь эффективности экономики, уровня общественного благосостояния и уровня организации взаимодействия крупных и малых предприятий. Поэтому между ними должна соблюдаться определенная сбалансированность. Малый бизнес может заполнить те ниши, которые ранее пустовали и которые не готов занять крупный и средний бизнес. При этом организация взаимосвязей между крупными и малыми предприятиями

 


1Управление малым предприятием крупной компанией // Ж. «Теория и практика управления: новые подходы»,Выпуск восьмой. - М., Университетский гуманитарный лицей, 2007 год.

2 Механизмы интеграции малого и крупного бизнеса // Ж. «Теория и практика управления: новые подходы», Выпуск десятый. - М., Университетский гуманитарный лицей, 2007 год.

аграрного сектора  представляет большой интерес, так  как приращение собственных средств предприятия обеспечивается прибыльностью его работы путем организации устойчивого взаимного функционирования предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в условиях рыночной экономики. Хотя малые предприятия легче адаптируются к изменениям конъюнктуры рынка, «запас прочности» у них невелик, а перспектива развития зависит от того, насколько благоприятна окружающая среда и как эффективно работает система поддержки малого предпринимательства.

Долговременное  стабильное развитие малых предприятий  в реальном секторе возможно при  условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных предприятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного кооперационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.3

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: оптимальная  взаимосвязь мелких и крупных предприятий и фирм обеспечивает получение сбалансированного экономического роста.

Рассмотрев  три отрасли Пермского края (машиностроение, сельское хозяйство, инновации) необходимо сформулировать наиболее актуальные направления взаимосвязей малых и крупных предприятий:

  • налаживание производственной кооперации между малыми и крупными 
    предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки 
    крупных (в машиностроении);
  • участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, 
    использование     малыми     предприятиями     свободных     производственных 
    площадей и оборудования крупных промышленных предприятий (в аграрном 
    секторе);

 

3 Государственная поддержка малых предприятий в России // М.: Экономические науки. Научно-информационный журнал. Апрель 2008.


  • совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в 
    сфере   научных   исследований,   технических   разработок   и   инноваций   (в 
    инновационной деятельности).

Развитие многообразных  взаимосвязей между малыми и крупными предприятиями является важной частью общей политики в деле реструктуризации российской экономики.

Хорошо когда эти  взаимодействия отлажены, но в связи  со сложившейся ситуацией в стране возникают новые и может уже забытые в прошлом проблемы.

Например: неплатежеспособность заказчиков, или невозможность выполнить заказы МП на комплектующие детали. С этими проблемами столкнулось такое крупное предприятие как ОАО «Пермский моторный завод», в данное время на сборке стоит несколько двигателей ПС не укомплектованных.

Некоторые потому что  нет поставки агрегатов, другие из-за невозможности закупить агрегаты (нет выплат от заказчиков).

Другая проблема более  крупные  компании заняли ниши более  мелких компаниями. Например: ОАО ПЗСП – один из крупнейших застройщиков Прикамья,  открывает для себя новые проекты, это строительство катеджных поселков. По сведениям Вячеслава Пермякова,  это президент «Пермского торгового дома недвижимости», в ближайшее время еще 2 крупных Пермских девелопера заявят о новых проектах. Назвать их он отказался.

Возникают проблемы в  получении кредитов особенно для  мелких предпринимателей, да и для  крупных компаний тоже. Проблемы в  заказах, многие крупные компании отказываются от услуг более мелких, выполняя своими силами, обеспечивая работой своих сотрудников. Упали объемы продаж  в магазинах, народ перетекает на рынки. Для привлечения покупателя в магазинах проводятся разные акции, скидки, распродажи, розыгрыши и т.д. В этот трудный период каждый пытается выжить как может. Особенно в это трудное время малый и крупный бизнес должны поддержать друг друга. Дальнейшее развитие и эффективность работы зависит от слаженности и взаимоподдержки между предприятиями. Не малое значение для того, чтобы бизнес развивался, играет государство, надо чтобы оно оказывало содействие.

Государственное регулирование  крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Государственная поддержка  малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

· Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)

· Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса и т.д.)

· Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления и т.д.)

· Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом благодаря  государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается  наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам.

Информация о работе Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике